ВОПРОС 5. Истоки науки. Зарождение научных знаний в Древнем Востоке
Главные факторы возникновения Nки (концепции): 1. экстерналистская – те концепции (подходы), при котором развитие Nки обосновано преимущественно внешними факторами (социальные, экономич-ие, политич-ие ситуации эпохи, времени региона). 2. Интерналистская – считает, что гл. фактор развития Nки внутренние, собственные проблемы Nки. Саморождение Nого знания. Nка, Nое знание возникает в древности. Степин Вяч. Федор-ич («Теорет-е знания») выделяет 2 этапа возникновения Nки: I. Период зарождения от 8в. до н.э. – до 16-17 вв. н.э. II. Собственная история самих Nук с 16-17 вв. н.э. – до сегодняшних дней. Зарождение Nых знаний началось на Древнем Востоке (Египет, Китай, Индия, Вавилон). В древнеегипетской цивилизации возник сложный аппарат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения, обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мистической форме и поэтому были доступны только жрецам, которые могли читать священные книги и как носители практических знаний иметь власть над людьми. Как правило, люди селились в долинах рек, где близко вода, но здесь и опасность - разливы рек. Поэтому возникает необходимость систематического наблюдения за явлениями природы, что способствовало открытию определенных связей между ними и привело к созданию календаря, открытию циклически повторяющихся затмений Солнца и т.д. Искусное мумифицирование свидетельствует о том, что древние египтяне имели определенные достижения в области медицины, химии, хирургии, физики, ими была разработана иридодиагностика. Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произведенного продукта, расчет выплат, налогов, использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорционально социальным и профессиональным рангам. Для практического употребления создавалось множество таблиц с готовыми решениями. Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда они не занимались созданием теорий - одним из важнейших признаков научного знания. Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде (ошиблись на полчаса). Специфика освоения мира шумерской и другими цивилизациями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений используются аналогии из жизни людей. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. В нем, как правило, происходит отождествление различных предметов, явлений, событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо было овладеть операцией выделения "существенных" признаков, а также научиться сопоставлять различные предметы, явления по выделенным признакам, что в дальнейшем сыграло значительную роль в становлении знаний. Вавилон (Тигр и Евфрат) такие же знания, как и в Египте и еще метеорологические, юридические, т.е. законы государства (царь Хаммурапи) – борьба против преступлений (казнь, отрубали руки за драку). Индия: Веды (3 тыс. до н.э.) – тексты, гимны, стихи, рекомендации, в них обосновывается социально – имущественная дифференциация. Появляется 1ая философская категория понятий – субстанция – брахман, атман. Существование юнеделимой частицы – ану. Дхарма – нравственная норма, закон. Идея самосовершенствования, работать над собой. Нирвана. Китай: Формирование философской мысли – 1 тыс. до н.э. Складывается знаменитая гипотеза о 5 первоэлементах: воде, земле, металле, огне, дереве. Сочетание этих элементов объяснялось признанием полярных сил – мужского и женского начал – инь и Ян. В конечном счете философские построения вращались вокруг проблемы человека, выяснения его природы, роли, нравственных ориентиров (конфуцианство, даосизм) – имеют этическую окраску и ориентированы на нравственное самосовершенствование человека). Индия и Китай были довольно развитыми обществами: цифры, храмы, шахматы – индия, город, бумага, шелк – китай.
|