Студопедия — Источники и историография Китая
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Источники и историография Китая






Источники.

1) Письменные

- летописи («Чуньцу» Конфуция)

- комментарии к летописям («Цзочжуань»)

- речи правителей и приближенных («Шаншу», или «Шуцзин»)

- свод песен «Шицзин» (фольклор)

- труды философов V – III веков

- «Исторические записки» Сыма Цяня (145 – 90). Жизнеописания. 5 разделов: «Основные записи», «Истории наследственных домов», «Жизнеописания», «Трактаты», «Таблицы».

- «Ханьская история» Баня Гу (32 – 92). История Западной Хань – династийная история.

2) Археологические

- 1921 – швед И.Г. Андерсон обнаружил неолитическую культуру Яншао (среднее течение Хуанхе)

- 1928 – раскопки столицы Шан-Инь близ Аньяна (XIV – XI вв.)

- раскопки раннешанского города Эрлитоу

- находки бронзовых чжоунских сосудов с надписями

- богатые погребения III века до н.э. близ Чанша с идеальной сохранностью предметов.

3) Эпиграфические

- гадательные надписи XIV – XI вв. до н.э. Открыты в 1899 году, в ходе раскопок шан-иньской столицы близ Аньяна найдено большое количество новых образцов.

- Чжоуские надписи на ритуальных бронзовых сосудах X – VII веков до н.э.

- Надписи на деревянных планках (официальные документы) III века до н.э. – III век н.э.

 

Историография.

Китай

- Особенности китайской исторической науки: идея о превосходстве китайской культуры над соседними и отождествление мифа с историческим фактом.

- Как реакционное выступило гиперкритическое направление историографии. Однако ему были свойственны противоположная крайность суждений.

- Конец 20-х гг. XX века – начало научного исследования, основывавшегося на марксистских идеях.

- Работы Го Мо-жо, отрицание специфики древневосточных обществ.

- 40 – 50-ее – активная разработка проблем социально-экономических проблем Древнего Китая.

- Конец 70-х – дискуссии о характере китайского общества, публикация источников, создание университетских курсов по истории Древнего Китая.

Япония

- Начало изучения историографии Китая относится еще к средневековью.

- В равной степени изучаются все периоды истории Китая.

- Ведущий специалист – Кайдзука Сигеки.

- Большая группа ученых работает над исследованием социально-экономических отношений в эпоху Хань.

Европа

- Французская синологическая школа внесла большой вклад изучение истории Древнего Китая. Попытка перевода «Исторических записок» Э. Шаванном. Опубликован корпус каменных барельефов ханьского времени.

- А. Масперо «Древний Китай».

- Г. Билленстейн в 50-х обратил внимание на проблемы демографии Китая.

США

- Изучение Древнего Китая получило развитие лишь в последние десятилетия. Ведущая роль – ученые китайского происхождения.

- Создано «Общество по изучению Древнего Китая», свой журнал издается с 1975 года.

Россия

- XIX век – Н.Я. Бичурин. Характерен интерес к культуре и идеологии.

- Советская историография:

а) первый период (конец 20-х – начало 30-х) – дискуссии о проблемах общественного строя Китая, недостаточное понимание источников.

б) второй «очерковый» период (40-50-е гг.) – сводные работы и университетские курсы, периодизация по Л.В. Симоновской.

в) третий «монографический» период (с 60-х) – появление ряда исследований отдельных периодов истории Древнего Китая, углубленный анализ аспектов экономики, социального строя и идеологии. Перевод на русский язык источников – «Исторические записки» Сыма Цяня.

 


 

Перидизация Китая.
Периодизация древнекитайской истории строится на сочетании традиционной китайской периодизации собственной истории по династиям и современной периодизации по стадиям экономического и социального развития. В традиционной китайской историографии счет времени начинался с мифической эпохи создания и устроения мира, завершившейся временем правления «пяти императоров» (мифологические культурные герои, которые в позднейшие эпохи считались реально существовавшими правителями; такое объявление мифологического персонажа – бога или героя – правителем былых времен называется эвгемеризацией. Обычно это явление в древних культурах было исключительным, но китайская традиция прибегала к эвгемеризации в очень широких масштабах).

Затем следовала эпоха «трех династий»: «династия» Ся (ок. 2000 г. до н. э.), династия Шан-Инь (XVII–XI в. до н. э), династия Чжоу (XI вв. до н. э. – 256 г. до н. э.).

Затем власть над этим государством, свергнув династию Шан, захватил клан Чжоу. Время его правления делится на два подпериода: Западное Чжоу (XI в. – 771 г. до н. э.), когда чжоуские правители действительно контролировали страну, и Восточное Чжоу (770–256 гг. до н. э.), когда Китай распался и фактически представлял собой конгломерат враждующих царств, лишь номинально признававших (а иной раз и не признававших) верховный авторитет чжоуского правителя. Особо выделяются два этапа противоборства этих царств: Чуньцю («Весны и Осени», 722–403 гг. до н. э.; название периода воспроизводит название знаменитой летописи царства Лу – одного из соперничавших китайских государств) и Чжаньго («Воюющие царства», 403–221 гг. до н. э.). Границу между ними проводят по распаду другого крупного царства – Цзинь (403 г. до н. э., иногда период Чуньцю обрывают годом окончания одноименной летописи царства Лу – 481 г. до н. э.).

B ходе усобиц времени Чжаньго династия Чжоу была уничтожена (256 г. до н. э.), и с династической точки зрения финальная часть времени Чжаньго (256–221 гг. до н. э.) оказалась своего рода междуцарствием: в это время Китай даже номинально не признавал власти одного правителя.

С объединением Китая правителем царства Цинь начинаются периоды династии Цинь (221–206 гг. до н. э.) и сменившей ее династии Хань (206/202 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Эпоха Хань делится на времена правления старшей ветви династии (Западная, или Старшая, Хань, 206/202 г. до н. э. – 9 г. н. э.) и младшей ветви (Восточная, или Младшая, Хань, 25–220 гг. н. э.), разделенные узурпацией Ван Мана, единолично представляющего так называемую династию Синь (9–23 гг. н. э.), и общей смутой.

С точки зрения современной науки выделяются следующие периоды древнекитайской истории: эпоха формирования и существования ранних государств (II тыс. до н. э. – VIII в. до н. э.; соответствует династическим эпохам Шан-Инь и Западной Чжоу); эпоха раздробленности (VIII–III вв. до н. э.; соответствует эпохам Восточной Чжоу и Чжаньго); эпоха централизованных империй с тремя подпериодами: Цинь, Ранняя Хань и Поздняя Хань, – совпадающими с правлениями соответствующих династий.

 


 

48. Древнейшие государства Китая II – начала I тыс. до н.э. Шан-Инь и Зап.Чжоу.

Судить о политической истории Китая II тыс. до н.э. можно по легендам – преданиям о «совершенных правителях древности».

- Поднебесной правил мудрый Яо.

- Его преемник – способный и энергичный Шунь. При нем в Поднебесной был потоп.

- Страну спас великий Юй (углубил русла рек). За это он стал правителем.

- Место Юя занял его сын Ци. Начало династического престолонаследия. Ци основал династию Ся.

- Последний правитель династии отличался жестокостью. Против него восстали подчиненные племена.

- Власть взял один из вождей (шан) Тан. Его стали называть Чен-Тан (Тан-Созидатель). Он основал новую династию Шан, впоследствии получившей название Инь в XVII в.

Шан-Инь.

1-й период (XVII – XIV века)

Племя шан неоднократно перемещалось по Среднекитайской равнине.

2-й период (XIV – XI века)

Последнее переселение было при Пань Гэне в XIV веке. Центр шанов – район Аньяна. Столица – Великий Город Шан. Археолгические памятники и эпиграфические источники.

Экономика.

1) сельское хозяйство: деревянный заступ

2) ремесла: + бронза (Эрлитоу пер. пол. II тыс. до н.э.) для оружия и ритуальных сосудов, + глинобитные стены в иньское время (до 6 метров толщиной), + специализация производств

3) возникновение городов

Появляется древнейшая в Восточной Азии письменность!

Социальная структура:

1) иньские правители и ближайшие родственники – могилы 400-500 кв. м, глубина от 10 м, богатый инвентарь, сопогребения

2) господствующий слой – 20-25 кв. м, глубина 5-7 м, богатый инвентарь, нет сопогребений

3) свободные общинники – грунтовые ямы, тело едва помещается

4) слуги, рабы – погребения под фундаментами зданий и вокруг больших захоронений, насильственная смерть

Каждый поход – куча пленных – массовые жертвоприношения.

Государственное устройство.

1) представления о мире – этноцентрические

2) территориальное деление – родоплеменное

3) правитель – ван

4) ван осуществляет единоличное управление страной, возглавляет армию

5) ван является одновременно верховным жрецом

6) дружественные племена получали от вана санкцию на вход в коалицию

Наибольшего расцвета Инь достигло при У Дине во второй половине XIII века. При нем построены в столице новые дворцы и храмы, осуществлены значительные территориальные завоевания. После него дом Инь пришел в упадок. Последний ван, чье правление пришлось на «чжоуское завоевание», был безнравственным и распутным тираном.

Чжоу. X – VIII века.

- Первые упоминания об этом племени, как о подчиненной территории Инь, встречаются в период правления У Дина. Титул правителя чжоу – «чжоуский хоу», т.е. зависимый правитель.

- 1027 – У-ван («воинственный правитель») во главе чжоусцев и коалиции западных племен нанес решающее положение Инь.

- Чжоу переняла достижения Инь, в том числе бронзолитейное производство, боевые колесницы и главное – письменность!

- «Наследственные пожалования» чжоусцев. Родственники У-вана, часть знати, некоторые предводители племен получили участки земли с населением и соответствующие титулы (чжухоу). В XI веке существовало 200-300 таких владений.

- В системе управления коренных преобразований не произошло.

Социально-экономическое развитие.

Строжайшая социальная регламентация во всех аспектах жизни.

Социальные группы:

1) свободное население

- чжоуский ван (деспотический правитель)

- чжухоу (обладатель наследственного владения, высший аристократ)

- дафу (глав всех цзу одного владения)

- ши (глава большого семейства, входящего в цзу)

- простолюдины

2) рабы (пленники XI – X вв.)

Принадлежность к социальной группе определялась по родству. Старший сын наследовал титул, остальные опускались на ступень ниже. Частной собственности в современном смысле слова не существовало.


 

49. Социальное и политическое развитие Китая в VIII – IV вв. до н.э. Реформы Шан Яна.

Восточный Чжоу VIII – III века.

1) Взаимоотношения с соседними племенами

- VIII – VII века - начинается противопоставление себя, т.е. хуася, или чжуся, «варварам»

- начало VIII века – столкновения с жунами-полукочевниками (верхнее течение Хуанхе)

- решающие столкновения происходят в правление Ю-вана (781 - 771)

- 770 – перенос столицы на восток, к современному Лояну. Власть вана ослабевает

- VIII век – консолидация кочевых племен ди, их набеги на владения чжухоу к северу от Хуанхэ

- VII век – ди опустошают левый берег среднего течения Хуанхэ. Форсируют реку и нападают на чжухоу неподалеку от столицы

- 636 – чжоуский Сян-ван пытался спровоцировать нападение ди на Чжэн, но ди заняли сторону Чжэн и нанесли Сян-вану поражение

- часть территорий захвачена царством Чу

2) Внутренние противоречия и распри в правящем доме в VII – VI вв. Начинается борьба за гегемонию среди чжухоу.

а) 650 - правитель царства Ци провозглашен гегемоном на съезде чжухоу

б) следующее царство-гегемон – Цзинь. Правитель – Вэнь-гун (636 -628)

- весной 594 г. разгромлены основные силы ди

- VII – VI вв. – соперничество с Чу. Чу не признает Чжоу. Правитель Чу принимает титул вана. Разбиты войска Цзинь

- 575 – Цзинь добивается реванша у Чу.

в) начало V века – обострение отношений между царствами У и Юэ.

- Цзинь заключает союз с У и направляет к ним военных советников

- 493 – У наносит поражение Юэ и предпринимает ряд походов на север. Одерживает победу над Ци, Лу и Сун

- 482 – гегемония У

г) 472 – гегемония Юэ. Завершение периода Чуньцу.

д) 403 – разделение Цзинь на Чжао, Вэй и Хань. Начало периода Чжаньго («Воюющих царств»)

Чжаньго.

Это эпоха бурных социальных потрясений и коренных изменений во многих областях жизни Древнего Китая.

1) Экономика

- 513 - первые упоминания о железе (летопись «Цзочжуань»), V век – первые археологические находки железных изделий

- Применение тягловых пахотных орудий типа рало с железным наконечником произвело в с/х революцию: расширение площади пахотных земель и повышение урожайности

- Применение ирригационных сооружений для искусственного орошения

- Формы землевладения, основанные на иерархии социальных рангов, постепенно изжили себя. Появляется частная собственность, появление купли-продажи земли.

- Назначается поземельный налог. Царство Лу – 594 г., затем Чу и Чжэн.

- Ремесленное производство и торговля индивидуализируются

2) Идеологическая борьба VI – III вв. Социально-политические и этические вопросы.

- Конфуцианты.

Основатель – Конфуций, или Кун Цю (551 - 479). Учение о «благородном человеке» (цзюнь цзы), обращение к идеализированным порядкам прошлого, утверждает понятия гуманности «жень», верности «чжун», уважения к старшим «сяо», соблюдение норм взаимоотношения между людьми «ли», призывает к сохранению патриархальных порядков как в государстве, так и в семье.

- Моисты.

Основатель Мо-цзы (Мо Ди рубеж V – IV вв.). Тезис о необходимости «всеобщей любви», выступает против семейно-родственной обособленности членов общества.

- «легисты»

Главное средство умиротворения Поднебесной – закон.

- Даосисты

Основатель – Лао-цзы. Все в мире определяется существованием некого пути «дао», лучший способ не совершать ошибки – «недеяние»







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 785. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия