Студопедия — СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 11 страница






Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у к-рых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением двигательных механизмов ЦНС. Дети, перенесшие полиомиелит, могут успешно овладевать программой общеобразовательной школы. Однако последствия заболевания в нек-рых случаях могут отразиться на психич. развитии ребёнка и проявиться в замкнутости характера, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в своих силах, в недоразвитии волевой сферы. При правильном пед. подходе к ребёнку подобных реактивных настроений можно избежать.

При дет. церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений двигательных функций со своеобразной аномалией психич. развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познават. функций, пространственно-временных представлений, практич. навыков и др.

Клинич. и психолого-пед. характеристика детей, страдающих церебральными параличами, чрезвычайно разнообразна. Напр., у них по-разному проявляются двигательные нарушения: при одних формах заболевания больше страдают движения рук, при других — ног; возможно нарушение движений всех конечностей. У нек-рых детей при достаточном объёме движений отмечаются т. н. апраксии — неумение выполнять целенаправленные практич. действия. В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений. При нек-рых формах заболевания выполнение всех произвольных движений затруднено главным образом из-за насильственных, непроизвольных движений — т. н. гипер-кинезов.

Обучение и воспитание детей, страдающих церебральным параличом, осуществляются в спец. школах.

Лит.: Семенова К. А., М а с т ю-кова Е. М., Смуглин М. Я., Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей, М.. 1972; Семенова К. А., Махмудова H. M., Мед. реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом, Таш., 1979.

 

Дети со сложными видами нарушений. К детям со сложным (комбинированным) дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха)в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. В данной категории выделяются следующие группы детей: умственно отсталые глухие и слабослышащие, умственно отсталые слепые и слабовидящие, глухие слабовидящие, слепоглухонемые. Встречаются также дети со множественными Дефектами.

Сложный дефект — это не просто сумма двух и более дефектов; он качественно своеобразен, имеет свою структуру, отличную от составляющих его аномалий. Сочетание дефектов искажает развитие детей в значительно большей степени, чем А. д. других категорий. Обучение и воспитание детей со сложными дефектами осуществляются в специальных уч.-воспитат. учреждениях, куда они направляются на основании заключения медико-пед. комиссии в соответствии со степенью выраженности того или другого дефекта.

Особую группу составляют слепо-глухонемые дети. Они страдают глубокими нарушениями зрения, слуха и связанным с глухотой отсутствием речи. Если слух потерян в возрасте до 5 лет, когда речь ещё окончательно не сформировалась, то без спец. занятий речь ребёнка распадается. Слепоглухонемые дети лишены возможности обычного общения с людьми, их связь с внеш. миром крайне ограничена, поэтому их развитие существенно отличается от развития не только нормальных детей, но и др. категорий А. д. Слепоглухонемые дети, не получившие своевременно спец. обучения и воспитания, отличаются глубоким недоразвитием психики.

Развитие компенсаторных возможностей в процессе спец. обучения и воспитания во многом зависит от времени возникновения, степени и характера нарушений зрения и слуха, от сохранности эмоционально-волевой сферы, от первичной сохранности интеллекта ребёнка. В Рос. Федерации обучение и воспитание осуществляются в спец. детском доме для слепоглухонемых, к-рый расположен в г. Сергиев Посад Московской обл. и находится в ведении Мин-ва социальной защиты. Направляемые туда дети предварительно проходят комплексное клинико-психологическое обследование. Спец. пед. воздействия направлены на организацию поведения слепоглухонемых детей, на формирование их познават.-практич. деятельности, пространств, ориентации, разл. форм словесной речи, на развитие остаточного зрения и слуха, на обучение несложным профессиям.

Первыми средствами общения со сле-поглухонемым ребёнком являются жесты, обозначающие предметы и действия. В последующем от отдельных жестов переходят к дактильным словам, воспринимаемым посредством осязания. На базе дактилологии при помощи спец. приёмов слепоглухонемых обучают рельефно-точечному шрифту Брайля и, если позволяет остаточное зрение, плоскопечатному шрифту. Формирование устной (звуковой) речи ведётся гл. обр. с использованием осязания. Для обучения детей шк. возраста применяют спец. техн. средства общения — телетактор, а для детей с остаточным зрением — визуальные дисплеи.

Лит.: Обучение и воспитание слепоглухонемых, под ред. И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова, М., 1962; Мещеряков А. И., Слепоглухонемые дети, Ми974; Мареева Р. А., Воспитание и обучение слепоглухонемых детей в семье, М., 1979; Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха. Сб. науч. тр., под ред. В. Н. Чул-кова и др., М., 1986.

АНОПОВ Иван Алексеевич [1844—18.1 (31.2).1907, Петербург], педагог, обществ, деятель. Окончил Петерб. технол. ин-т (1866), с 1876 директор Лодзинского высш. ремесл. уч-ща, с 1880 директор Петерб. ремесл. уч-ща. Чл. Пост, комиссии по техн. образованию Рус. техн. об-ва; с 1892 руководитель отделения пром. уч-щ МНП. Один из организаторов и руководителей съездов по техн. и проф. образованию. Участвовал в разработке положений об отд. типах уч. заведений, установленных законом «Основные положения о пром. уч-щах» (1888), а также уставов гос., обществ, и частных уч. заведений («Устав ср. техн. уч-щ», 1889; «Таблица числа асов уч. занятий в неделю в пром. уч-щах», 1889; «Устав низших техн. уч-щ», 1890, и др.). Способствовал открытию новых проф.-тех. уч-щ.

В труде «Опыт систематич. обозрения материалов к изучению совр. состояния ср. и низшего техн. и ремесл. образования в России» (1889) систематизировал сеть проф. уч. заведений и дал анализ состояния проф.-тех. образования. В отчёте Лодзинского ремесл. уч-ща обосновывал необходимость общего образования как базы профессионального, обобщил опыт работы этого уч. заведения, дававшего как общее среднее, так и ср. спец. образование. В работе «По вопросу о ср. общеобразоват. школе с применением её к запросам и нуждам совр. жизни нек-рых местностей России» (1891) предложил новый тип ср. уч. заведения, к-рое на основе сближения общеобразоват. и проф. подготовки готовило бы к продолжению образования и к практич. деятельности.

С 1900 зав. уч. отделом Мин-ва финансов. Был инициатором пересмотра Положения о коммерч. уч-щах (1894): коммерч. уч-ща стали (с 1900) общеобразоват. уч. заведениями, дававшими углублённую подготовку по естеств.-матем. профилю, а также нач. коммерч. знания. При участии А. были реформированы и торговые школы, ставшие низшими проф. уч-щами для подготовки продавцов, кассиров и др.

По инициативе А. было принято новое «Положение о худож.-пром. образовании» (1902), в к-ром пересмотрены орга-низац. структура и содержание обучения в сторону усиления техн., прикладной подготовки.

Соч.: Отчет Лодзинского ремесл. уч-ща за 1875—76, Лодзь, 1877; то же за 1880—81, Лодзь, 1882; Совр. состояние техн. и проф. образования в России, СПБ, 1895.

Лит.: Памяти И. А. Анопова, «Техн. образование», 1907, м l; Антология пед. мысли, сост. Н. Н. Кузьмин, т. 2. — Рус. педагоги и деятели нар. образования о трудовом воспитании и проф. образовании, М., 1989, с. 260—61. H. H. Кузьмин.

АНТИПАТИЯ (греч. antipätheia, от ап-ti- — приставка со значением враждебности и päthos — чувство), чувство неприязни, нерасположения к кому-либо, чему-либо. А. противоположна симпатии. А., как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к людям безнравственным, жестоким и т. п.

Р. Г. Апресян.

АНТИПЕДАГОГИКА,течение в педагогике стран Зап. Европы и США 2-й пол. 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. возникла в 70-х гг. в США, получила развитие в Зап. Европе. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, X. фон Шёнебек (все — ФРГ), А. Миллер (Швейцария).

Представители А. отрицают возможность пед. реформ в целях улучшения воспитания, выступая вслед за сторонниками теории дескулизации с анархо-ин-дивидуалистич. позиций. В отличие от либеральных концепций 60—80-х гг. {гуманистическая педагогика, открытое обучение), ставивших вопрос об изменении методов пед. воздействий в духе традиций свободного воспитания, А. стремится к дискредитации пед. подхода как такового.

А. исходит из культурно-антропологич. представлений о разобщённости поколений как неизбежной болезни совр. цивилизации. Между «отцами» и «детьми» возникает пропасть, т. к. вследствие быстрых социокультурных изменений взрослые не могут передать детям тот тип культуры, к-рый служил бы для молодого поколения реальной опорой в жизни. Представители А. делают вывод, что институт воспитания себя не оправдывает и поэтому от него следует отказаться. Воспитание, утверждают они, вызывает патогенные для самосознания личности процессы, разрушает психич. здоровье молодого поколения вследствие предъявляемых ему непосильных требований цивилизации.

А. опирается на психоаналитич. концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость макс, расширения рамок свободного проявления бес-сознат. порывов ребёнка, выступает с позиций безоговорочной защиты непо-средств. эмоций, сиюминутных потребностей развивающейся личности. Спонтанное самовыражение детской «естеств. природы», диктуемой неосознанными влечениями, трактуется как безусловное благо, отнимаемое у ребёнка взрослыми. Считая воспитание системой травмирующего контроля (если не прямого насилия) над личностью, представители А. утверждают, что только спонтанное формирование- человека ведёт к гуманизации общества.

А. следует фрейдовскому учению о неврозах, вызванных пережитым в дет стве и, как правило, не осознаваемых взрослыми в их общении с детьми. Поскольку в бессознательном сохраняется опыт отрицат. эмоций, возникающих в процессе воспитания, взрослые вымещают на детях свои прошлые обиды. Представители А. особое внимание уделяют профилактике дет. психотравматизма, занимаются психотерапевтич. практикой (часто в собств. клиниках).

А. находит отклик у перегруженных или безуспешно работающих учителей. «Антипед.» настроения привлекают и тех родителей, для к-рых воспитание детей оказывается сложной, стрессовой и в конечном итоге неразрешимой проблемой. Лит.: Пилиповский В. Я., Углубление кризиса бурж. науки о воспитании: антипедагогика, «Новые исследования в пед. науках», 1986, Nil; Bereiter С., Must weeducate?, Englewood Cliffs (№. Y.), 1973; Braunmühl E. v о ц, Antipädagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung, Wein-heim — Basel, 1975; W i n k l er M., Stichworte zur Antipädagogik, Elemente einer historisch-systematischen Kritik, Stuttg., 1982; Schoenebeck H. von, Antipädagogik im Dialog: eine Einführung in antipädagogisches Denken, Weinheim, 1985.

В. Я. Пилиповский.

АНТИЧНОСТЬ,педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит, эволюции полиса (города-государства), в Риме — к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч. республику сменила империя. Несмотря на ограниченную материальную и социальную базу антич. культуры, именно в античности сложились пед. идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.

Греция. Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, к-рого Платон называл первым воспитателем эллинов. Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире. Достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спорт. состязаний, и на пиру («Всегда быть лучшим и превосходить других») требует честь героя, а его доблесть позволяет поддерживать достоинство.

Осн. метод воспитания — подражание образцам, в т. ч. и мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа. В греч. полисе воспитание рассматривалось как одна из осн. функций гос-ва; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл. обр. мальчиков) всего свободного населения. Осн. воспитат. институтом в полисах 7—6 вв. до н. э. была система религ. празднеств, требовавших предварит. обучения «мусическим искусствам»: танцу, музыке, слову. Чин праздника скреплял общину изнутри. Извне заставляли сплотиться постоянные усобицы. Поэтому другим осн. элементом воспитания юноши становилась воен. подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т. н. спартанское воспитание).

Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой подчинённых периэков и покорённых илотов привела к созданию (нач. 6 в. до н. э.) и консервации на 3 столетия воен. гос-ва со своей системой воспитания солдат, солдатских жён и солдатских матерей. Гл. направлением спартанской системы было нравств. воспитание, целью к-рого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Важнейшей отличит, чертой являлась жёсткая регламентация со стороны гос-ва разных сторон жизни, в т. ч. воспитания и образования детей. Гос. обучение мальчиков, находившееся в ведении гос. чиновника педонома, начиналось с 8 лет и состояло из 3 циклов: двух циклов по 4 года — от 8 до 11 лет («мальчики») и от 11 до 15 лет («подростки») и 5-летней «эфебии» — от 16 до 20 лет («ирены», или «эйрены», — спартанское имя эфебов). Юноши делились на отряды, отряды — на звенья; возрастная иерархия требовала безусловного подчинения старшим мальчикам, стоявшим во главе отряда, как и всем взрослым мужчинам.

Физич. упражнения предполагали развитие силы, ловкости, выносливости, но не телесной красоты. Постоянные стычки сверстников вырабатывали нечувствительность к боли, демонстрируемую во время обряда публичного бичевания; на празднике гимнопедий (с сер. 6 в. до н. э.) юноши, выступавшие нагими (что первоначально имело чисто ритуальный смысл), показывали способность переносить зной; во время криптий (тайных вылазок с целью устрашения и убийства илотов) зимой ходили босиком и спали на голой земле. Гимнастика, соревнования по бегу, строгий уклад жизни физически укрепляли девушек и должны были служить улучшению спартанской породы.

Интеллектуальное воспитание спартиа-тов было сведено к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлено частным учителям. В музыке ценили её способность организовать и мобилизовать воинов. Свидетельством военизации воспитат. программы в Спарте служат песни Тиртея (2-я пол. 7 в. до н. э.), призывавшего пренебрегать любой славой (в т. ч. и спортивной), кроме воинской. Это, однако, не означало снижения роли спорта в системе воинской подготовки в Спарте. Чувство коллективизма поддерживалось также обществ. трапезами.

На характер физич. подготовки влияла программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др. игр) и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье (пентатлон: бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), конские скачки, колесничный бег. На Пифийских играх в честь Аполлона соревновались также флейтисты и кифаристы, устраивались состязания в мудрости. В победителях ценились не только сила и ловкость, но, скорее, их избранность как перед богами, допустившими победу, так и среди людей. Победа в состязании была прежде всего средством поддержания аристократич. престижа. Популярность общегреч. и местных спорт. состязаний свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков аго-нального (соревновательного) духа, к-рый проявился также в интеллектуальной сфере. К кон. 6 в. до н. э. греки стали постепенно культивировать интеллектуальные достоинства, хотя физич. качества продолжали сохранять первенствующее значение.

Решающее влияние на формирование полисного быта оказали введение писаных законов (напр., законы Солона в Афинах, 594), развитие судопроизводства и судебного красноречия. К 5 в. до н. э. красноречие вошло осн. элементом в систему воспитания юношей. Важное значение имело формирование письменной традиции в лит-ре. Ок. 560 до н. э. в Афинах были записаны гомеровские поэмы; к 5 в. до н. э. их чтение и заучивание наизусть стали основой шк. образования. В то же время возникла ист. проза: на протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитать грядущие поколения, в Аттике с кон. 6 в. до н. э. распространялись театр, представления. Одновременно формировались науч. знания. С 6 в. до н. э. развивались арифметика, геометрия, география и астрономия. В первой филос. школе — пифагорейской (ок. 532 до н. э., в Кротоне), носившей ещё характер релит, общины, изучались космология, арифметика, геометрия, астрономия и гармония. В кон. 6 в. до н. э. в Кротоне и Кирене были основаны мед. школы. Большим влиянием пользовалась мед. школа о. Кос (к ней принадлежал Гиппократ).

Демократизация и интеллектуализация полисной жизни отразились на греч. культуре и образовании. В их развитии с кон. 6 в. до н. э. ведущую роль стала играть Аттика с Афинами во главе. Система афинского воспитания предусматривала сочетание умственного (мусического) и физического (гимнастического) воспитания. С 7-летнего возраста мальчики, сопровождаемые рабами-педагогами, посещали одновременно палестру (где они приобщались к физич. культуре), муз. и грамматич. школы, к-рые, как правило, были частными. К 5 в. до н. э. осуществлявшееся гос-вом обязат. воен. образование («эфебия») ограничивалось двумя годами (от 18 до 20 лет).

Интеллектуализация нравств. и гражд. идеала расшатывала традиц. убеждение в прирожденное™ добродетели. Ещё в 1-й четв. 5 в. до н. э. Пиндар провозглашал: «Мудрый знает многое отроду, а кому потребно учение, те... каркают болтливо и праздно», но уже в сер. 5 в. до н. э. т. н. старшие софисты (Горгий, Протагор) объявили своей задачей «воспитание людей».

Софисты пытались сформулировать осн. идеи эллинской пед. мысли. Культивировались понятие «найдена» (всесторонняя развитость, образованность и культура), идеал «калокагатии» (физич. и нравств. совершенство). Софисты установили набор наук и иск-в, к-рые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражд. поприще. Прежде всего обучали диалектике (искусству спора) и риторике (красноречию), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высш. образования: появились соответствующие программы, учебники, но ещё отсутствовали постоянные высш. школы.

Релятивизм софистов (напр., доказательство правильности и неправильности любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиц. благочестия и построенного на нё^1 воспитания. Относительность нравств. норм, проповедовавшихся софистами, вызвала возражения уже со стороны Сократа. Не выходя из рамок софистич. рационализма в постановке и разрешении пед. проблем, Сократ противопоставил практицизму софистич. школы представление о самостоят, значении добродетели, объективности нравств. норм.

К 4 в. до н. э. демокр. полис и сама полисная система вступили в эпоху упадка. Однако именно в это время создавались филос. школы — учениками Сократа Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 до н. э. открыл риторскую школу Исократ. Софисты мл. поколения уже не играли ведущей роли

Гимнасий в Приене. 3—2 вв. до н. э. Реконструкция.

Изображение цифр сочетанием пальцев в Римской империи.

Хирон, воспитывающий Ахилла. Фреска из Геркуланума. По оригиналу последней трети 4 в. до н. э.

в развитии пед. мысли Греции. Для Платона и Исократа, наиб, выдающихся педагогов 4 в. до н. э., характерно стремление достойными примерами и наставлениями воспитать граждан в духе древнего благородства. Критикуя софистов, они ограничивали компетенцию софистич. «науки»: нравственности, добродетели нельзя научить, как учат искусству счёта или спора. Важнейшая роль в истории антич. педагогики принадлежит ученику Платона — Аристотелю, продолжавшему начатую софистами работу по развитию методов шк. образования. Ещё в Академии (при Платоне), а впоследствии и в Ликее Аристотель читал курсы риторики, логики и др., в связи с чем создал ряд сочинений, к-рые спустя 3 века стали осн. учебниками по логике, физике, метафизике и др. наукам.

Эллинизм. Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в самом кон. 4 в. до н. э. возникли филос. школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик»), что превратило Афины в центр воспитания, своеобразную «педагогическую провинцию» эллинистич. мира, идеал к-рой вдохновлял мыслителей и педагогов Зап. Европы 18 — нач. 19 вв. В эпоху эллинизма создавались новые науч. и культурные центры: в Александрии в нач. 3 в. до н. э. был организован знаменитый Мусейон с б-кой, зверинцем и ботан. садом. В Александрийской б-ке собирались и изучались соч. по всем отраслям лит-ры, науки и культуры, здесь формировалась филол. традиция работы с текстами (прежде всего с используемыми в школах произведениями «классиков»). Другим науч. центром был Пергам; большими б-ками славились Апамея, Антиохия, Сиракузы. Знаменитым центром риторики был Родос.

Появились уч. пособия по всем областям знания эпохи эллинизма. Ряд соч. по логике и языкознанию принадлежал представителям стоической философии. До нас дошёл учебник александрийской традиции — грамматика Дионисия Фракийского, имевшего мн. последователей. Пособие Аристоксена «Начала гармонии» (2-я пол. 4 в. дон. э.) в Зв. до н. э. было приспособлено для нужд школы Клеони-дом, автором «Введения в гармонию». В нач. 3 в. до н. э. Евклид создал «Начала», ок. 100 н. э. Никомахом из Ге-расы было написано «Введение в арифметику». Астрономия по Евдоксу Книд-скому излагалась в гекзаметрах Аратом (сер. 3 в. до н. э.); разработка астрономии в 3—2 вв. до н. э. Аристархом Самосским и Гиппархом нашла популярное изложение у стоика 1 в. до н. э. Гемина Родосского.

Характер нач. образования в эпоху эллинизма по сравнению с классич. эпохой практически не изменился. В возрасте 7—14 лет мальчики посещали под руководством «педагога» школу кифа-риста, палестру, школу грамматиста, где изучали алфавит, учились писать слоги, слова и затем переписывали связные тексты из Гомера или трагиков; учились читать (вслух) по выборкам из Гомера, иногда адаптированным, по басням Эзопа, а также назидат. антологиям из лириков; велось обучение счёту (четыре ариф-метич. действия, дроби, денежные единицы, меры веса и длины). В школе применялись телесные наказания.

Круг занятий на более высокой ступени — в грамматич. школе — уже определялся новым характером эллинистич. образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, читались «авторы», прежде всего Гомер, Гесиод, позднее — Аполлоний Родосский; лирики Алкман, Алкей, Сапфо, Пиндар и др. (по выбору учителя, часто современники); трагики — Эсхил, Софокл, Еврипид, а из комедиографов — Менандр. В меньшем объёме изучалась проза — Геродот, Фуки-дид, Ксенофонт и Гелланик. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. С произведением ученика знакомило резюме: текст читался вслух «с выражением», толковался слово за словом, нек-рые слова объяснялись через синонимы; затем следовали комментарии — грамматический, метрический, исторический. В заключение тексту давалась оценка и выводилась мораль. Чтение и толкование «авторов» сопровождались упражнением в сочинительстве, причём были отработаны шк. жанры этих упражнений — прогимнасмы (предварит. упражнения). Обучение красноречию было спец. задачей риторской школы.

Система гос. высш. образования — воспитание эфебов — предполагала прежде всего воен. и физич. упражнения, а также уроки, выступления и лекции. Заняхия проводились в гимнасии, в спец. помещении, обычно богато украшенном, — «эфебейоне»; изучались грамматика, философия и риторика, реже математика, иногда медицина. Широкая образоват. программа имела вводный характер и не была рассчитана на проф. подготовку, к-рая приобреталась в частном порядке путём изучения риторики, философии и медицины у знаменитых учителей и в наиб, известных центрах эллинистич. образования.

Рим. Влияние эллинистич. воспитания в 3 в. до н. э. распространялось на Рим, к-рый стал к этому времени ведущим в воен. отношении гос-вом Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Если у греков с древности идеалом поведения служил благородный — «богоравный» — герой, вития и воин, то «сельский Лациум» культивировал идеал независимого земледельца. Подчёркнутая верность нравам предков хранилась прежде всего в семье, влияние к-рой на воспитание ребёнка было доминирующим. Рабы и дети равно были в полном подчинении у отца семейства; авторитет и влияние матери, к-рая сама вскармливала ребёнка, были велики для него в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. Мальчики получали практич. воспитание и, сопровождая отца, знакомились с кругом его обязанностей и с делами гос-ва. Обучение грамоте в нач. школе (ludus littera-rius) носило элементарный характер. Под руководством наставника (magister ludi или litterator) учились читать по «Законам 12 таблиц», наизусть заучивали нек-рые сакральные формулы. В 15—16 лет юноши надевали мужскую гогу, занимались под руководством оратора практич. изучением гражд. права и в течение года находились на воен. службе (tirocinium fori и tirocinium militiae, что соответствовало греч. эфе-бии).

Первый очевидный факт греч. влияния на характер рим. образования — вольный перевод на лат. яз. «Одиссеи» Гомера, выполненный греком-вольноотпущенником Ливнем Андроником (3 в. до н. э.) для организованной им в Риме школы. С тех пор перевод «Одиссеи» в течение почти двух веков бьи осн. уч. пособием в лат. школе. Шк. преподаватель (grammaticus или literatus) и драматург Энний (кон. 3 в. до н. э.) поставил своей задачей перестроить рим. лит-ру и рим. образование по греч. образцам. В этом он был поддержан эллинофильским

Учитель счёта. Этрусская гемма.

Сцена из школьной жизни. Рим. Конец 2 в. до н. э.

кружком рим. полководца Сципиона Старшего. У римлян не привились осн. составные части греч. воспитания: гим-насгика, обучение музыке, пению, танцу. Стесняясь наготы, римляне отвергали палестру и спорт, состязаниям предпочитали цирк с конными ристаниями и амфитеатр с боями гладиаторов. Усваивалось духовное богатство греков. В 168 до н. э. в Риме пергамский филолог Кратет читал лекции по лит-ре и языку. В 60-х гг. 2 в. до н. э. в Риме стали появляться грамматич. школы (scholae), где обучали греч. яз., а программа лат. школ усложнялась. Греч, и лат. школы существовали параллельно. Греки начали преподавать философию и риторику. Влияние греч. риторики сказывалось в речах рим. политиков, а влияние греч. философии в особенности усилилось после лекций (155 до н. э. в Риме) представителей трёх филос. школ Афин: академика Карнеада, перипатетика Критолая и стоика Диогена. Знатные рим. семейства нанимали для своих детей наставников из греков. Против эллинизации рим. образа жизни выступил Марк Порций Катон, сам, однако, не избежавший влияния греков: по греч. образцам написано его руководство «О земледелии».

Первая высшая (риторская) школа была открыта Люцием Плотием Галлом в 93 до н. э., но через год закрылась, как учреждение, противное нравам предков. Однако «лат. риторы» продолжали свою преподавательскую деятельность. В 85 до н. э. появилась знаменитая «Риторика Гереннию», остававшаяся классич. пособием по риторике вплоть до Возрождения (в 4—15 вв. н. э. приписывалась Цицерону). Учебник отражал тенденцию римлян к созданию самостоят, традиции высш. образования, в соответствии с к-рой для риторич. разработки предлагались не вымышленные мифол. темы, а реальные факты из рим. истории с использованием лат. эквивалентов греч. терминов. Однако завершалось высш. образование по греч. образцу.

Необходимость лат. уч. пособия для полного курса воспитания свободного гражданина лежала в основе деятельности учёного-энциклопедиста Марка Те-ренция Варрона, «отца рим. образованности». Его перу принадлежали «Науки» (Disciplinae; 33 до н. э.), в состав к-рых входили грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия; медицина, архитектура (первые семь составили тривиум и квад-ривиум т. н. семи свободных искусств). В это же время в трудах Цицерона (в т. ч. в трактате «Об ораторе») разрабатывалось понятие humanitas, соответствующее греч. пайдейе. Цицерон сформулировал культурный идеал человека, соединяющего образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство обществ, воздействия).

Риторские школы стали укрепляться в Риме с эпохи Августа (27 до н. э. — 14 н. э.) и в 1 в. н. э. распространились по всей империи. Обучение в рим. грамматич. и риторских школах теоретически включало в себя музыку, геометрию, астрономию, но практически этим занимались мало. Зато несомненным достижением римлян были правовые школы.

К 1 в. н. э. в Риме установилась 3-сте-пенная система гуманитарного обучения: школа элементарная (возраст детей 7- 12 лет; чтение, письмо, счёт), грамматическая (12—15 лет; чтение и толкование классич. авторов) и риторская (15—18 лет; упражнения в красноречии). Хотя рим. грамматики и риторы обучали по греч. образцам, рим. традиция имела для средневековья значение самостоят, культурной традиции, гл. обр. потому, что в рим. грамматич. школах с нач. 1 в, до н. э. постепенно установился свой набор классич. авторов: в 26 до н. э. Квинт Цецилий Эпирота ввёл в шк. обиход тексты Вергилия, ещё не закончившего работу над «Энеидой» (при жизни авторов в школе изучали также соч. Овидия и Стация). Кроме того, в школе грамматиков обязательно изучали Теренция; из историков — Саллюстия. Исключит, место — как образец для подражания — занимал Цицерон. Для изучения ряда авторов (напр., Горация) уровень грамматич. школы считался недостаточным, поэтому их произведения осваивали в риторских школах. О программе риторской школы в 1в. н. э. м ожно судить по соч. Квинтилиана «Об образовании оратора». Первая лат. грамматика была создана в 1 в. Реммием Палемоном (не сохранилась). Среди комментариев в ср. века были популярны труды Доната, Сервия, Макробия. В 4 в. н. э. Донат составил шк. пособие по грамматике, сокращённый вариант к-рого бьи особенно распространён в ср. века. Наиб, обстоятельное изложение грамматики дал в нач. 6 в. н. э. Присциан.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 321. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия