РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
П реобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый. ^ Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные. Форма: прямоугольная, цилиндрическая. Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру. Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом. Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные. Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом.
П реобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий. Линии: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии в отделке домов. Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы. ^ Характерные элементы интерьера: веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен в отделке квартир; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру. Конструкции: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций. ^ Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна. Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые. Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада — порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад — нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним. Развитие готического стиля в Иль-де-Франсе поражает быстротой, единством и целенаправленностью. Опыт, накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные и совершенные образцы готики. Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля. Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. Мнения о появившемся стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее. Хотя крупнейшие романские храмы могли успешно соперничать с готическими соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели возникновения готики сразу же увидели в ней значительное нововведение, новый художественный стиль и попытались определить его стилистические особенности. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:
|