Студопедия — Возникновение несторианской ереси, её истоки. Позиция святителя Кирилла Александрийского. IIIий Вселенский Собор и соглашение 433его года
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Возникновение несторианской ереси, её истоки. Позиция святителя Кирилла Александрийского. IIIий Вселенский Собор и соглашение 433его года






Ответ

 

Ересь Нестория была первой из ересей об образе соединения в Лице Иисуса Христа Божественной и человеческой природы и их взаимном отношении. Она, подобно ереси Ария, вышла из антиохийского училища. Богословам антиохийского училища казалось непонятным и даже невозможным учение о соединении двух природ Божественной и человеческой, ограниченной и неограниченной, в одно Лицо Бога-человека Иисуса Христа. Желая дать этому учению разумное и понятное объяснение, они пришли к еретическим мыслям. Диодор, епископ Тарсийский (числится в святцах) первый развил такого рода мысли. Он учил, что совершенный прежде веков Сын воспринял совершенное от Давида, что Бог Слово обитал в рожденном от семени Давидова, как в храме, и что от Девы Марии родился человек, а не Бог Слово, ибо смертное рождает смертное по естеству. Отсюда, по Диодору, Иисус Христос был простой человек, в котором обитало Божество, или который носил в себе Божество.

 

Ученик Диодора, Феодор, епископ Мопсуетский, развил эту мысль еще полнее. Он резко отличал в Иисусе Христе человеческую личность от Божественной. Существенное соединение Бога-Слова с человеком Иисусом в одно лицо, по его понятию, было бы ограничением Божества, потому оно и невозможно. Учение Феодора Мопсуетского заключается в том, что Бог Слово воспринял, соединил с Собой совершенного человека Иисуса из Назарета. Способ единения двух естеств во Христе – единение по благоволению: Дева Мария родила на свет ребенка, в которого благоволил вселиться Бог. У Феодора Мопсуетского Бог-Слово и человек-Иисус совершенно отдельные и самостоятельные личности. Поэтому, он никак не допускал употребления выражений, относящихся к человеку-Иисусу, в приложении к Богу-Слову. По его мнению, нельзя говорить: Бог родился, Богородица,потому что не Бог родился от Марии, а человек, или: Бог страдал, Бог распят, потому что опять страдал человек-Иисус. Это и явилось богословской базой для несторианства.

В 428 году император Феодосий II младший (внук Феодосия I) сделал весьма видного проповедника из Антиохии отличавшегося строгой подвижнической жизнью Нестория Константинопольским архиепископом. Несторий сказал в церкви несколько проповедей в духе учения Ф. Мопсуетского, что Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей. Население Константинополя уже в это время почитало Пресвятую Богородицу как покрови­тельницу их города (в Антиохии почитания Божией Матери не было). Почитание Пресвятой Бо­городицы было давней церковной традицией, слово «Богородица» встречается уже у богосло­вов III века (Ориген).

 

 

Несторий решительно выступил про­тив этого наименования Пресвятой Девы, го­воря, что нельзя называть Богородицей ту, что родила человека. Жители Константинополя почувствовали, что это еретическое учение, и они не ошиблись, потому что здесь речь шла, не только о почитании Пресвятой Богородицы, но и о самом Христе Спасителе.

 

В Антиохии Несторий не обратил на себя внимания своими еретическими высказыва­ниями, там он почитался православным. Несторий вполне вписывался в ту среду, где вырос, он принадлежал к так на­зываемой антиохийской школе и всего лишь доводил до крайности те тенденции, которые и раньше существовали у других богословов. Но теперь он вызывает острое противодействие сначала своей собственной паствы, а затем в дело включается и Кирилл александрийский архиепи­скоп. Св. Кирилл начинает деятельную перепи­ску. Он обращается к самому Несторию в весьма почтительных письмах, на которые Несторий отвечает с пренебрежением и полу­презрительно. Он обращается к императору Феодосию II, его супруге и сестре императора. Затем он сообщил об этой ереси папе Целестину. Несторий тоже писал в Рим. Папа Целестин созвал в Риме собор (430), осудил на нем учение Нестория и потребовал от него, под угрозой отлучения и низложения, отказаться от своих мыслей.

