ВОПРОС 3. Соотношение науки и философии
В прошлом нередко философию рассматривали как науку обо всех науках, наукоучение. В Новейшее время авторитет наук быстро возрастает, они довольно успешно отвоевывают у философии одну сферу человеческих интересов за другой. Дело доходит порой до отрицания научного характера философии. Как бы то ни было, Ф и наука всегда шли рука об руку, дополняя друг друга. Многие идеалы науки (доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний) первоначально были выработаны в философии. Анализ взаимосвязи философии и частных наук показывает, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. · Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Существует множество интерпретаций этой проблемы. Современное философское знание обосновывается, оно доказательно, систематично, проверяется (опровергается) фактами. Это означает, что Ф обладает научной ориентацией. Ф выступает как осмысление наук, как метанаука, обладает метанаучным статусом. · Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Философию же интересует мир в целом, она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего. В этом смысле справедливо определение философии как науки о «первоначалах и первопричинах». · Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. · Мир в глазах философа – не статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, сила добра и зла, гармония и хаос. Философствующий разум должен определить свое отношение к действительности. Потому-то основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Принимая во внимание научные данные и опираясь на них, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия. · Представители науки обычно не задаются вопросом, как возникла их дисциплина, в чем ее собственная специфика в отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, ученый вступает в сферу истории и философии науки. Философия же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в т.ч. и собственно философского. Предельные и пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная сфера либо начинается, либо заканчивается, - излюбленная тема философских размышлений. · Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на выработку и систематизацию строгих и объективных знаний о действительности. Наука – это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания. Цель науки связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов. · Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным исторически сложившимся разделам относятся онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика, а также антропология, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судеб современной цивилизации.
Наука в единстве всех своих аспектов изучается целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, когнитологией, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением. С середины XX в. активно начала формироваться особая область (сфера) философских изысканий, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное, системное, всестороннее исследование - философию науки.
|