Украинский архитектурный модерн
Сообщение
На тему «Украинский архитектурный модерн»
Студента 1 курса
Группы
Карева Данила
2014г
Модерн как стиль в архитектуре и искусстве зародился на рубеже XIX-XX вв. сначала в Европе, а затем в России, включал в себя различные художественные течения и школы. Его отличительными особенностями являлся отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям в архитектуре. В других странах стиль модерн называли: «тиффани» в США, «арнуво» во Франции, «югендстиль» в Германии, «стиль Сецессион» в Австрии, «модерн стайл» в Англии, «стиль либерти» в Италии. Стиль модерн опирался на романтизм, эстетику У. Моррисона, А. Макмёрдо, а также представлял синтез искусств. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций. Все это имело свое выражение и в архитектуре. Безусловными родоначальниками и законодателями модерна являлись архитекторы Бельгии, Австрии и Германии, идеи которых, как и многие другие достижения Европы, проникли в Россию и на Украину. Украинский архитектурный модерн (УАМ) — один из украинских архитектурных стилей, разновидность стиля модерн, который развивался на территории Украины на протяжении почти 40 лет, с 1903 по 1941 годы. В основе УАМ лежат народные традиции домашнего и церковного строительства и достижения украинской профессиональной архитектуры и прежде всего барокковой, влияние которой, начиная с 1910 года было заметным и даже возрастающим. Сильным было также влияние европейского модерна. Основной причиной появления нового стиля был переход от патриархально-аграрно-ремесленного к индустриально-урбанистическому обществу. Развитие промышленности способствовало возникновению новых технологий и материалов (бетона, железобетонных конструкций, использование металла в массовом жилищном строительстве). Важную роль в формировании нового стиля сыграл социальный фактор, связанный с динамическими процессами урбанизации. Отток населения из деревень, рост городов, интенсивное жилищное строительство, застройка великих городов, культ машин, техницизм - все это создавало предпосылки для возникновения новых форм искусства. На смену аристократической культуры столичных центров и барских имений шла новая демократическая культура городов. Формированию стиля архитектурного модерна в Украине способствовала деятельность крупных архитектурно-строительных фирм, которые внедряли новые инженерные решения и современные технологии (В. Николаева и В. Городец кого в Киеве, О. Гинзбург, И. Левинского, Е. Жиховича во Львове). Архитектурный модерн в Украине представлен четырьмя основными тенденциями: I) декоративизм (модернизация архитектурного наследия); 2) национальный стиль; 3) рационализм; 4) стиль сецессии на западноукраинских землях. Классическим образцом украинского архитектурного модерна стал дом "с химерами" архитектора В. Городецкого по ул. Банковой, построенный в 1901 – 1903 гг в экспрессивном стиле неоромантизма, он представлял собой переходный тип между особняком и доходным домом. Внешний вид дома творил единый ансамбль с изысканными модерными интерьерами.К выдающимся примерам дворцовой архитектуры в Украине относятся царский дворец в Ливадии, построенный в 1910-1911гг в неоренессансном стиле архитектором М. Красновым. К лучшим образцам архитектуры модерна с неоренессансными чертами принадлежит "Ласточкино гнездо", построенное архитектором О. Шервудом в 1912 г. Одной из самых эффектных сооружений в Киеве в стиле модерн с элементами итальянской неоготики стал построенный в 1902-1905 гг по проекту архитекторов О. Кобелева и О. Вербицкого Государственный банк по ул. Институтской, где видно органическое единство внутренних пышных интерьеров, украшенных лепниной и росписями, и внешней архитектурой с использованием гранита и декоративной пластики. В формах неоклассицизма с влиянием античных образцов в 1904-1906 гг была построена Городская библиотека в Одессе по проекту архитектора Ф. Нестурха. Фасад здания украшен портиком с ионическими колоннами, верхнюю часть венчают шесть кариатид в античном духе с манускриптами, книгами и венками в руках. Эти элементы классицизма удачно сочетались с модернистскими находками - окна двух этажей библиотеки объединялись общими наличниками. В Киеве неоампир был представлен сооружениями Педагогического музея (1909-1911 гг., архитектор П. Алешин) и Пассажа (1913-1914 гг., архитектор П. Андреев). В традициях позднего неоренессанса построен в 1913 г. по проекту архитектора В. Рикова комплекс помещений Мариинский общины сестер милосердия в Киеве. Центральный портал украшен венецианскими окнами с колоннами, между которыми помещаются античные статуи работы скульптора Ф. Балавенского. Важным достижением украинского модерна было создание национального стиля в архитектуре, в котором сосуществовали две тенденции - стилизация под народную архитектуру и возрождение традиций украинского барокко. Толчок к формированию национального стиля положил конкурс проектов на помещение земства, победу на котором среди выдающихся мастеров завоевал молодой художник В. Кричевский. По его проекту в 1903 - 1908 гг. построенный дом Полтавского земства. Центром композиции является холл с парными лестницами, окруженной колоннадой второго этажа, и большой зал заседаний, украшенный орнаментами и живописью художника М. Самокиша. Выполненные ими живописные полотна приобретают патриотического содержания и национального пафоса, провозглашая идеи демократического самоуправления "Выборы полковника Пушкаря", защиты родного края "Казак Голота", экономических и торговых связей "Млечный Ромодановский путь". На фасаде изображены щит с гербами казачьих полков Полтавщины, прекрасные резные двери украшены орнаментом на тему "Дерево жизни". Этот памятник украинского модерна в национальном стиле выступал образцом синтеза искусств, что соответствовало древним архитектурным традициям украинского народа. Третье направление в архитектуре украинского модерна - это рационалистический модерн Для него характерными были сдержанность, аскетизм, минимизация по украшениям и отделки, преимущественно геометрические формы. Выдающимся образцом рационалистического модерна стал построенный (архитектор Г. Гай) в 1908-1912 гг Бессарабский рынок в Киеве. Он стал первым крытым рынком в Украине, отвечал модерным стандартам: оригинальная шарнирная конструкция, новейшее технологическое оборудование, что позволяло хранить продукты, подача воды, вентиляция, отопление. Металлические арки-фермы, стекло, большие витрины, высота зала (по центру 32 м), пространство поражали величием и демонстрировали новые материалы и технологии. В этом сооружении сочетались современные, рационалистические формы с национальными мотивами. Так, фасад здания украшен большими витринами традиционной и арочной формы, рельефами скульпторов Т. Руденка и О. Теремца, коваными цветами, орнаментами из кирпича. Поражает металлопластика на решетке ворот, где изображены стаи уток, над воротами - бычьи головы, отражающей народные мотивы, естественно сочетались с модерно-рационалистической стилистикой. Стиль сецессии, возникающая на западноукраинских землях, сочетал элементы модерна и народной архитектуры украинского Запада. Типичным вариантом украинской сецессии является помещение банка "Днестр" в Львове, построенное в 1905-1906 гг (архитектор И. Левинский и др.). Силуэт его напоминает традиции народной архитектуры Карпат, сооружение украшено лепниной и майоликой под влиянием гуцульской керамики. В формах сецессии выдержан особняк врача Панчищина во Львове. Построен в 1915 г (архитектор О. Лушпинский), он органично соединил модерн и традиции гуцульской резьбы. Сецессия как национально ориентированный стиль в архитектуре свидетельствовал о росте национального сознания украинского населения в западноукраинских землях в начале XX в результате модернизации политического и динамики экономического роста.
|