 

Между тем, Кирилл на соборе в Александрии (430 г.) осудил учение Нестория и издал против него 12 анафематизмов, в которых доказывал нераздельное соединение в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств. Эти анафематизмы Кирилл препроводил Несторию со своим посланием. Несторий, со своей стороны, ответил 12 анафематизмами, в которых осуждал тех, кто приписывают страдания Божеству и проч. Они были направлены против Кирилла, хотя к последнему они не приложимы. Сирийские епископы, получив анафематизмы Кирилла, тоже восстали против них. У них была точка зрения идей Феодора Мопсуетского.

 

Для прекращения такого раздора между предстоятелями знаменитых церквей и утверждения православного учения, император Феодосий II созвал в 431 г. III Вселенский Собор в Эфесе.

 

По прошествии 16 дней срока, назначенного императором для открытия собора, Кирилл решился открыть собор, не дожидаясь отсутствующих. Несторию неоднократно было предло­жено явиться на собор, чего он не сделал. Со­бор осудил его.

 

Через некоторое время прибы­ли сирийские, или как их называли, восточ­ные, епископы во главе с архиепископом Иоанном Антиохийским. Их было гораздо меньше, чем участников уже открывшихся заседаний Собора, но они и не пожелали при­соединиться к его работе. Вместе с Несторием и с представителем императора новоприбывшие устроили свой собственный собор, так назы­ваемый, «соборик».

 

Через некоторое время прибыли и представители римского пап ы, и присоединились к собору под председатель­ством св. Кирилла Александрийского.

 

Они подтвердившие осуждение Нестория. Основные решения III Вселенского Собора: 1) признание учения Нестория ересью; 2) подтверждение решения Карфагенского собора об осуждении ереси пелагианства (спасение своими силами, а не по благодати Божией), правда в общих выражениях, сочтя его чем-то вроде западной версии несторианства; 3) принятие постановления, воспрещающего добавлять что-либо к Символу Веры; 4) утверждение автокефалии Кипрской Церкви.

 

Возникла неразре­шимая, по-видимому, ситуация – два собора выносят противоположные решения. Импера­тор в полной растерянности утвердил деяния обоих соборов. Он подтвердил низложение Нестория, но, вместе с тем, под­твердил и низложение св. Кирилла, провоз­глашенное на «соборике» Нестория.

 

Но все ждали настоящего решения, по­этому император согласился принять представителей Эфесского собора в одной из своих ре­зиденций в Халкидоне. Феодосий II в кон­це концов санкционировал низложение Несто­рия и согласился вернуть св. Кирилла на его кафедру.

 

Худшим наследием Собора был разрыв между Александрией и Антиохией. Под давлением импера­тора и при очень больших миротворческих усилиях св. Кирилла в течение двух лет про­должались переговоры с Антиохией. Эти пере­говоры успешно окончились в 433 г., когда было выработано соглашение между Алексан­дрией и Антиохией. К сожалению, Эфесский собор заседал в таких трудных и ненормаль­ных условиях, что он не дал собственного вероопределения, и поэтому на­стоящим богословским итогом III Вселен­ского собора можно считать этот договор 433 г.Господь И.Х. совершенный Бог и совершенный человек (но оставалась нерешенной проблема двух природ). В этом тексте св. Кирилл признавал неко­торую правоту своих антиохийских оппонен­тов (отстаивание ими полноты человека во Христе). И те, и другие сходились на осуждении Нестория, и в то же время в Антиохии у мно­гих было такое впечатление, что св. Кирилл отказался от крайностей своего собственного богословия. На самом деле, наверное, нужно понимать события по другому. В богословии св. Кирилла была внешняя терминологическая двойственность (Кирилл, имея совершенно правильное богословское видение, в своих творениях пользовался некоторыми еретическими сочинениями Аполлинария, ( который отрицал полноту человечества во Христе – не имел человеческой разумной души, вместо нее была ипостась Слова Божия, надписанными именами Отцов Церкви) и он мно­го делал, чтобы ее преодолеть, хотя никак не мог отказаться от некоторых своих формул, как, например: «Единая природа Бога Слова воплощенная». Для него она означала не «сли­яние» Бога и человека, но только реальность их соединения в одном Лице, или Личности. Вспомним введенный им термин «Ипостасное единство». И это поз­волило Кириллу распознать и принять правду антиохийцев: отстаивание ими полноты человека во Христе. Церковный мир, восстано­вленный с такими усилиями св. Кириллом и св. Иоанном Эфесским сохранялся до смерти св. Кирилла в 444 году.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 817. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия