Студопедия — СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 12 страница






В 1 в. н. э. рим. императоры стали осуществлять контроль за системой шк. образования. Веспасиан (правил в 69-79) начал субсидировать как римских, так и греч. грамматиков и риторов (в т. ч. Квинтилиана) из имперской казны. Тра-ян (98—117) ввёл пособие на обучение определённого числа детей несостоят. граждан. Антоний Пий (138—161) освободил грамматиков, риторов и философов от нек-рых налогов и дал ряд привилегий (право не служить в войске и др.). При этом бьии установлены ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 филос. школы в Афинах и учредил школу риторики. Константин Великий эдиктами 321, 326 и 333 расширил привилегии учителей: им позволялось занимать судейские должности, сами они и их семейства были объявлены свободными от налогов. Юлиан Отступник (361—363) пытался удалить из школы учителей-христиан. Грациан в 376 удвоил сумму, выплачивавшуюся из гор. средств на содержание школы. В 425 Феодосии и Валентиниан окончательно утвердили гос. характер школы, запретив частное преподавание. В нач. 6 в. н. э. Юстиниан изгнал из школ учителей-язычников и в 529 закрыл языч. филос. школы в Афинах. Однако осн. элементы антич. системы образования, антич. учебники, тексты и комментарии были усвоены средневековьем, а пед. идеалы античности положены в основу педагогики гуманизма (см. Возрождение).

Лит.: Бузескул В., Шк. дело у древних греков по новым данным, [Хар.], 1918; Жураковский Г. Е., Очерки по истории антич. педагогики, M., 19632; Шеста-к он В. П., Идеи эстетич. воспитания, т. 1 — Античность. Ср. века. Возрождение, М., 1973; Бл а в а т с к а я Т. В., Из истории греч. интеллигенции эллинистич. времени, М., 1983; G w у n n A., Roman education from Cicero to Quintilian, Oxf., 1926; J a e-g er W., Paideia, Bd 1 — 3, B., 1959; K ü fall er t F., Allgemeinbildung und Fachbildung in der Antike, B., 1961; Fuhrmann M., Das systematische Lehrbuch, Gott., 1960; M arr ou H., Histoire de l'edu-cation dans I'antiquite, P., 1965; Clar-ke M. L., Higher education in the ancient world, Albuquerque, [1971]; Bowen J., A history of Western education, v. l, L., [1972]; Hadot I., Arts liberaux et philo-sophie dans la pensee antique, P., 1984; U k o—1 o v a V., The last of the Romans and Euro-pean culture, Moscow, [1989].

Ю. А. Щичалин.

АПАЦАИ-ЧЕРЕ,Апацаи-Чери (Apäczai Csere, Apäczai Cseri), Янош [10.6.1625, с. Апацаи, Трансильвания, — 31.12.1659, Коложвар, ныне Клуж-На-пока (Румыния)], венг. педагог-просветитель, философ, последователь идей Декарта, сторонник пед. учения Я. А. Ко-менского. Родился в семье бедного крестьянина. Учился в Дьюлафехерваре, затем в Утрехтском и Лейденском ун-тах. Будучи сторонником реального образования, стремился построить универсальную систему знаний, необходимых для жизни. Составил первую на родном языке «Венгерскую энциклопедию» («Magyar Encik-lopedia», 1653). Его «Венгерская логика» («Magyar logikacska», 1654) способствовала формированию нац. науч. терминологии. Первым в Венгрии обосновал и пытался создать 3-ступенчатую шк. систему (нач., ср. и высш. школа), добивался открытия в Трансильвании ун-та как базы подготовки учителей и нац. интеллигенции. А.-Ч. предлагал использовать родной язык в качестве языка обучения в нач. школе, считая это гл. условием повышения уровня культуры и самосознания нации. Отстаивал необходимость исполь-

В. Е. Априлов.

зования доступных и интересных детям методов обучения с учётом их возрастных особенностей, рассматривал учащихся и учителей как единый организм, задача к-рого — подготовка детей к жизни.

Лит.: Bän I., Apäczai Csere J., Bdpst, 1958. Д. П. Мансфельд.

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к и perceptio — восприятие), зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека. Термин «А.» введён Г. В. Лейбницем. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое представление осознаётся и истолковывается при условии его связи с родственными представлениями прошлого опыта, к-рые он назвал апперципирующей массой. Сам же процесс соединения и есть А. Именно А. определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового знания. Развитое Гер-бартом понимание А. явилось теоретич. основой его пед. учения о принципах и приёмах усвоения знаний (построения урока, преемственности, последовательности и т. п.). Учение Гербарта об А. применительно к педагогике использовалось У. Джемсом, П. Ф. Каптеревым. Понятие А. получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, придавшего ему смысл объяснительного принципа работы сознания. Вундт поставил в зависимость от А. сложные деятельности сознания — внимание, мышление, а также волевые процессы.

Совр. психология сохраняет название А. для обозначения того факта, что прежний опыт отражается на каждом психич. процессе; один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта. Существуют данные, раскрывающие действительные механизмы восприятия, объясняющие его как живой творч. процесс познания, в к-ром отражается не мгновенное воздействие, но весь опыт личности. В пед. практике законы А. требуют: постановки познават. задачи, пробуждающей интерес к объяснению нового; собеседования с учащимися по поводу намеченного к изучению материала с целью выявления знаний и воспроизведения представлений, к-рые потребуются для восприятия нового; проведения предварит, наблюдений, само-сгоят. и практич. работ. Факты А. должны учитываться при реализации дидактич. принципов обучения, в частности принципа систематичности и последовательности.

Лит.: Каптерев П. Ф., Пед. психология, СПБ, 19143; Джемс В., Беседы с учителями о психологии, пер. с англ., П., 1919'; Теп лов Б. М., Психология, М., 19548; Общая психология, под ред. А. В. Петровского, M., 19863; Рубинштейне. ЛОсновы общей психологии, т. 1 — 2, М., 19893. А. Н. Ждан.

 

АПРАКСИНА Ольга Александровна [4(17).7.1910, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), — 11.11.1990, Москва], педагог, дер пед. наук (1971), проф. (1972). После окончания муз.-пед. ф-та Моск. консерватории (1936) преподавала в консерваториях Свердловска (1936—40) и Москвы (1940—43). С 1944 в АПН РСФСР — НИИ теории и истории педагогики, с 1947 в НИИ худож. воспитания. В 1968—76 зав. кафедрой муз.-пед. ф-та МГПИ им. В. И. Ленина. А. — один из первых в СССР исследователей истории рус. муз. педагогики. В кн. «Муз. воспитание в рус. общеобразоват. школе» (1948), ставшей этапной работой в отеч. теории муз. воспитания, всесторонне проанализировала метод, труды дорев. педагогов-музыкантов, исследовала и вскрыла связи осн. направлений общего муз. воспитания с проф. муз. образованием, с прогрессивными обществ.-пед. явлениями. Большой вклад внесла в подготовку преподавателей музыки для общеобразоват. школ: разработала про-граммно-метод. материалы для студентов, подготовила пособия по методике муз. воспитания. В пособии для студентов муз.-пед. ф-тов пед. вузов «Методика муз. воспитания в школе» (;1983) раскрыла специфич. особенности деятельности педагога в каждом классе, осн. моменты внеклассной работы по муз. воспитанию школьников. Под ред. А. вышли сб. «Муз. воспитание в школе» (в. 1—17, 1961—86). Ведущей пед. концепцией А. является комплексный подход к обучению и развитию, когда без овладения навыками музицирования невозможно полноценное освоение эстетич. критериев музыки.

Соч.: Очерки по истории худож. воспитания в сов. школе, М., 1956; Совр. требования к учителю-музыканту и задачи муз.-пед. ф-тов, «Музыка в школе», 1983, № 1; Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе, М., 1987 (сост.).

С. Н. Морозова.

АПРИЛОВ Васил Евстатиев (21.7.1789, Габрово, — 2.10.1847, Галац, Румыния), деятель болг. нац.-просветительского движения, педагог, писатель. Получил образование в греч. уч-ще в Москве, нем. гимназии в Брашове и Венском ун-те (1807—09). Занимался торг, деятельностью в Одессе, был попечителем греч. уч-ща. В нач. 30-х гг. сблизился с болг. патриотами и вскоре возглавил об-во содействия просвещению болгар. На собранные об-вом средства в Габрове была открыта (янв. 1835) первая в Болгарии нац. светская школа, ставшая центром создания и распространения болг. учебников. А. содействовал также открытию болг. школ в др. городах.

Осн. тенденция сочинений А. — пробуждение нац. сознания болгар. В кн. «Денница новоболг. образования» (изд. в Одессе в 1841) рассмотрел многовековые традиции болг. просвещения и его актуальные проблемы, выступил за тесное единство слав, культур. Развитие болг. школы и лит-ры А. считал важнейшими путями, ведущими народ к освобождению от иноземного ига и нац. возрождению. В «Дополнении к книге '"Денница"...» (СПБ, 1842) А. обосновал возможность создания болг. лит. языка на базе народного разговорного. В 1847 в Одессе опубликовал кн. «Мысли о совр. болг. образовании», где дал анализ болг. учебников и сформулировал принципы нач. болг. школы: преподавание на родном языке, изучение арифметики, географин, истории и др. предметов при светском характере образования и его практич. ориентации. Автор трудов по истории болг. культуры и языка.

Соч.: Себрани сечинения, София, 1940.

Лит.: Арнаудов М., В. Е. Априлов. Живо-iv дейност, съвременници. 1789 — 1847, София, 1935; Гечев МВ. Априлов — пламенен деец за народна просвета, «Народна просвета», 1969, N° 7.

 

АРГЕНТИНА (Argentina), Аргентинская Республика, гос-во в Юж. Америке. Пл. 2,8 млн. км2. Нас. 32 млн. чел. (1988). Офиц. язык — испанский. Столица — Буэнос-Айрес.

Первые начальные, т. н. божьи, школы на территории А. появились при монастырях в начале испанской колонизации в середине 16 в. Большую роль в организации первых школ сыграл орден иезуитов. В 17 в. иезуитами были открыты «школы для индейцев» с целью обращения местных жителей в католич. веру. Постепенно были созданы и светские, т. н. королевские, школы, где помимо испанского языка и закона божьего преподавались арифметика, история и др. Начало развитию высшего образования в А. было положено открытием в 1610 первого «старшего» колледжа в Кордове, получившего в 1613 статус ун-та. В колон, эпоху появились и первые подготовит, школы для тех, кто готовился к поступлению в вузы Европы или в ун-т Кордовы. В последней четверти 17 в. были открыты общеобразоват. Королевский колледж Сан-Карлос, Мореходное уч-ще и ряд других ср. спец. уч. заведений.

Формирование совр. системы образования в А. было тесно связано с борьбой за независимость и созданием централи-зов. аргентинского гос-ва в 1810—21. Важной основой для становления разл. звеньев системы образования в стране стали реформы 20-х гг. 19 в., проводившиеся по инициативе видного обществ, деятеля А. Б. Ривадавии. В 1821 в составе 4 ф-тов — точных наук, мед., юридического и ф-та богословия — был основан ун-т Буэнос-Айреса. Тем самым было положено начало гос. высшему образованию. Расширилась сеть нач. школ, обучение в к-рых было светским. Веер. 19 в. важное значение для развития системы образования имело принятие в 1853 Конституции А., содержавшей ряд поло-жэний об обучении, в частности об усилении роли гос-ва в шк. деле.

