СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 13 страница
Большая часть 8-й кн. «Политики» посвящена музыке. А. принимает деление мелодий на этич., практич. и энтузиасти-ческие и различает 3 функции музыки: воспитат., психотерапевтич. и развлекательную. Наибольшее воспитат. значение имеют этич. мелодии в сочетании с дорийским ладом, к-рый, занимая середину между крайностями, наиболее мужествен и устойчив. Взгляды А. на эсте-тич. воздействие поэзии известны гл. обр. из «Поэтики». Отрицая утверждение Платона о том, что поэзия социально бесполезна и даже тлетворна, т. к. через наше «сопереживание» она «питает» и усиливает неблагородные влечения и эмоции души, А. создал учение о трагич. катарсисе (очищении) как психотерапевтич. функции поэзии и музыки: «Трагедия есть подражание (мимесис)..., через сострадание и страх приводящее к очищению души от таких эмоций». В целом воспитат. концепции А. свойствен радикальный антиутилитаризм и антипрагматизм: в иерархии пед. целей польза (при сохранении нек-рого минимума необходимых знаний) оказывается на последнем месте, нравств. совершенство — на первом. Всякий профессионализм грозит превращением личности из цели в средство, свободный человек должен уметь играть на лире, но ни в коем случае не быть виртуозом. С точки зрения А., индивид — не механич. «частица», но уменьшенная копия социума; воспитывая нравственно неполноценных профессионалов, общество неизбежно придёт к моральному вырождению. Вместе с тем именно А. впервые выделил дисциплины, необходимые для образования философа, развил технику обучения «узких специалистов», намеченную ещё софистами. По определению швед, аристотелеведа И. Дюринга, А. был «первым профессором» в истории Европы. Дошедшие до нас трактаты («прагматии») А. зачастую представляют собой «лекторские конспекты», обновлявшиеся и исправлявшиеся самим А. (в Академии лекции были редкостью, Платон предпочитал живой диалог). Курсы этики, логики, зоологии, ботаники, анатомии иллюстрировались диаграммами и изображениями на белой доске. Есть указания на то, что А. не оставлял без внимания вопросы методики преподавания. Порядок «Физика» — «Метафизика» в дошедшем до нас курсе лекций является педагогически целесообразным (от явного и знакомого к неявному и неочевидному). Трактаты А. служили уч. пособиями в эллинистич. эпоху (с 1 в. н. э.), а впоследствии и вер. века (до 12 в. отд. сочинения в лат. переводе Боэция; с 12- 13 вв. известны многочисл. переводы с греч. и араб, языков). Университетское образование в Зап. Европе вплоть до 18 в. было основано на идеях А. Реформация первоначально отвергала А., но уже Ф. Меланхтон снова ввёл аристоте-лизм в гимназич. курс. В России аристотелизм не получил распространения: восточная патристика, на к-рой основывается православное богословие, по своей филос. ориентации была близка к неоплатонизму и относилась к А. враждебно. Братья Лихуды в кон. 17 в. впервые читали курс аристотелевской «Физики» в Славяно-греко-латинской академии. Соч. в рус. пер.: Сочинения, т. 1—4, М., 1975—83. Лит.: Зелинский Ф. Ф., Пед. воззрения Платона и Аристотеля, П., 1916; Зубов В. П., Аристотель, М., 1963; Д о— в а т у p А. И., Политика и политии Аристотеля, М. — Л., 1965; Чанышев А. Н., Аристотель, Ми981; J aeg er W., Paideia, v. 3, N. Y., 1944; Franken a W. K., Three historical philosophies of education: Aristotle, Kant, Dewey, Chi., 1965; Lynch J. P., Aristotle's schopl. A study of a Greek educational Institution, Berk. — Los Ang. — L., 1972. См. также лит. при ст. Античность. А. В. Лебедев. АРКИН Ефим Аронович [1(13).1.1873, Минск, — 31.1.1948, Москва], педагог, врач, д. ч. АПН РСФСР (1947), дер пед. наук (1936), проф. (1924). Окончил мед. ф-т Киевского ун-та (1897). Преподавал в ср. мед. школе Москвы с 1907. С 1919 на науч.-пед. работе: на Высш. науч.-пед. курсах, в Пед. ин-те дефектологии, МГПИ им. В. И. Ленина (1943- 1945). А. — один из первых учёных, занимавшихся разработкой теории и практики обществ, дошк. воспитания в СССР. Ранние работы А. отмечены влиянием концепций свободного воспитания, спонтанного развития ребёнка. Разрабатывал комплекс проблем дошк. педагогики: физич. и умственное воспитание дошкольника; игры и игрушки; гигиена и рациональная организация жизни ребёнка в условиях дет. учреждения и семьи; семейное воспитание (в т. ч. проблема общения взрослого и ребёнка); возрастные и индивидуальные особенности детей раннего, дошк. и шк. возраста, а также подготовка специалистов в области дошк. воспитания. Соч.: Мозг и душа. M., 19284; Физиология человека, M., 19298; Ребенок от года до четырех лет, М. — Л., 1931; Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры, М., 1935; Беседы о воспитании, M., 19452 Физич. воспитание в дет. саду, М. — Л. 19462; Особенности шк. возраста, M., 19472 Работа дет. сада с семьей, [M.], 19472; Дошк возраст, М., 19485; Вопросы сов. дошк. вое питания, М.. 1950; Родителям о воспитании Воспитание ребенка в семье от года до зре лости, M., 19572; Письма о воспитании детей M.. 19613; Ребенок в дошк. годы, вступ. ст и ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова [М., 1968]. Лит.: P а д и и а Е., Е. А. Аркин. [Некролог], СП, 1948, № 4. Р. П. Гуцалюк, Л. Н. Павлова. АРМЕНИЯ,Республика Армения, гос-во в Закавказье. Пл. 29,8 тыс. км2. Нас. 3293 тыс. чел. (1989). Столица-Ереван. В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходился 901 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 814 чел.). В отраслях экономики в 1989 было занято 386,3 тыс. специалистов, в т. ч. св. 215 тыс. с высшим и св. 171 тыс. со ср. спец. образованием. Дошкольные учреждения. Первый арм. дет. сад был открыт в Тбилиси в 1880 педагогом Софией Бабаян. В 1914—16 в Ереване, Апександрополе и Дилижане были созданы частные дет. сады (140 воспитанников). С кон. 1920 стала формироваться сеть гос. дошк. учреждений, к-рая в 30-е гг. охватила не только города, но и сёла А. Во время Вел. Отеч. войны и в первые послевоен. годы сеть дошк. учреждений сократилась. Быстрыми темпами система дошк. воспитания стала развиваться после 1959. Динамику развития сети дошк. учреждений в 1940—80 см. в табл. В 80-х гг. преимуществ, развитие в сел. местности получили комплексы «Школа- дет. сад». Расширен приём студентов на ф-ты дошк. воспитания пед. вузов. В 1991 св. 1200 постоянных дошк. учреждений посещало 163 тыс. детей, в т. ч. св. 940 дет. яслей-садов-св. 148 тыс. детей. Обеспеченность детей пост. дошк. учреждениями составляла 35,5%. Св. 90% воспитат. групп вели работу на арм. языке. В дощк. учреждениях организованы также группы с рус. и др. языками общения и воспитания. Воспитателей дошк. учреждений готовили (1989/90 уч. г.): ср. квалификации — ереванские — армянское и русское — Кумайринское и Горисское пед. уч-ща; высш. квалификации — Ереванский и Кироваканский пед. ин-ты. Из 11,5 тыс. пед. работников дошк. учреждений ок. 3,3 тыс. имели высшее образование. Общеобразовательная школа. В школах, существовавших до 5 в., преподавание велось на сирийском и греч. языках. Создание просветителем Месропом Маштоцем (в 405—406) арм. алфавита способствовало развитию шк. образования на родном языке. В разл. областях А. при поддержке гос-ва были открыты школы. После раздела А. Персией и Византией (4—5 вв.) мн. школы были закрыты, а часть их перешла в ведение монастырей. Дети арм. знати обучались гл. обр. в византийских центрах науки и образования. Нек-рые монастырские школы повышенного типа — варда-петараны (вардапет — учитель, учёный) готовили высш. духовенство и учителей. В 5—7 вв. были известны школы Ерасхад-зора, Бжни, Тарона, Дпреванка (в Шираке), Арагацотна и др. Араб, завоевание (с сер. 7 в.) замедлило развитие арм. культуры. С восстановлением арм. государственности в 9—11 вв. начался подъём нац. культуры. Открылись светские обществ, школы. Гос-во взяло на себя часть расходов на просвещение. Возникли арм. академии (чема-ран), ун-ты (амалсаран) и др. уч. заведения; наиб, известны Санаинская академия (осн. в 1035), Ахпатская школа мудрости (1081), Анийская филос. школа (1085). Помимо богословия преподавались философия, риторика, грамматика, арифметика, геометрия, музыка, рисование; уч-ся обучались ремёслам, связанным с изготовлением книги. В 10 в. славилась монастырская школа Наре-каванк. В сер. 11 в. А. вновь подверглась агрессии Византии, а затем была завоёвана сельджуками, беспощадно разорявшими арм. народ. Воссоздание арм. государственности в Киликии (1080) сопровождалось развитием просвещения; были созданы школы, к-рые содержались гос-вом. В 13—14 вв. в А. существовали крупные уч. центры: Гладзорский и Татев-ский ун-ты, из к-рых вышли десятки деятелей науки, просвещения, писателей, художников и музыкантов. Росту культурного движения в А. помогло возникновение книгопечатания на арм. языке. В 1512 в Италии вышла первая печатная книга на арм. языке. Позже арм. типографии открылись во мн. городах Европы и Азии. В А. первая типография была создана в 1771 (в Эчмиадзине). В 1780 в Петербург была перевезена из Лондона арм. типография, в к-рой печатались буквари, учебники, а также пособия для обучения рус. языку в арм. школах. В 16—18 вв. терр. А. была разделена между Персией (Вост. А.) и Турцией (Зап. А.). Шк. дело пришло в упадок; уч. заведения существовали лишь в нек-рых монастырях и поддерживавших прежние традиции центрах просвещения, гл. обр. в Вост. А. (в 18 в. — ок. 20 школ). В кон. 18-нач. 19 вв. арм. школы открывались и в пределах Рос. империи: в Крыму, Новой Нахичевани, Астрахани и др. Присоединение Вост. А. к России (1805—28) способствовало развитию арм. культуры. Преимуществ, права в развитии просвещения царское пр-во предоставило арм. церкви. Согласно «Положению об управлении духовных дел христиан арм.-григорианского вероисповедания» (1836), церк. органы кроме духовной академии в Эчмиадзине («Геворгян чемаран», осн. в 1874) могли открывать духовные семинарии в центрах епархий (6), духовные уч-ща (нач. уч. заведения повышенного типа) и церковноприходские школы в др. населённых пунктах. Большую роль в подготовке арм. деятелей культуры сыграло Нерсесянское уч-ще, открытое в 1824 в Тбилиси (существовало до 1921). Среди преподавателей и выпускников уч-ща известные арм. педагоги — А. Аламдарян, X. Абовян, С. Назарян и др. В 1850—60 и 1864—1917 уч. заведения А. находились в подчинении Кавк. уч. округа. Во 2-й пол. 19 в. значительно увеличилось кол-во церковноприходских школ: в 1870 их было 134, а в 1884- 350 (ок. 20 тыс. уч-ся). Рост числа арм. школ казался опасным пр-ву: высочайшими указами трижды (в 1885, 1895 и 1903) закрывались почти все церковноприходские арм. школы. Они были восстановлены лишь под влиянием де-мокр. требований Революции 1905—07. В 1914/15 уч. г. в 459 нач. и неполных ср. школах учились ок. 34,7 тыс. чел. Действовали 2 гимназии (муж. и жен. в Ереване). Имелось св. 30 мусульм. уч. заведений. По переписи 1897, грамотность населения составляла около 10%. В Арм. демокр. республике 1918—20 было законодательно введено обучение на родном языке. Открылись мн. арм. нач. и ср. школы. Подготовку пед. кадров начал Арм. ун-т в Ереване (осн. в 1920). Однако многие шк. здания были разрушены в результате захвата части территории А. турецкими войсками. Нерегулярно действовали 166 школ (18,6 тыс. уч-ся). После установления сов. власти (ноябрь 1920) уч. заведения в А. стали государственными, были отделены от церкви; в школах утвердилось преподавание на родном языке. В сент. 1921 Совнарком А. принял декрет о ликвидации неграмотности среди взрослого населения; были открыты школы и курсы по ликвидации неграмотности. В 1922/23 уч. г. работало 316 пунктов ликбеза (6,4 тыс. уч-ся), в 1923/24 уч. г. — 429 пунктов (8,5 тыс. уч-ся). В 1928—32 в сети ликбеза обучалось св. 500 тыс. чел. В кон. 1930-х гг. в А. была ликвидирована массовая неграмотность; грамотность населения достигла св. 83%. Была создана общедоступная единая трудовая школа. В 1921/22 уч. г. действовало 500 школ, в 1929/30 уч. г. их число возросло до 900. К 1922/23 уч. г. было создано св. 70 школ с обучением на родном языке для детей разл. национальностей, проживающих в А.: 36 азербайджанских (св. 1,5 тыс. уч-ся), 24 русские (св. 1,7 тыс.), 5 ассирийских (ок. 200 уч-ся), 5 курдских (св. 260), 4 греческие (св. 220). С кон. 30-х гг. эти школы были реорганизованы в армянские и русские, а изучение родного языка велось факультативно. Расширение сети школ, значит, увеличение числа учителей позволили к 1932 осуществить в А. всеобщее обязательное начальное обучение. В 1940 начался переход к всеобщему обязат. 7-летнему обучению. Во время Вел. Отеч. войны школы А. продолжали занятия, хотя контингент учащихся сократился. Действовало (1944) 34 дет. дома, в к-рых было св. 5 тыс. воспитанников (в 1940 насчитывалось 14 дет. домов с 1,5 тыс. воспитанников). С 1943/44 уч. г. в уч. планы ст. классов ср. школ включён курс истории арм. народа. В 1945 в А. было осуществлено всеобщее обязат. 7-летнее обучение. Число учащихся школ в 1950/51 уч. г. достигло довоен. уровня. Реализовано массовое школьное обучение детей с 7-летнего возраста (начато в годы войны). С 1956 организовывались школы-интернаты. В большинстве школ были созданы уч. мастерские, опытные участки, укрепилась материально-техн. база. С 1959 вводилось всеобщее 8-летнее обучение. С нач. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи. Сведения о развитии шк. системы в 1940—80 см. в табл. После 1985 пересмотрено содержание школьного образования в интересах создания лучших условий для развития личности учащегося. Разработано св. 50 уч. планов интегрированных шк. курсов, в т. ч. по обществоведению и истории, естествознанию. Увеличено время на изучение арм. яз. и лит-ры, истории арм. народа. Разрабатываются соответствующие учебники. Обеспечение ими нач. школы завершено в 1990. На ст. ступени ср. школы расширены возможности углублённого изучения отд. предметов, в т. ч. в специализиров. школах (действуют, в частности, при АН Армении, Ереванском ун-те, нек-рых отраслевых вузах). Во время землетрясения (дек. 1988). было разрушено св. 470 шк. зданий (св. 100 тыс. ученич. мест). Св. 25 тыс. уч-ся были эвакуированы в Грузию, Белоруссию, Россию, на Украину, где для них были организованы занятия на родном языке. Для детей арм. населения, выехавшего после 1989 из Азербайджана, в А. открыты дополнит, школы и классы, в к-рых занятия идут по особым уч. планам и режиму. В 1990/91 уч. г. действовало св. 1,3 тыс. дневных общеобразоват. школ (ок. 0,6 млн. уч-ся): 18 нач., св. 214 неполных средних и св. 1080 средних (97% уч-ся) школ. 89,1% школ — с арм. языком обучения; в них учится св. 86% школьников. 54% выпускников дневных ср. школ продолжают обучение в разл. уч. заведениях. В 50 вечерних школах занималось св. 10 тыс. чел. Имелось ок. 30 школ для детей с недостатками умственного и физич. развития (ок. 4,5 тыс. уч-ся), 1 дет. дом (св. 100 воспитанников), 1 спец. школа для трудновоспитуемых подростков. В общеобразовательных школах было занято св. 53 тыс. учителей, в т. ч. ок. 83% с высш. образованием. Внешкольные учреждения: св. 50 домов дет. творчества, 38 станций юных техников, 17 станций юных натуралистов; действуют 172 ДЮСШ (среди руководителей известные спортсмены Г. Шагинян, И. А. Новиков, А. Азарян, В. Енги-барян и др.), а также 170 дет. муз. и ху-дож. школ и др. В Ереване работает (с 1970) крупнейший в странах СНГ центр эстетич. воспитания детей (основатель — Ж. Агамирян, руководитель с 1978 Г. Игитян). Внешк. учреждения охватывают св. 100 тыс. чел. Профессионально — техническое образование. Первая профшкола в А. была организована в 1924 в Ленинакане для обеспечения текст. фабрики рабочими кадрами. В 1925 открыта первая школа ФЗО. В 1940 создана система Гос. трудовых резервов, готовившая квалифициров. рабочих для ведущих отраслей пром-сти и с. х-ва. В 1958 она преобразована в систему проф.-тех. образования. С 1972 открываются ср. ПТУ. Динамика развития системы проф.-тех. образования в 1940- 1980 в А. представлена в табл. В 1929- 1989 в уч. заведениях этой отрасли образования подготовлено св. 60 тыс. квалифициров. рабочих. Со 2-й пол. 80-х гг. система проф.-тех. образования перешла на подготовку квалифициров. рабочих на основе прямых договоров с предприятиями. С нач. 90-х гг. на базе неск. ПТУ создаются техн. лицеи с различными сроками обучения. В 1990/91 уч. г. в 84 проф.-тех. уч. заведениях обучалось свыше 20,1 тыс. уч-ся (в т. ч. в 15 СПТУ — 8 тыс. уч-ся) по 200 профессиям. Из 1,1 тыс. преподавателей св. 97% — с высш. образованием. Среднее специальное образование. До 1917 в А. было лишь одно ср. спец. уч. заведение — учительская семинария в Ереване (св. 100 уч-ся). В 1920 была открыта Ереванская муз. студия. В 1921/22 уч. г. работали элек-тромеханич. и строит, техникумы, ху-дож. и муз. уч-ща. В 1927/28 уч. г. в 12 ср. спец. уч. заведениях обучалось 1,7 тыс. уч-ся. В годы первых пятилеток выросла сеть ср. спец. уч. заведений. Развитие ср. спец. образования в 1940—80 представлено в табл. В 1929—89 ср. спец. уч. заведениями подготовлено ок. 410 тыс. специалистов. В 1990/91 уч. г. в 70 ср. спец. уч. заведениях по 150 специальностям обучалось ок. 46 тыс. уч-ся (св. 95%-армяне). В ср. спец. уч. заведениях занято св. 4 тыс. преподавателей (99% — с высш. образованием). Среди новых специальностей — произ-во пром. роботов, программирование для быстродействующих ЭВМ и др. Высшее образование. В ср.-век. А. высш. образование давали академии и ун-ты, основу общеобразоват. программы к-рых составляли «семь свободных искусств». В 19 в. выходцы из А. получали высш. образование в спец. классах Лазаревского ин-та вост. языков — арм. уч. заведения в Москве. Накануне Окт. революции высшего учебного заведения на терр. совр. А. не было. В 1920 создан Ереванский ун-т, в 1922 — Арм. пед. и Ереванский мед. ин-ты. В дальнейшем система вузов совершенствовалась гл. обр. в интересах развития нар. х-ва: были открыты зооветеринарный (1931), политехн. (1933) и др. ин-ты. Динамика развития сети вузов в в 1940—80 отражена в табл. В 1929 в 89 вузах А. подготовлено св. 285 тыс. специалистов. В 1990/91 уч. г. в 14 высш. уч. заведениях по 153 специальностям обучалось св. 68 тыс. студентов (98% — армяне). Подготовка специалистов с кон. 80-х гг. ведётся гл. обр. на основе договоров вузов с предприятиями. Крупнейшие вузы: ун-т (7,2 тыс. студентов); ин-ты — политехнический (23,6 тыс. студентов), педагогический (5,6 тыс. студентов), с. х-ва (4 тыс. студентов), нар. х-ва (4 тыс. студентов) — все в Ереване. В вузах занято св. 5,3 тыс. преподавателей, в т. ч. св. 360 докторов и св. 2,6 тыс. кандидатов наук. Педагогическое образование. С 1830-х гг. учителей для арм. школ выпускали Ереванская и Щушин-ская духовные семинарии; в Ереванской в 1857 был впервые введён курс педагогики. С сер. 1870-х гг. педагогов готовила и Арм. духовная академия в Эчмиадзине. Преподавателей со ср. пед. образованием выпускала учительская семинария в Ереване (осн. в 1881). Систематич. подготовка для школ учительских кадров высш. квалификации началась на пед. ф-те Ереванского ун-та и в ереванском Арм. пед. ин-те. В 1935 открыт рус. учительский ин-т (с 1962 — пед. ин-т рус. и иностр. языков). Специалистов ср. квалификации готовили (данные на 1940/41 уч. г.) 5 пед. техникумов (0,6 тыс. уч-ся). В 1946 в республике было 3 пед. ин-та и 1 учительский ин-т, 6 пед. уч-щ. В кон. 80-х гг. пед. кадры с высш. образованием готовили Армянский (Ереван), Ки-роваканский, Кумайринский пед. ин-ты и Ереванский пед. ин-т рус. и иностр. языков (всего ок. 12 тыс. студентов). Учителей для школы выпускают также нек-рые ф-ты ун-та и ин-та физич. культуры. Педагогов ср. квалификации готовили Горисское, ереванские (русское и армянское), Кумайринское пед, уч-ща; индустриально-пед. техникум, техникум физич. культуры, муз.-пед. уч-ще (все в Ереване). В ср. пед. уч. заведениях в 1988/89 уч. г. обучалось ок. 25 тыс. уч-ся. Повышение квалификации педагогов осуществляют республиканский (осн. в 1934) и ереванский городской (1965), Кумайринский и Кироваканский межрайонные (оба с 1967) ин-ты усовершенствования учителей (в нач. 90-х гг. — ок. 14 тыс. слушателей). Педагогическая наука. В древней А. пед. идеи находили отражение в устном нар. творчестве (притчи, басни и т. д.). Создание Месропом Маш-тоцем арм. алфавита способствовало развитию нац. культуры, в т. ч. и педагогической. Среди деятелей ср.-век. арм. школы известны учёные и педагоги — Оганес Гитнакан, Григор Магистрос, Оганес Сар-каваг, Нерсес Мшеци, Оганес Воротнеци, Григор Татеваци и др. Перу Анании Ширакаци принадлежит древнейший учебник арифметики на арм. языке. В 10 в. заметную роль в преподавании филос. и матем. наук сыграл философ Анания Нарекаци. Из педагогов киликийских школ наиб, известен поэт и обществ, деятель Нерсес Шнорали (12 в.). Его наставления «Воспитание учащихся детей» и «Взамен букваря» написаны в виде коротких стихов, с помощью к-рых дети обучались азбуке и правилам поведения в школе. Распространению уч. лит-ры на арм. языке способствовало развитие арм. книгопечатания (16—18 вв.). В 19 в. на формирование социально-полит, и пед. взглядов арм. просветителей оказали влияние российские демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Среди арм. педагогов 1-й пол. 19 в. наиб, известны А. Аламдарян и М. Тагиадян. Учебник Тагиадяна «Месроповский наставник детей» построен на принципах реального образования. Для развития передовой пед. мысли в А. большее значение имела деятельность основоположника новой арм. лит-ры и педагога X. Абовяна. В нач. 60-х гг. демокр. направление арм. обществ, движения возглавил М. Налбапдян. Вместе с С. Наза-ряном, редактором передового арм. журн. «Юсисапайл» («Северное сияние», издавался в 1858—64 в Москве), Налбандян выступал за просвещение народа, за нац. светскую школу, за утверждение ашха-рабара (нар. арм. языка) в лит-ре и школе. В 1870—80-х гг. издавались пед. журналы и газеты, спец. труды по теории и истории педагогики, были переведены на арм. яз. произведения Я. А. Ко-менского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. Арм. писатель и педагог Г. Агаян был автором оригинальных статей о воспитании и образовании, а также учебников родного языка, пользовавшихся большой популярностью в течение полувека. В развитии школы и педагогики в кон. 19 — нач. 20 вв. видное место принадлежит А. Багатряну, С. Мандиняну, Н. Тер-Гевондяну, Р. Перперяну и др. После установления сов. власти в подготовке новых науч.-пед. кадров для арм. вузов деятельное участие принимали науч. и уч. учреждения союзных республик. Только АКБ им. Н. К. Крупской в 19?0—30-х гг. окончило св. 60 специалистов в области пед. наук, работавших затем в А. В 1921 в Ереванском ун-те была создана кафедра психологии и педагогики. В 1939 организован НИИ пед. наук в Ереване (в 1939—41 наз. НИИ усовершенствования учителей, в 1941—62 — НИИ школ). Пед. исследованиями занимаются также кафедры педагогики и психологии ун-та и пед. ин-тов. На 1 янв. 1989 в А. насчитывалось 13 докторов и 246 кандидатов пед. наук. В 1970 было основано респ. пед. об-во (в 1988—75 тыс. членов). Педагогическая и детская периодика. Пед. периодика А. в дореволюц. период была представлена журн. «Дастиарак» («Воспитатель», 1873—74, Феодосия), «Дпроц» («Школа», 1874—76, Вагаршапат), «Варжаран» («Школа», 1882—84, Тбилиси), «Манкаваржаноц» («Пед. очаг», 1884—87, Тбилиси, Петербург, Ахал-цих) и др. Проблемы демокр. педагогики обсуждались на страницах журн. чНордпроц» («Новая школа», 1908—13, Тбилиси). С 1926 издавался «Советакан манкаварж» («Сор. педагог»). Приложением к нему выходили журн. «Математи-кан ев физикан дпроцум» («Математика и физика в школе», с 1966), «Рус. язык в арм. школе» (с 1957) и «Айоц лезун ев граканутюн дпроцум» («Арм. язык и лит-ра в школе», с 1966). Еженедельно выходила газ. «Советакан дпроц» («Сов. школа», с 1932). Для детей издавались журн. «Пионер» (на арм. языке, с 1923), «Цицернак» (<Ласточка», с 1967), а также газета «Пионер канч» («Пионерский зов», с 1925). Уч. и уч.-пед. лит-ру выпускает изд-во «Луйс» («Свет», с 1964; осн. в 1955 как Армучпедгиз), дет. лит-ру — изд-во «Аре-EH. t» («Солнышко», осн. в 1987). Лит на рус. яз. — История арм. наро-ла с древнейших времён до наших дней, Ер.. 1980; Багдасарян Б. А., Нар. образование в Армянской ССР, Ер., 1979; на арм. яз. — Мовсесян А. X., С а и т-росян М. А., Назикян Г. А., Очерки м истории общеобразоват. школы Сов. Арме-вци, Ер., 1955; Мовсесян А. X., Очерки со истории арм. школы и педагогики (X -< XV вв.), Ер., 1958; Арм. педагоги в XIX - Г. Э. Армстронг. Т. Арнолд. XX вв., т. 1—2, Ер., 1958—61; С и м о-нян Т., Достижения нар. образования в Сов. Армении за 40 лет, Ер., 1961; Г а б-р и с л я и Т. А.. Очерки из истории дошк. воспитания в Сов. Армении, Ер., 1963; Казахецян А. М., Общеобразоват. школа в Сов. Армении (1941 — 1970), Ер., 1972; X у доя и С. К., История армянской сов. школы (1920—1941), Ер., 1973; Багдасарян Б. А., Очерки по истории развития армянской сов. школы, Ер., 1989. Б. А. Багдасарян.
АРМСТРОНГ (Armstrong) Генри Эдуард (6.5.1848, Луишем, ныне в черте Лондона, — 13.7.1937, там же), англ, химик, проф. (1871); в педагогике — основатель и пропагандист эвристич. метода обучения естеств.-науч. дисциплинам. Секретарь (1875—93) и президент (1893- 1895) Королевского хим. об-ва, иностр. п. ч. АН СССР (1932). С 1880 разрабатывал проблемы улучшения преподавания естеств.-науч. предметов в школе. Осн. источником знаний в этой области считал эксперим. работу: ученик, поставленный в положение первого исследователя определённой проблемы, должен самостоятельно найти решение и сделать выводы. А. называл свой метод эвристическим (т. е. «через открытие») и считал его наиб, эффективным, не отрицая, однако, и демонстрационно-лекционного метода. В соответствии со своими взглядами разработал программу шк. курса химии, основанного на опытной работе учащихся и на межпредметных связях. Выступал против приоритета гуманитарных наук, считая роль естеств. наук формирующей в развитии умственных способностей. Совр. сторонники исследовательского метода обучения, восприняв идеи А., подвергают критике одностороннее применение его метода, к-рое влечёт за собой замедленность темпов обучения (ученик не может в часы занятий открыть всё, что ему следует знать) и эмпиризм (путь от опыта к опыту оставляет учащегося в неведении относительно общего плана исследования); подчёркивают также необходимость теоретич. знаний для учеников. Соч.: Эвристич. метод обучения или искусство предоставлять детям самим доходить до познания предметов. (Глава из истории англ, школ), извлечение и пер. проф. А. П. Павлова, М., 1900; Teaching of scien-tific method, L., 19253. Лит.: Brook W. H., H. E, Armstrong and theteaching ofscience. 1880—1930, Camb., 1973.
АРМСТРОНГ (Armstrong) Сэмюэл Чапмен (30.1.1839, Ваилуку, о. Мауи, Гавайские о-ва, — 11.5.1893, Хэмптон), амер. педагог, сторонник отмены рабовладения. В Гражд. войну 1861—65 в США командовал одним из негритянских полков (достиг чина бригадного генерала). Разработал проект организации уч. заведения для негров и индейцев. В 1868 А. основал в Хэмптоне (штат Виргиния) платный Нормальный и сельскохозяйственный ин-т для подготовки педагогов из детей негров, а впоследствии также и индейцев. Руководил им до конца жизни. Целью ин-та было создание учительских кадров для негритянского и индейского населения. Кроме общеобразоват. предметов в ин-те обучали многочисл. ремёслам (кузнечному, сапожному, бондарному, плотницкому, ткацкому), а также рациональному ведению с. х-ва, к-рое занимало большое место в программе обучения. Неск. подобных уч. заведений возникло и в др. штатах страны. Лит.: О g den R. С., S. Ch. Armstrong A sketch, N. Y. — [a. o.], 1894; Ben nett С h., A history of manual and industrial education up to 1870, Peoria (111.), 1926 Л. Н. Гончаров.
АРНОЛД (Arnold) Томас (13.6.1795, Каус, — 12.6.1842, Регби), англ, педагог, реформатор ср. привилегированной школы (паблик скулз) в Англии. Окончил Оксфордский ун-т (1818). С 1828 директор паблик скул в Регби. Гл. задачу педагогики А., следуя Дж. Локку, видел в нравств. воспитании, считая идеалом воспитанного человека «джентльмена-христианина». Ему принадлежит оригинальная пед. система, названная «вес-питанием характера». В Регби А. применил идею параллельного пед. воздействия: мл. ученики подчинялись старшим, а старшие занимались воспитанием своих мл. товарищей (т. н. система фагов). Интернаты («дома») представляли собой разновозрастный ученич. коллектив, управляемый главой «дома» — учителем и воспитателем. В систему А. входило самоуправление школьников, осуществляемое через шк. префектов -старшеклассников, к-рые решали ряд вопросов шк. жизни, поддерживали дисциплину. А. придавал большое значение жизни учащихся в коллективе, взаимной ответственности его членов. Физич. упражнения, спорт, игры также были превращены в средства воспитания качеств лидера. Использование традиций (встречи с быв. воспитанниками, сохранение старинных построек, мебели и т. д.) соответствовало установке правящих классов на «консервацию» существующих социальных порядков и являлось важным звеном в системе Арнолда. А. реформировал содержание и методы обучения в школе. Выступал сторонником широкого общего образования. Его уч. программа включала изучение лат. и греч. авторов, к-рое непременно связывалось с вопросами совр. жизни. Первостепенное значение в шк. курсе А. придавал новым языкам, истории и математике; кроме того, изучались география, теология, этич. и по-литич. науки. А. отказался от вербализ-ма как осн. метода в изучении шк. предметов; широко использовал сократич. беседу. Гл. задачи обучения — воспитание активности, пробуждение исследовательского интереса к изучаемым дисциплинам, понимание основ наук, подготовка к самообразованию.
|