Аккорд, трезвучие, трезвучия на ступенях мажорного, минорного лада
Созвучие из 3-х или более звуков разной высоты называется аккордом – от итальянского «согласие». В классической музыке основное значение приобрели аккорды, звуки которых расположены или могут быть расположены по терциям. Виды аккордов терцовой структуры различаются от количества входящих в них звуков. Наиболее употребительные виды аккордов – трезвучия и септаккорды. Трезвучие – аккорд, состоящий из 3-х звуков, расположенных по терциям. Звуки трезвучия имеют свои названия: нижний звук – основной или прима; второй – терцовый или терция; третий - квинтовый или квинта;
В зависимости от вида терций, входящих в аккорд, различаются следующие трезвучия: Мажорное Б53= б.3 + м.3 Минорное М53=м.3 + б.3 Увеличенное Ув53=б.3 + б.3 Уменьшенное Ум53=м.3 + м.3 Кроме основного вида трезвучия имеют 2 обращения: секстаккорд – 6 квартсекстаккорд - 6 4 Структура и характер звучания зависят от вида терций и кварт, входящих в обращение: Б6 = м.3 + ч.4 Б64 = ч. 4 + б.3 М6 = б.3 + ч.4 М64 = ч. 4 + м.3 Ув6 = 6.3 + ум.4 Ув64 = ум. 4 + б.3 Ум6 = м.3 + ув.4 Ум64 = ув. 4 + м.3
Билет № 6
Октавы. Названия октав. Все звуки, употребляемые в музыке, распределены на 7 октав. (Слева направо по клавиатуре) – низкие звуки: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава; средние звуки – первая октава; высокие звуки – вторая, третья, четвёртая октавы.
12. Параллельные, одноимённые, энгармонически равные тональности. Одноимёнными тональностями называются такие тональности, которые имеют одну тонику (до, до), но разные ключевые знаки: До мажор – до минор; Си мажор – си минор и т. д. Параллельные тональности, это такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, но разные тоники: До мажор – ля минор; Фа мажор – ре минор и т. д. Параллельные тональности находятся друг от друга на расстоянии интервала м. 3 (от мажора ↓ м. 3, от минора ↑ м. 3). Энгармонически равные тональности – тональности, одинаковые по звучанию, но различные по названию. Тональности, энгармонически равные (например): Си мажор – До бемоль мажор соль диез минор – ля бемоль минор До диез мажор – Ре бемоль мажор ля диез минор – си бемоль минор
Билет № 7
Лад. Тональность. Система взаимосвязи устойчивых и неустойчивых звуков называется ладом. Мажор и минор – наиболее распространённые в музыке лады. Главный опорный звук лада – I ступень - называется тоникой. На тонике чаще всего заканчивается мелодия. Высотное положение лада называется тональностью. Тональность складывается из названия лада и названия тоники: минор «ре» = ре минор. Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до её октавного повторения.
|