Заметным подъёмом отмечено развитие образования в А. в период с 1855 по 1885, чему способствовала активная просветительская и гос. деятельность таких выдающихся аргентинских обществ, деятелей, как Б. Митре, Н. Авельянеда и особенно Д. Ф. Сармьенто. Гос. ассигнования на нужды образования в период его президентства (1868—74) были значительно увеличены, установлена обязат. доля расходов на него из гос. бюджета, управление школами возложено на Гос. совет, открыты сотни нач. бесплатных светских школ. В каждой провинции появились гос. общеобразоват. колледжи, а с 1870 — пед. (нормальные) школы для подготовки учителей.

В 1884 был принят Всеобщий закон об образовании, провозгласивший обучение в нач. школе детей 6—12 лет обязательным, бесплатным и светским по содержанию. Хотя формально он распространялся на школы столи-шого (федерального) округа и часть нац. школ за его пределами, власти провинций также восприняли осн. его положения. Был введён гос. контроль над системой образования, включая и частные школы, к-рый охватывал уч. программы, аттестацию учащихся; были сформированы шк. округа, в работе к-рых участвовали представители общественности. Закон 1884 положил начало системе подготовки пед. кадров, в 1886 в пед. школе г. Парана начали работать постоянные курсы для будущих учителей ср. школ. На протяжении 18—19 вв., однако, сохранялся дуализм образования: существовали школы для бедных и школы для богатых, велика была разница между городскими и сельскими школами, между школами для основной (испанской и метисной) части населения и потомками аргент. индейцев (хотя и весьма малочисленных).

В 1863 по инициативе президента Митре был основан Нац. колледж, в к-ром преподавание предметов было ориентировано на требования университета. В становлении высш. образования большую роль сыграл преемник Сармьенто на президентском посту Н. Авельянеда, проделавший значит, работу по подготовке закона 1885, в соответствии с к-рым федеральное пр-во обязывалось финансировать нац. у-ты, им предоставлялась частичная автономия: руководство ун-та назначалось главой пр-ва, но по рекомендации высш. совета ун-та. Только нац. (гос.) ун-ты имели право присваивать проф. звания и степени. Закон 1905 распространил гос. субсидирование на все виды школ — федеральные, провинциальные, муниципальные; для создания более широкой сети нач. школ в провинциях и руководства ими был основан Нац. совет по образованию.

На рубеже 19 и 20 вв. в А. быстро расширялась система высш. образования: в 1894 открыт Нац. ун-т Ла-Платы, в 1891 — Нац. коммерч. школа, в 1897 — Нац. пром. школа (впоследствии получившая имя своего первого директора Отто Краузе). В 1904 начал работу Нац. ин-т по подготовке учителей ср. школ.

В 1919—21 в результате широкого де-мокр. движения за университетскую реформу в А. была проведена первая в Лат. Америке реформа высш. школы. Аргентинские нац. ун-ты получили автономию, к управлению ими были допущены представители студенчества, социальный состав к-poro значительно пополнился за счёт выходцев из средних слоев. К преподаванию получила доступ прогрессивная профессура.

Развитие всех ступеней системы образования в А. в послевоен. годы было сложным, что определялось изменениями со-циально-экон. и политич. обстановки в стране. После переворотов 30—40-х гг. были фактически нейтрализованы мн. положения Всеобщего закона 1884. Неоднозначным в отношении образования было правление Перона (1946—55) и сменивших его воен. пр— в 50—60-х гг. Положительно то, что создание дошк. учреждений и школ разл. уровня стало рассматриваться как важная гос. задача, решение к-рой предусматривалось нац. планами социально-экон. развития. Только в период с 1946 по 1955 открылось 2 тыс. гос. нач., 70 ср. общеобразоват. школ, св. 360 торговых и пром. уч-щ. В кон. 50-х — нач. 60-х гг. частные уч. заведения, призванные дополнять систему гос. школ, стали получать финансовую поддержку пр-ва, им предоставлялись равные с гос. уч. заведениями права выда-

вать сертификаты (дипломы), а вузам — присваивать учёные звания.

Современная система образования, согласно действующему закону об образовании 1976, включает учреждения дошк. воспитания для детей 3—5 лет, обязат. школу (для детей 6—12 лет), средние общие и проф.-тех. уч. заведения, вузы.

Общее руководство образованием осуществляет Мии-во культуры и просвещения, имеющее для нужд образования два секретариата: по вопросам нач. и по вопросам ср. и высшего образования. Непосредств. контроль над нач. обучением имеют власти провинций и муниципалитетов. Функционирование системы общего ср. и проф.-тех. обучения координирует федеральное пр-во при помощи Нац. совета по техн. образованию и Нац. управления общего ср. и высш. образования, а также Нац. службы частного образования. Активное участие (с 70-х гг.) в разработке политики в области ср. спец. образования принимают мин-ва сельского х-ва, транспорта и др., в области высш. образования — Нац. совет по науке и технологии. Деятельность частных ср. и высш. уч. заведений инспектируется гос. ведомствами и частично финансируется из гос. бюджета.

Общие расходы на образование в 1989/90 уч. г. составили 1,9% ВНП. Неграмотность среди населения старше 15 лет — 6%. Охват нач. образованием возрастной группы 6—12 лет — 99,9%, возрастной группы 12—17 лет — 77%, группы студенч. возраста 18—23 года — 43%.

Дошкольное воспитание. Дошк. учреждения, как правило, существуют при нач. школах; в 1989/90 уч. г. их посещало 720 тыс. детей, работало 40 тыс. воспитателей. По спец. программе осуществляется подготовка детей к поступлению в нач. школу.

Обязательная школа — 7-летняя. Уч. программа нач. школы включает: исп. язык, математику, природоведение, обществоведение, домоводство, занятия по труду, эстетич. и физич. воспитание. В 1—3-м кл. осн. упор делается на изучение языка и основ математики, в 4—7-м — на изучение обществ, и естеств.-науч. дисциплин. После успешного окончания нач. школы выдаётся сертификат, дающий право на продолжение учёбы на след, уровне. В 1989/90 уч. г. в нач. школе обучалось 4,9 млн. уч-ся, работало 252 тыс. преподавателей; только */з из числа поступивших заканчивают полный курс обучения.

Средняя школа — 5—7-летняя с двумя циклами: 3-годичным базовым (8—10 кл.) и 2—4-годичным общеобразовательным или специальным в зависимости от типа ср. уч. заведения. Имеются два осн. типа: 5-летние общеобразоват. бачильерато (bachillerato comun) готовят учащихся для поступления на гуманитарные, мед. и пед. факультеты ун-тов и 6—7-летние специализиров. бачильерато (bachillerato especializado) — коммерч., торговые, пром. — готовят учащихся для проф. деятельности или продолжения учёбы в отраслевых вузах. Выпускникам общеобразоват. школ при сдаче дополнит, экзаменов присваивается степень бакалавра, а специализированных- специалиста ср. квалификации. Уч. план последних помимо общих для всех ср. уч. заведений предметов (исп. яз., лит-ры, математики, обществ, и естеств.-науч. дисциплин) включает производств, практику и овладение необходимыми для данной профессии спец. знаниями. Ок. 1/2 общеобразоват. и спец. ба-чильерато — частные. Ядро аргент. ср. школы составляют уч. заведения проф.-тех. профиля, в к-рых обучается св. 2/3 всех учащихся второй ступени. Большинство из них ориентируются на работу в соответствующих отраслях, но немало и таких, кто намерен продолжать учёбу в вузе. Полный курс обучения в проф.-тех. уч-ще — 6-летний, однако после 4 лет уч-ся может получать соответствующий сертификат и пойти работать подсобным работником. Диплом об окончании уч-ща выдаётся лишь после 6 лет обучения и эквивалентен аттестату общеобразоват. или специализированного ба-чильерато. В вечерних пром. школах курс обучения 8-летний. 90% проф.-тех. уч-щ — государственные, уч. программы для них (по 12 специальностям) разрабатываются Нац. советом по техн. образованию. Работа проф.-тех. уч-щ частично субсидируется предпринимателями, а нек-рые крупные фирмы финансируют и полный курс обучения своих работников вплоть до учёбы в техн. вузе. В 1989/90 уч. г. в ср. школах обучалось 1,98 млн. уч-ся, работало 262 тыс. преподавателей.

Мероприятия по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (активно осуществлявшиеся с сер. 60-х гг. под руководством специально созданного Управления) прекращены, а соответствующие программы включены в работу центров проф. подготовки для взрослых. Такие курсы или работают в обычных школах в вечернее время, или специально создаются на предприятиях по согласованию с профсоюзами; есть немало частных центров проф. подготовки взрослых. Из общего числа взрослых учащихся 25% занималось в вечерних школах, остальные — в др. типах уч. заведений неформального обучения.

Высшее образование дают в основном ун-ты, а также ин-ты и высш. колледжи. В 1989/90 уч. г. в вузах было 902,9 тыс. студентов и ок. 70 тыс. преподавателей. Набор абитуриентов на многие ф-ты гос. вузов осуществляется по конкурсу аттестатов без вступит, экзаменов. В частных вузах вступит, экзамены (устные и письменные) обязательны. Небольшая часть успевающих студентов обеспечивается гос. или частными благотворит, стипендиями. Уч. программа вузов рассчитана на 4—5 лет на пед. ф-те, 5—6 лет — на инженерных, 6—7 лет — на медицинском. Полный курс обучения своевременно оканчивают не более */г студентов. Число факультетов ун-тов варьируется от 10 до 1—2 (в основном в частных вузах). Около пол. частных вузов контролируются католич. церковью. Нек-рые из аргент. вузов имеют неск. кампусов в разл. городах (напр., Нац. технологич. ун-т, осн. как Рабочий ун-т, имеет филиалы в 11 городах). Мн. студенты совмещают учёбу и работу; срок их проф. становления увеличивается. Учёную степень доктора можно приобрести при не менее чем 5-летней подготовке (включая послевузовскую). Крупнейшие вузы (1989/90 уч. г.): ун-т Буэнос-Айреса (осн. в 1821, 11 ф-тов, 250 тыс. студентов, при университете имеются Высш. торг, школа «Карлос Пельегрини», Нац. колледж Буэнос-Айреса, Ин-т библиотековедения, Мед. н.-и, центр); Нац. ун-т

Кордовы (1613, 9 ф-тов, 70 тыс. студентов, 2 высш. школы); Науч. технологич. ун-т в Буэнос-Айресе (1959, 61,3 тыс. студентов); Ун-т г. Морон (1960, 7 ф-тов и 3 НИИ, 12,5 тыс. студентов). Ведущие институты: Технологический ин-т Буэнос-Айреса и Высш. технич. ин-т Отто Краузе. При ряде ведущих вузов существуют летние и зимние краткосрочные курсы по переподготовке и повышению квалификации специалистов. Пед. кадры для дошк. учреждений и нач. школ готовят пед. бачильерато (срок обучения 5 лет), уч. план к-рых помимо общеобразоват. дисциплин включает пед., психол. и др. предметы. Учителей для ср. уч. заведений готовят пед. ф-ты ун-тов и пед. ин-ты (как, например, Высший ин-т подготовки преподавателей для ср. школ, 4—5 лет). Работу высших пед. ин-тов и учреждений по подготовке преподавательского состава вузов направляет Мин-во культуры и образования А.

Научно-исследовательскую работу в области педагогики ведут: Нац. центр пед. документации и информации (Centro nacional de documentaciön e informaciön educativa), издаёт «Библиографич. бюллетень» («Boletin bibliografico») и «Бюллетень деятельности» («Boletin de aeci-ön»); Нац. центр пед. исследований (Centro nacionalle de investi gaciones educativas), издающий отд. труды по данной теме, а также около десяти спе-циализиров. центров по изучению проблем образования на общенациональном и местном уровнях. Имеются н.-и, пед. центры при нек-рых частных орг-циях и ун-тах (напр., при Universidad del Salvador в Буэнос-Айресе).

Лит.: Беляев В. П., Лат. Америка: нар. просвещение и проблемы социально-экон. развития, М., 1971; Культура Аргентины, М., 1977; Benjamin H. R. W., Higher educatiön in the American Republics, N. Y. — [a. o.], 1965; Per a z z o S. J. de, K u с N., J o v e M. T. H. d e, Historia de la educaciön у politica educational Argentina, B. Aires, 1979;Prietp Figueroa L. B., El estado у la educaciön en America Latina, Caracas, 19803.

Э. Г. Ермольева, В. В. Щербаков.

 

АРЕНДТ (Arendt) Рудольф Фридрих (1.4.1828, Франкфурт-на-Одере, — 15.5. 1902, Лейпциг), нем. химик и педагог. С 1854 учился в Лейпцигском ун-те. В 1861—97 преподавал естеств. науки, технологию и др. в коммерч. уч-ще и химию в политехн. ин-те в Лейпциге (проф. с 1880). Первым разработал методику преподавания химии как самостоят, уч. предмета в ср. школе. Стремясь подчинить изложение уч. предмета особенностям мышления учащихся, ввёл «методическую» систематику химии, основанную на формальной классификации по сложности состава вещества (элементы, бинарные соединения и т. д.). Сторонник индуктивного метода в преподавании. Последователь И. Ф. Гербарта в педагогике; считал, что преподавание должно раскрывать воспитат. возможности уч. предмета. Труды А. оказали заметное влияние на преподавание химии в ср. уч. заведениях России.

Соч.: Didaktik und Methodik des Chemie-Unterrichts, Münch., 1895; Technik der Expe-rimentalchemie, Bd 1—2, Lpz., 19255.

Лит.: Шейд К., Методика преподавания химия, предисл. Л. М. Сморгонского, М., 1935. В. Л. Рысс.

АРИСТОТЕЛЬ Стагирит (384 до н. э., Стагир, п-ов Халкидика, — окт. 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея), др.-греч. философ и учёный-энциклопедист, основатель перипатетической филос. школы. С 367 в Афинах, в Академии Платона. После смерти Платона (347), не прием-ля новой ориентации на математизацию филос. знания, А. покинул Академию, путешествовал. В 343—342 (?) был воспитателем Александра Македонского. В 334—323 снова в Афинах, преподавал в Ликее.

Философия А. делится на теоретическую (умозрительную), цель к-рой — знание ради знания, практическую, цель к-рой — знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель к-рой — знание ради творчества. В дошедшем до нас своде соч. А. (т. и. Corpus Aristotelicum) тео-ретич. философия разрабатывается в «Метафизике» и естеств.-науч. трактатах (от «Физики» до зоол. работ), практическая- в «Никомаховой этике», «Эвдемовой этике», «Большой этике» и «Политике», пойетическая — в «Поэтике» и «Риторике». Впервые построенная А. система формальной логики (6 трактатов: «Категории», «Герменевтика», первая и вторая «Аналитики», «Топика», «О софистич. опровержениях», объединённых под поздним назв. «Органон») служит введением ко всему комплексу наук. Теоретич. дисциплины обладают ценностным превосходством над практическими, практические — над пойетическими; «первая философия» (метафизика), исследующая высшие принципы бытия, — над остальными теоретич. науками.

Педагогика не выделяется А. в особую дисциплину, но трактуется как часть теории гос-ва и общества в конце 7-й и во всей 8-й кн. «Политики», содержащих описание идеального («желательного») гос. устройства. С др. стороны, идея воспитания (пайдейи) у А. выходит далеко за рамки шк. педагогики, перерастая в понятие «культура» в динамич. аспекте как трансляции знаний, этич. ценностей и норм поведения, регулируемой законодательством. Т. о., законодатель, по А., оказывается воспитателем, его деятельность — своего рода социальной педагогикой; в этом смысле уже не педагогика подчинена политике, но политика — педагогике: именно пайдейа оказывается целью аристократич. формы правления.

Этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом», занимающейся сферой практич. деятельности и поведения. При этом А. отказывается от платоновского понятия трансцендентного блага и ограничивает компетенцию этики исключительно практически достижимым, человеческим благом. Понятие «практической» деятельности у А. резко противопоставляется «пойети-ческой» (производительной): цель первой- в ней самой, второй— в некоем произведении, внешнем по отношению к деятелю; последняя квалифицируется как «низменная» и, строго говоря, недостойна «свободного» человека. Этика имеет дело с «правильной нормой» поведения, к-рая обусловлена социальными особенностями и не может быть дедуцирована подобно положениям теоретич. наук, равно как и не может претендовать на всеобщность.

В «Никомаховой этике» А. выступает как классич. представитель эвдемонизма: высшее благо человека определяется как «счастье» (эвдемония). Аретэ — ключевой термин этико-пед. концепции А., традиционно переводимый как — «добродетель», однако не имеющий никакого отношения к «добрым делам», а означающий собственно «дельность», «отличное качество», обладание к-рым делает человека «хорошим» в определённом отношении. Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей аретэ, при этом чем выше в ценностном отношении аретэ, тем полнее достигаемая степень счастья; наивысшая степень эвдемонии достигается в созерцат. жизни — занятиях философией. А. далёк от стоич. культа самодостаточной добродетели и идеала абс. внутр. свободы: для беспрепятств. осуществления своей аретэ необходимы (хотя и недостаточны) нек-рые внеш. блага: здоровье, богатство, обществ, положение и т. д. Добродетели, осуществляемые в разумной деятельности, делятся на этические и дианоэтические (интеллектуальные). Этич. аретэ определяется как «середина между двумя пороками»: мужество — как середина между отчаянностью и трусостью, самообладание — между распущенностью и бесчувств, тупостью, кротость — между гневливостью и невозмутимостью. Сущность, дианоэтич. добродетели — в правильной деятельности теоретич. разума, цель к-рой может быть либо теоретической — отыскание истины ради её самой, либо практической — установление нормы поведения. Конечная цель полиса, как и индивида, сос-стоит в «счастливой и прекрасной жизни»; осн. задачей гос-ва оказывается воспитание граждан в нравств. добродетели. Традиц. спор о воспитуемости или врождённости добродетели А. примиряет в компромиссной точке зрения, признавая 3 источника аретэ: природа (т.е. природные дарования), навык и разум (логос); причём, как и всякое искусство (технэ), «искусство воспитания имеет целью восполнить то, чего недостаёт от природы».

А. в соответствии с традиц. представлениями о «седлищах жизни» различает 3 гл. возрастных периода: до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости (14 лет) и от 14 лет до 21 года. Младенцам полезны движение и закалка холодом, до 7 лет дети должны воспитываться дома; до 5 лет никакого обучения, игры, движение; вопреки Платону, не следует запрещать детям «громкий крик и плач — и то и другое содействует их росту и является для их организма своего рода гимнастикой»; в то же время — строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений ребёнка, ограждение от всего непристойного и «низменного» (в т. ч. общения с рабами); цензура дет. сказок поручается особым чиновникам — педономам. От 5 до 7 лет «дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придётся изучать самим» (гимнастика, грамматика, музыка и рисование). Дилемму: общественное или частное воспитание — А. решает в пользу общественного: «Так как всё государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы». Однако в «Никомахо-вой этике» А. признаёт индивидуализирующее значение частного воспитания. Характер воспитания, т. о., оказывается в функциональной зависимости от характера (этоса) гос. устройства (напр., он должен быть различным при демократии и при олигархии), поскольку воспроизведение социального этоса в процессе воспитания служит самосохранению соответствующего социума; при этом подразумевается, что всякий индивидуальный этос является зеркальным отображением социального.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 327. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия