Студопедия — Государственно-правовые взгляды отечественных мыслителей (Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Государственно-правовые взгляды отечественных мыслителей (Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана)






Специфика развития политической мысли на Беларуси во многом определяется особенностями исторической судьбы ее народа. Следует учитывать вхождение Беларуси в разные исторические эпохи в состав Древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. Общественно-политическая жизнь Беларуси испытала воздействие западноевропейских и русских мыслителей. Однако из этого не следует, что на Беларуси не было оригинальных политических учений и идей.

Зарождение политических идей на территории нашей страны относится к периоду формирования первых княжеств, распространения христианства, становления белорусской народности. Особенно бурное развитие философской, общественно-политической мысли на Беларуси наблюдается в эпоху Возрождения. Культура Возрождения утвердилась в Великом Княжестве Литовском с некоторым опозданием по сравнению со странами Западной Европы. В это время усиливается политическая централизация и государственно-правовая стабилизация белорусско-литовского государства.

На политическую мысль белорусского Возрождения большое влияние оказала Реформация с ее радикальными течениями, личной ответственности перед богом без посредничества церкви, демократизма церковной жизни, приоритета общественно-государственных интересов. Представители Реформации на Беларуси часто являлись одновременно и мыслителями-гуманистами. Гуманистическо-реформаторские идеи осваивались в Беларуси, сочетаясь с феодальными средневековыми представлениями о государстве и обществе.

Отличительными чертами белорусской ренессансной политической мысли являются:

а) идея индивидуальной свободы не получила всестороннего развития и в большей степени, чем в западноевропейском гуманизме, ограничена интересами общества, общественного блага;

б) идея служения общему благу в конкретных исторических условиях развития Беларуси приобрела национально-патриотическую форму, выступает прежде всего как служение своему народу;

в) демократизм и просвещение; убеждение в том, что духовные ценности должны быть доступны широким слоям населения как в социальном, так и интеллектуальном смысле;

г) отечественный гуманизм в ряде случаев приобретает форму так называемого «христианского гуманизма». Взгляды многих мыслителей не порывают с христианским мировоззрением.

В зависимости от сословно-классовой ориентации мыслителей, их отношения к общественным переменам, представителей эпохи Возрождения можно разделить на два направления:

- умеренное, отражало интересы шляхты, горожан и выражалось в стремлении усовершенствовать моральные и правовые нормы, не меняя социально-политические институты (Ф. Скорина, М. Литвин, С. Будный, А. Волан, Л. Сапега);

- радикальное, отражающее интересы народных масс и требующее ликвидации крепостного права, расформирования государственных институтов (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Петр из Гонендза, Павел из Визны).

Ярким представителем христианского гуманизма на Беларуси является Франциск Скорина. Особые симпатии у него вызывала просвещенная монархия. Гуманный монарх должен бороться со злом, сохранять в стране мир и спокойствие, заботиться о повышении благосостояния и культуры подданных. Порокам современного ему феодального общества мыслитель противопоставлял идеалы раннего христианства, принимая требования всеобщего равенства перед Богом. Мыслитель придавал большое значение роли права в жизни общества и человека. Закон придает общественной жизни смысл и согласие. Идеал гражданина для него - воспитанный человек, без принуждения придерживающийся законов. Ф.Скорина делил законы на «писаные» и «неписаные». Он полагал, что люди сначала жили по «неписаным» законам справедливости и взаимного доверия. Мыслитель был сторонником идеи «естественного права». Он полагал, что все люди рождаются свободными и равными между собой. По своей природе человек существо доброе, гуманное и справедливое. «Писаные» законы пришли на смену «неписаным», когда отдельные члены общества стали нарушать последние, злоупотреблять ими. Возникли ссоры, конфликты между людьми, убийства. Чтобы обезопасить людей, утвердить гражданский мир, были придуманы «писаные» законы. Но они были созданы на основе «неписаных» законов, другими словами, на основе естественных прав человека.

Видным деятелем также был Сымон Будный (1533-1593), который считал, что церковные земли должны принадлежать церковной общине, а доход от их использования должен тратиться на строительство больниц, школ, на благотворительность. Социально-политические взгляды мыслителя во многом противоречивы: демократические, прогрессивные моменты уживаются с консервативными. Он не отрицал основ феодально-крепостной системы, старался трактовать самоуправство шляхты не как правило, а как исключение. Был убежден, что отношения феодалов и крестьян должны напоминать отношения родителей и детей. В то же время С.Будный требовал от шляхты гуманного обращения со своими подданными. Мыслитель был убежденным сторонником социально-классовой гармонии в обществе, мирного сосуществования всех его сословий. С.Будный допускал переход человека из одного сословия в другое и напоминал о необходимости уважения чести и достоинства человека, соблюдения законности и правопорядка в обществе, равенства всех сословий перед законом. Мыслитель считал, что государственная власть является божественным установлением и ей необходимо подчиняться. В несправедливости повинна не власть, а конкретные люди, которые выполняют государственные функции управления. Власть не виновата, что ее используют в злых целях. Гуманист осуждал самосуд хозяев по отношению к крестьянам, выступал за справедливость правосудия, повышение нравственности и ответственности чиновников. Политический идеал С.Будного - просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Регуляторами справедливых взаимоотношений между гражданами является правосудие, справедливый монарх, религия, закон, права и обязанности.

Социально-политическая мысль эпохи возрождения на Беларуси неразрывно связана с именем Андрей Волана (1530—1610). Воланом обосновывается мысль о естественном происхождении общества. Он был сторонником теории «естественного права», которое выражает сущность неотчуждаемых прав человека: право на жизнь и неприкосновенность частной собственности. Это - во-первых.

Во-вторых, в трудах Волана отчетливо выражена идея правового государства. Мыслитель обращал особое внимание на авторитет закона, ограничение произвола феодалов и государственной власти, разрешение конфликтов в судебном порядке, защиту от несправедливости.

В-третьих, необходимым условием совершенствования общества, фактором могущества государства и безопасности граждан Волан считал свободу. Свобода человека трактуется прежде как правовая свобода, возможность свободы связывается с ее юридическими гарантиями.

В-четвертых, мыслитель отстаивал равенство всех сословий перед законом.

В-пятых, Волан считал, что лучшей является та форма власти, которая способна поддерживать социальный мир и гармонию. Его политический идеал - просвещенная монархия, компетенция которой должна ограничиваться исполнительными функциями.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 582. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия