Студопедия — Возникновение монашества и его распространение. Типы монашеской жизни. Особенности положения монашества в Церкви
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Возникновение монашества и его распространение. Типы монашеской жизни. Особенности положения монашества в Церкви






Ответ

 

Монашество зарождается во второй поло­вине III века. В IV веке оно получает полное развитие. Монашество появилось в то время, когда завершились гонения и христианство стало модным. Начался приток в Церковь очень многих вчерашних язычников, и в результате общий уровень духовно-нравственной жизни христианского общества снизился. И вот, как реак­ция на это снижение появляется монашество. Монашество было не просто протестом против обмирщения Церкви, против того, что церковное общество захватывалось в какой-то степени стихиями мира сего. Оно было прежде всего исканием Царства Божия и правды Божией. В монашестве, в вечном его идеале, очень силен эсхатологический момент, эсхато­логическая направленность.

 

Родиной монашества стал Египет. Первый великий египетский подвижник – это преподобный Антоний, который прожил больше ста лет (умер в середине IV в). Но преподобный Антоний имел учителя, им был преподобный Павел Фивейский, и, значит, какие-то единичные случаи такого по­движничества, были и до преподобного Антония. Преподобный Антоний Великий происходил из простой, хотя и зажиточной коптской христианской семьи. Антоний не учился в школе и был безграмотен. Греческим языком он не владел, его родным языком был коптский язык. Поэтому главный биограф преподобного Антония святитель Афанасий Великий называет его человеком неученым и некниж­ным. Позднее ему были приписаны аскетические творения, которые яв­но ему не принадлежат (в первом томе Добротолюбия). Преподобный Антоний создал отшельнический тип мона­шеской жизни, он стремился к полному мо­литвенному уединению, но ему не удавалось уйти от людей: слишком многие шли к нему за духовным советом, а некоторые – стать его ученика­ми, принять его образ жизни. Ученики преподобного Антония селились в отдельных жилищах, каждый в своем собственном, на некотором расстоянии от преподобного Антония так, чтобы удобно было собираться на общую молитву и вместе с тем – пребывать целыми днями в мо­литве келейной.

 

В том же Египте другой ве­ликий учитель монашества, преподобный Пахомий Великий, создал совсем иной тип монашеской жизни, тип, который получил название «общежительного» монашества. В общежи­тельных монастырях живет вместе большое число монахов. Жизнь в монастырях Пахомия была организована иначе, чем, как в совре­менных обителях. Он объединил под своим на­чалом целую группу монастырей, которые подчинялись единому, разработанному им, уставу (Пахомий – первый составитель монашеского устава), и единому возглавлению. Каждый из них имел своего настоятеля, но все настоятели подчинялись преподобному Пахомию и его преемникам. Такие главы таких больших монашеских общин получили наименование архимандритов, это название происходит от слова «мандра» (что значит «овечий загон»).

Если отшельники, предаваясь самим строгим подвигам и добровольным лишениям, не пренебрегали также ручным трудом, то в общежительных монастырях труд стал одной из главных основ общинной жизни. Значи­тельную долю практикуемой там аскезы со­ставляло именно неустанное рукоделие. Обще­жительные монастыри очень рано, уже при преподобном Пахомии, получили большое хозяй­ственное значение – батраки для се­зонных работ во время уборки урожая. Общежительные уставы отличались крайней суровостью, там были элементы, можно сказать, казарменной дисциплины.

 

Слава египетского монашества быстро разнеслась по всему христианскому миру. Начали появляться обители в Палестине, в Си­рии, в окрестностях Антиохии; серьезнейшее внимание на монашескую жизнь обратил один из отцов Церкви свт. Василий Великий. Он сам приехал в Египет, чтобы своими гла­зами увидеть жизнь египетских монахов, а затем и у себя на родине организовал мона­шескую общину. Затем он был призван на церковное служение в сане пресвитера, а потом еписко­па. Василий составил монашеские правила, основанные на организованности, дисциплине и социальном служении. Его устав сыграл очень се­рьезную роль в истории монашества. У св. Василия Великого был ученик – Евагрий. Этот ученейший че­ловек удалился в египетскую пустыню. Он вел очень суровую подвижни­ческую жизнь, зарабатывал на жизнь перепи­ской книг и был первым, кому удалось выра­зить духовный опыт монашества в богослов­ских понятиях. Но Евагрий, как и многие его современники, был почитателем Оригена и это отразилось в его аскетических творениях. Процесс спасения он понимал слишком платонически, как своего рода развоплощение, освобождение от всего телесно-материального. Нашлись богословы, которые нашли опасность в евагрианском платонизме (хотя его творения в Добротолюбии).

 

Монашество стало развиваться также на Западе, во всем вдохновляясь восточным образцом. Блаж. Иероним Стридонский большую часть своей жизни прожил на Востоке и в своих многочисленных творениях познакомил западный мир с подви­гами восточного монашества. Блаж. Иероним известен прежде всего как редактор и перевод­чик Библии на латинский язык. Другой вид­ный учитель западного монашества – пресви­тер Руфин – переводил творения восточных отцов о монашеской жизни. Один из величай­ших западных богословов блаженный Августин в самом начале своего обращения в христианство увлекся монашеским идеалом и сразу же после крещения организовал вокруг себя мона­шескую общину. Когда он стал епископом, то преобразовал эту общину в коллегию пресвите­ров при нем, и это имело значение для разви­тия западного монашества и западной церков­ной жизни в целом. В своей епархии Августин стремился организовать жизнь священников в своей епархии по образцу жизни монашеской общины.

 

Монахи удалялись в пустыни, где вообще никого не было, и подавно не было организованной церковной жизни – ни епи­скопов, ни священников, ни храмов. Монахи не только не спешили прини­мать священный сан – они этого всячески из­бегали, прежде всего по смирению. Но это, конечно, остро ставило вопрос об их церков­ном статусе. Разумеется, у таких великих подвижников, как преподобный Антоний, все время гостил кто-то из священников или епископов, и все, кто был вокруг него, могли постоянно окормляться, принимать Святые Тайны.

Но это не являлось нормой, ведь были и такие подвижники, которые жили в полном одино­честве и могли подолгу не причащаться, что не соответствовало принципам древней Церкви. И совершенно естественно, поэтому, что епи­скопат стремится включить монашество в общую церковную структуру, в общинную жизнь Церкви. Но это не всегда и не везде так прямо удавалось.

 

В Западной Церкви, например, монахи и до нашего времени не подчиняются епископату, но имеют свою собственную юрисдикции, которая существует совершенно независимо, так сказать, параллельно с поместной епи­скопской юрисдикцией. Что же касается на­шей Церкви, то и здесь тоже были обстоятель­ства, способствовавшие сохранению монахами в разных случаях независимости от епископ­ской власти. Например, в Восточной Церкви значительно развилось «ктиторское право», т. е. основатель, строитель, благотворитель монастыря мог в очень широком объеме определять жизнь основанной им обители. Он писал устав, а если к тому же имел и большое влияние, то фактически мог изымать свой монастырь из любой юрисдикции.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1297. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия