Студопедия — Мифология и религия Древнего Египта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мифология и религия Древнего Египта






Самобытна, так как цивилизация изолирована. Зато потом – обширные заимствования греками и многими другими (период эллинизма). Впрочем, Ладынин полагает, что не так уж эта цивилизация была и изолирована – просто, по его мнению, не было надобности в таких заимствованиях.

Влияние природных условий на формирование религии и мифологии: плодородная река, сезонные разливы, аграрные циклы, вокруг – недружелюбная пустыня и т.д. Столкновение человека и подавляющей его среды => ощущение ничтожности человека перед окружающей средой (ср. с политической системой).

Концепция культа. Боги создали людей, чтобы те им служили. Вообще-то боги не самые приятные существа. Если люди не служат им ревностно, боги начинают наказывать людей. У богов есть штат жрецов, жертвы, храмы, гимны.

Культ фараона как организатора системы ирригации, без которой всем не жить. Фараон – земное воплощение божества (от брака бога и земной женщины). При жизни отождествлялся с Хором, после смерти – с Осирисом. У фараона, как и у любого бога, был свой культ, храмы, жрецы, жертвоприношения. Сфинкс – фараоново скульптурное воплощение.

Боги бывают разные: как местные, так и общеегипетские. Токарев и Кузищин полагают, что местные боги – продукт эволюции тотемизма (отсюда - зооантропоморфизм). Им возражают (Ланге Г.О.), что культы эти были местные, а не родовые, поэтому о тотемизме и речи нет. У богов – свои культовые центры => как только правитель такого центра становится фараоном, так сразу соотв. бог становится особо почитаемым (ср. Фивы и Амон). Боги могут олицетворять как конкретные понятия (напр. Хапи – Нил), так и абстрактные (напр. Маат – справедливость). Хоть и конервативность, заимствования от ближайших соседей все ж были (в эпоху Среднего царства): Астарта - семитская богиня.

Организация пантеона. Огромное многообразие богов => потребность их как-то систематизировать. Лучше всего это удалось гелиопольским жрецам. Они выделили большую девятку, а остальных богов по мере возможности раскидали на триады богов: мать, отец и сын. Так: Осирис, Исида, Хор – абидосская триада, Амон Мут и Хонсу – фиванская триада. Но до конца упорядочить не удалось.

Космогония. По гелиопольской системе: сначала был бог Нун (первобытный водный хаос). Из него – бог Атум (позднее – Ра; первая твердь). Атум создает из себя Шу и Тефнут. У них - Геб и Нут, которые, в свою очередь, - Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Все они вместе – божественная девятка или Эннеада. А ваще-то всех создал Птах.

Главные боги: Ра (Гелиополь), Птах (Мемфис; бог-творец), Амон (Фивы; сперва – малозначительный региональный божок, потом – даже круче, чем Ра), Осирис (аграрный цикл, отец загробного мира), Исида (евонная телка и мама, покровительница любви и материнства), Хор (их сын, сивмол неба и света, покровитель фараона, в образе человекосокола, ока Хора, солнечного диска с соколиными крыльями), Тот (бог счета, в образе павиана), Сохмет (могущественная сила, богиня войны, чумы и др., в образе львицы), Хапи (Нил).

Религиозная реформа Эхнатона. Вместе с централизацией власти - и слияние функций разных богов в одном. Вот при Эхнатоне культ Атона стал преобладающим. Изображался в виде солнечного диска, от которого – дарующие руки-лучи. Важно, что Атон не имел родственников и никакого конкретного воплощения (претензия на монотеизм). Этот культ продержался только до смерти Эхнатона, после чего его имя начали стирать со всех заборов.

Загробный мир. После смерти – продолжение обычной земной жизни. Отсюда – спокойное отношение к смерти, мумификация (чтобы сохранить триаду «физическое тело – ка – ба»), росписи стен гробниц и очень репрезентативный инвентарь гробниц (туда клали все, что могло пригодиться для загробной, а значит – и для мирской жизни; то, что нельзя положить, рисовали на стенах). Этика проникает в религию лишь чуть-чуть (в одной из глав «Книги мертвых» описана процедура взвешивания сердца покойного => некая зависимость между тем, что чел. творит при жизни и тем, куда он попадает после ее конца), в основном же блаженство на том свете зависит не от земной жизни, а от качества погребального обряда.


 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 443. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия