Четвертая революция
Конец 20 — нач 21 в., радикальные изменение в основаниях научного знания и деятельности — рождение новой пост-неклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей синергетики. Основные характеристики: НКМ — взаимодействие различных картин реальности; превращение их во фрагменты общей картины мира, стирание жестких разграничительных линий; на передний план выходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности; осознается необходимость присутствия субъекта, это выражается прежде всего в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как нераздельное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает науки о природе и науки о культуре. Научные традиции – элементы научно-культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных научных сообществах в течение длительного времени. Т.Кун впервые рассмотрел традиции как основной конституирующий фактор развития науки. Любая традиция всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения, как и научная парадигма, которая всегда базируется на прежних достижениях и представляет собой совокупность знаний, методов, образцов решения конкретных задач, ценностей безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки. На этом этапе ученый работает в жестких рамках парадигмы, т.е. традиции. Познавательная культура никак не может существовать без традиций, которые рождаются и развиваются в самых различных видах. Виды научных традиций: 1. Энциклопедизм. Применительно к античности наука в древности начинала с индивидуального энциклопедизма. Когда наука была неполной, то ею занимались универсалы – ученые. Сократ, Платон, Аристотель занимались наукой в философском духе в угоду своих потребностей. Затем только от нерасчлененной первичной философии начали отпадать различные дисциплины. Энциклопедизм таким образом отжил себя. 2. Академизм. Академия была основана Платоном в 388г. до н.э. по образцу пифагорейского братства и затем получила правовой статус культового союза. Учителя и ученики вели совместную жизнь в пригородных домах. По строго заданному графику проходили учебные занятия и диспуты. Античная академия придерживалась преимущественно поздней философии Платона и сочетала его идеи с элементами пифагорейцев. Затем академия на протяжении почти тысячелетней истории претерпела большие и многочисленные изменения, хотя в определенном смысле сохранила свои традиции. На ход исторического развития академическая традиция (академизм) оказало существенное воздействие. 3. Научные школы. Становление научных традиций, которые вели к формированию школ с тем или иным локальным стилем, началось в тот период греческой истории, когда каждый полис имел собственные культурные традиции. В 7в. до н.э. существовало множество школ, среди которых особенно выделялись школы Фалеса, Пифагора, Демокрита и др. В задачу научной школы входило научить ученика конкретной профессии и дать ему связанные с ней фактические знания. Основное требование сводилось к раскрытию духовных склонностей человека, к созданию предпосылки для его высочайшего образования. Воспитать философское мышление, способность рассуждать, развить известную духовную культуру - такова цель античного образования. Естественной почвой для возникновения научных школ и традиций являются личностные отношения между учителем и учениками. 4. Научная стажировка. Научная стажировка - вид такой традиции, которая находится между учебой и командировкой. Научный работник выезжает на продолжительное время в какой-либо научный центр или научную школу, чаще всего к именитому ученому 5.Идеи, гипотезы, научные ценности, нормы поведения Все предпосылки современных философских мировоззрений мы ищем и находим у античных истоков. В истории философии хорошо прослеживается линия Платона и линия Демокрита - идеалистическая и материалистическая. Блестящие, немеркнущие идеи Платона и Аристотеля оказали огромное воздействие прежде всего на выбор проблем многих философов, на употребление категорий как философских инструментов, и, наконец, на разработке их методологии. Вспомним, знаменитый спор между номиналистами и реалистами в Средневековье. Как только наука соприкасается с потребностями и интересами людей, с практикой – сразу включаются элементы ценностного отношения к миру, дается нравственная оценка. Ценностный подход сопровождает и процесс познания и его результаты. Философское мировоззрение определяет жизненную ориентацию, систему ценностей, стремление, идеалы, моральные качества личности. 6. Личностные контакты между Учителем и учениками. Личностные контакты между Учителем и учениками, между членами научного сообщества как опыт научной деятельности передаются в научных традициях. 7. Научные трактаты, сочинения, труды. Методологические принципы и мировоззренческие предпосылки, определяющие характер традиций, передаются и сохраняются в рукописях и сочинениях ученых и активно усваиваются ими в процессе познания. В настоящее время мы не имеем ни одного полного текста сочинений античных мыслителей, особенно это касается философов-досократиков. Но благодаря научным традициям до нас дошли многие фрагменты их трактатов сочинений и благодаря кропотливой тяжкой работе исследователей, основанных во многом на глубокой интуиции и умении вжиться в психологию и дух той эпохи, с одной стороны, в стиль мышления данного философа, с другой - мы имеем реконструкции греческих учений, свойственные во многом архаичному античному мышлению. 8. Научные журналы. Новой разновидностью научных традиций становятся печатные периодические издания. Научный журнал (франц. journa1, первоначально дневник) появляется, начиная с Нового времени. Первым журналом, вообще, считается "Журналь де саваи", Франция, 1665. В последние десятилетия все большее значение приобретают новые виды информационного обеспечения научной деятельности. Конечная цель ее состоит в переработке больших массивов знания в такие формы, которые соответствовали бы возможностям их освоения учеными и позволяли бы им быть на переднем крае научного поиска. 9. Научные центры, научные парки. Двадцать лет тому назад в Британии не было научных городков, которых по-английски именуют "научными парками". Уже к 1992 году их стало больше 40. Такие центры исследований и разработок в области техники распространены сегодня по всей стране. Научный парк в нашем представлении, - это наука + коммерция. Тем самым произошла интеграция ученых и коммерсантов, в результате которой научное мышление получило новую объектно-направленную установку. Научный городок к тому же дал возможность существенно сократить безработицу. Более того, дал толчок развитию местной экономики в сторону новой техники и современных производств. В результате воздействия новых традиций научные центры приобретают совершенно новый облик. Традиции живут в новом мире.
|