Студопедия — Авторские и смежные права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Авторские и смежные права






Основной характеристикой субъективных авторских и смежных прав является их исключительность.

Согласно статье 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться своим исключительным правом.

Авторское право предполагает, что автору предоставлены определенные возможности (правомочия), связанные с созданием творческого произведения. Таким образом, единое авторское право можно считать состоящим из отдельных авторских правомочий. Авторские правомочия также часто называют субъективными авторскими правами.

Гражданский кодекс Российской Федерации различает неимущественные авторские и смежные права, исключительное право и иные права. Разграничение неимущественных и имущественных прав связывают и с тем, что неимущественные права, как правило, могут принадлежать только автору, а имущественные – и другим лицам. Большинство неимущественных прав охраняется бессрочно, а имущественные права имеют ограниченный срок действия.

Первоначальным и основным личным неимущественным правом считается право авторства, под которым понимают юридически обеспеченную возможность лица считаться автором произведения и вытекающую из этого возможность требовать признания этого факта от других лиц. Данное право может принадлежать только создателю произведения, оно способствует доведению до общества информации об авторе и его творчестве и позволяет индивидуализировать результаты интеллектуальной деятельности.

Автору принадлежит также право на имя, т. е. право использовать или разрешать использование произведения под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно. Автор вправе требовать указания своего имени при любом способе использования произведения, причем имя автора (псевдоним) не должно искажаться. При использовании произведений в рекламе, когда указание имен всех авторов нецелесообразно, важно получить от авторов письменное согласие на использование их произведений без указания имени.

Еще одним неимущественным правом является право на неприкосновенность произведения, которое по своему смыслу означает запрет без согласия автора вносить в произведение изменения, сокращения, дополнения, снабжать его иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и т. п.

Любое творческое произведение обнародуется и используется в том виде, в котором оно представлено или согласовано с автором. Всякое изменение или дополнение произведения, сочетание его с другими произведениями должно производиться только с согласия автора. При использовании произведения в рекламных целях важно получить согласие автора на его изменение и дополнение, включение в состав рекламы. При этом изменения и дополнения не должны наносить ущерб чести, достоинству и деловой репутации автора.

Нарушения неприкосновенности произведений встречаются достаточно часто в виде несогласованных с автором изменений, дополнений, разрушения произведения и т. п. Ответственность к правонарушителю может быть применена по инициативе автора в виде выплаты компенсации и возмещения морального вреда, удовлетворения требований автора об устранении нарушений, публикации соответствующей информации о нарушении, прекращении распространения произведения и т. д.

Интересное дело было рассмотрено канадским судом. Известный скульптор Майкл Сноу создал композицию под названием «Flight-Stop», которую впоследствии продал торговому центру в Торонто – «Итон-Центру». Композиция представляла собой скульптурное изображение летящей клином стаи гусей. В канун Рождества руководство «Итон-Центра» решило повязать каждому гусю на шею бант из красной ленты. Сноу подал в суд иск, в котором требовал признания действий ответчика наносящими ущерб его чести и достоинству. Автор твердо стоял на том, что его реалистическая скульптурная группа благодаря украшательству в виде красных бантов превратилась в настоящее посмешище, – это то же самое, утверждал ваятель, что украсить серьгами уши Венеры Милос-ской… Верховный суд провинции Онтарио принял решение в пользу Сноу, обязав ответчика снять ленты со скульптурной группы. При этом суд указал, что считает возможным довериться в этом вопросе объяснениям автора, если они не носят заведомо вздорный характер. Уточняя этот посыл, судья заметил, что выражение «способно нанести ущерб чести и репутации автора» подразумевает допущение субъективной оценки автора, при условии, что такая оценка, по мнению суда, не будет явно не соответствовать требованиям разумности [80, с. 428].

К неимущественным правам автора, наиболее близко связанным с имущественными правами, относится право на обнародование произведения. Сущность права на обнародование – юридически обеспеченная возможность автора сделать произведение доступным для публики. Обнародование изменяет правовой режим произведения и открывает возможности для его использования без согласия автора в случаях, указанных в законе. Только сам автор может решить вопрос о готовности произведения к обнародованию, а также времени, месте, способе обнародования. Данное право всегда реализуется с каким-либо иным правом автора – правом на публичный показ, публичное исполнение, опубликование и т. п.

Из права автора на обнародование непосредственно следует и право на отзыв, т. е. отказ от ранее принятого решения об обнародовании произведения. При этом автор должен возместить пользователю убытки, причиненные таким решением, включая упущенную выгоду. Неимущественные права авторов закреплены также в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1971), и, соответственно, должны присутствовать в законодательстве любого государства – участника конвенции.

Исключительное право на произведение означает право использования произведения в любой форме и любым способом. Автор, в частности, вправе:

• воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

• распространять экземпляры произведения (право на распространение);

• импортировать оригинал или экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт);

• публично показывать произведение (право на публичный показ);

• публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

• сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и/или последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

• сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

• переводить произведение (право на перевод);

• переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

• сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов.

Способ использования произведения определяет автор. Приведенный выше перечень прав автора отражает лишь наиболее распростра ненные способы использования произведения и не может считаться исчерпывающим.

Автор может также распорядиться исключительным правом на произведение путем заключения договоров об отчуждении исключительного права на произведение либо лицензионных договоров.

Важнейшим имущественным правом автора является право на получение вознаграждения за использование произведения. Размер и/или порядок исчисления авторского вознаграждения устанавливаются в соответствующем договоре.

Данное право носит относительный характер и подразумевает возможность оговорить с приобретателем размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения.

На практике право на вознаграждение за каждый случай использования произведения чаще всего реализуется в следующем виде:

• в рамках договора об отчуждении права или лицензионного договора;

• в рамках договора с работодателем (для служебных произведений);

• через организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Любой способ использования произведения, кроме установленных законом ограничений, требует согласования с автором. Ограничения эти подробно прописаны в статьях 1273–1280 Гражданского кодекса Российской Федерации. Они касаются в основном общественно необходимых способов использования произведений и не имеют отношения к рекламе.

Имущественные права авторов постоянно дополняются и расширяются с развитием техники, технологий, творческих возможностей.

Смежные права, с одной стороны, близки к авторским (особенно права исполнителей), а с другой – использование объектов смежных прав носит чаще всего коммерческий характер, поэтому среди прав преобладают имущественные.

Творческий труд исполнителя – артиста, режиссера, постановщика, музыканта, танцора, певца – по своему характеру близок к творческому труду автора, в связи с чем права исполнителя и права автора имеют много общего.

Исполнитель обладает в отношении своего исполнения неимущественными правами и исключительным правом.

К неимущественным правам исполнителя относятся следующие:

• право авторства – право признаваться автором исполнения;

• право на имя – право на указание своего имени (наименования коллектива) или псевдонима (право на имя не предоставляется в случаях, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей);

• право на неприкосновенность исполнения – право на защиту исполнения от всякого искажения, т. е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно. После смерти исполнителя охрана этих прав осуществляется наследниками, их правопреемниками и другими лицами.

Исключительное право на исполнение означает право использовать исполнение любым не противоречащим закону способом, в том числе:

• сообщать в эфир исполнение или его запись;

• сообщать по кабелю исполнение или его запись;

• записывать исполнение;

• воспроизводить запись исполнения (изготавливать фонограмму);

• распространять запись исполнения;

• доводить запись исполнения до всеобщего сведения;

• публично исполнять запись исполнения;

• сдавать оригинал или экземпляры записи исполнения в прокат.

Если исполнитель дал согласие на запись исполнения, он считается передавшим свое исключительное право на воспроизведение, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю в отношении этой записи.

Исполнитель вправе распоряжаться своим исключительным правом и получать в связи с этим вознаграждение (доход).

Распределение вознаграждения между членами коллектива исполнителей осуществляется поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное. При этом каждый член коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Исполнителю принадлежит право на вознаграждение:

• за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях;

• за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, ее сообщение в эфир или по кабелю.

Данное вознаграждение должно выплачиваться аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе.

Если исполнение создано в рамках выполнения служебного задания, исключительное право на него принадлежит работодателю, за исключением случаев, предусмотренных договором или Гражданским кодексом Российской Федерации.

Изготовитель фонограммы обладает отдельными неимущественными правами и исключительным правом на фонограмму. К неимущественным правам относятся следующие:

• право на указание на экземплярах фонограммы и/или их упаковке своего имени или наименования;

• право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; (указанные права действуют в течение жизни правообладателя – гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы);

• право на обнародование фонограммы;

• право на опубликование фонограммы.

Права изготовителя фонограммы осуществляются с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

Исключительное право на фонограмму означает право использовать ее любым не противоречащим закону способом, в том числе:

• публично исполнять;

• сообщать в эфир;

• сообщать по кабелю;

• доводить фонограмму до всеобщего сведения;

• воспроизводить фонограмму или ее часть;

• распространять фонограмму (при этом действует принцип исчерпания прав: если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения);

• импортировать оригинал или экземпляры фонограммы в целях распространения;

• сдавать оригинал и экземпляры фонограммы в прокат;

• перерабатывать фонограмму (лицо, правомерно осуществившее переработку, приобретает смежное право на переработанную фонограмму).

Изготовитель фонограммы вправе распоряжаться своим исключительным правом и получать в связи с этим вознаграждение (доход).

Изготовителю фонограммы принадлежит также право на вознаграждение:

• за свободное воспроизведение фонограммы в личных целях;

• за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, ее сообщение в эфир или по кабелю.

Данное вознаграждение должно выплачиваться аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе.

Организации эфирного и кабельного вещания обладают исключительным правом на сообщение радио– или телепередач, т. е. вправе использовать это сообщение любым не противоречащим закону способом, в том числе:

1) записывать сообщения радио– или телепередачи;

2) воспроизводить записи сообщения радио– или телепередачи;

3) ретранслировать;

4) доводить сообщения радио– или телепередачи до всеобщего сведения;

5) публично исполнять;

6) сообщать в эфир, по кабелю.

Если организация дала согласие на запись передачи, считается, что она автоматически передала исключительное право на использование этой записи (право на сообщение в эфир, по кабелю, воспроизведение, публичное исполнение).

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания.

Организация эфирного или кабельного вещания вправе распоряжаться исключительным правом на сообщение радио– или телепередачи.

Изготовителю базы данных принадлежит неимущественное право на указание на экземплярах базы данных и/или их упаковках своего имени или наименования и исключительное право.

Содержание исключительного права изготовителя базы данных составляет возможность извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом.

Условием существования данного права являются существенные затраты на создание, включая обработку и представление материалов, базы данных. Гражданским кодексом Российской Федерации установлена презумпция, согласно которой считается, что существенные затраты вложены в создание базы данных, содержание которой составляют не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов).

Публикатору принадлежат неимущественные права и исключительное право публикатора на обнародованное им произведение.

Объект прав публикатора – это произведение, которое могло быть признано объектом авторского права независимо от времени его создания. Произведение может быть обнародовано публикатором в переводе или в виде иной переработки. Не могут быть объектами прав публикатора произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.

К неимущественным правам публикатора относятся следующие:

• право на указание своего имени на экземплярах обнародованного произведения и в иных случаях его использования;

• право разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений, при условии, что этим не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора.

Исключительное право публикатора на произведение означает право использовать произведение следующими способами:

1) воспроизводить произведение;

2) распространять произведение (действует принцип исчерпания прав);

3) публично показывать произведение;

4) импортировать оригинал или экземпляры произведения в целях распространения;

5) сдавать оригинал или экземпляры произведения в прокат;

6) публично исполнять произведение;

7) сообщать произведение в эфир, по кабелю;

8) доводить произведение до всеобщего сведения.

В отличие от исключительного права автора право публикатора носит ограниченный характер.

Публикатор произведения может распоряжаться указанным исключительным правом и получать в связи с этим вознаграждение.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации о смежных правах изготовителя базы и публикатора вступают в силу 1 января 2008 г.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.

Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права продлевается на четыре года.

Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись (или годом, в котором фонограмма была обнародована, при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи).

Исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфир или по кабелю.

По истечении срока действия исключительного права исполнение, фонограмма, сообщение радио– или телепередачи переходят в общественное достояние.

Указанные сроки охраны прав применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия смежных прав не истек к 1 января 1993 г.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания (годом обнародования – в случае обнародования базы данных в указанный период). Данный срок возобновляют при каждом обновлении базы данных.

Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Исключительное право публикатора на произведение может быть прекращено досрочно в судебном порядке, если при использовании произведения правообладатель нарушает требования в отношении охраны авторства, имени автора или неприкосновенности произведения.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 526. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия