Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в период с конца 4 до середины 15 в. Византийским государством, которое образовалось на основе Восточной Римской империи.1 Начальный рубеж истории византийского искусства — окончательное разделение в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную — условен. Строго говоря, 4—5 вв. представляют собой предвизантийский период, когда в различных областях Восточной Римской империи зарождалась средневековая художественная культура Византии. Конечным рубежом истории византийского искусства явился 1453 год, когда турками-османами был взят Константинополь и Византия прекратила свое существование.
От 4 до середины 15 в. Византия прошла сложный путь исторического развития. Первоначально она была рабовладельческим государством; постепенно вызревавший феодальный уклад окончательно стал господствующим, по всей вероятности, лишь с 7 в., а пережитки рабства сохранялись до 11 в. Своеобразие исторического пути определило сложность развития искусства Византии. На территории бывшей Восточной Римской империи и в прилегавших к ней областях известную роль в окончательном расшатывании устоев античного рабовладельческого общества наряду с движениями народных низов и постепенным вызреванием феодальных общественных отношений сыграли нашествия так называемых варварских племен. Их проникновение в пределы Восточной Римской империи вызывало коренное изменение этнического состава ряда областей, в особенности прилегающих к Дунаю.
|
Иконопись
п исание икон, вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи,Фреска) и миниатюры, произведения иконописи - иконы - представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся (на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинках и др.) первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), затем главным образом темперы и в редких случаях мозаики, а позднее (в основном с XVIII в.) масляной живописи. Техника изготовления сближает произведения иконописи со станковой живописью (см. Станковое искусство), однако иконы, обычно входившие в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, включавшиеся в ансамбль иконостаса, нельзя рассматривать как вполне станковые произведения. Термин "Иконопись" употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной) культовый живописи.
Древнейшие сохранившиеся памятники иконописи происходят из Передней Азии, в том числе с Синайского полуострова, и относятся к VI в. На основе позднеэллинистической традиции погребальных портретов (см. Файюмские портреты) создавались вначале якобы портретные изображения святых, мучеников, а затем и др. персонажей христианских легенд. Несколько позднее в иконописи появились сюжетные композиции, имевшие вначале главным образом символический, а впоследствии (с X-XI вв.) также и повествовательный характер. Особенно широкое развитие иконопись получила в Византии; самобытные школы иконописи возникли в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Исключительная художественная яркость и своеобразие приобрела древнерусская иконопись.