Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОПРОС 15. Типы научной рациональности





Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности.

В античной философии основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия. Само это тождество было открыто греческим философом Парменидом, сущностные характеристики которого следующие:

1) Под бытием он понимал не наличную действительность, данную чувствам, а нечто бесконечное, нескончаемое во времени, лишенное чувственных качеств – истинно сущее Единое (Бог, Абсолют).

2) античная рациональность признала возможность умозрительного постижения принципиально ненаблюдаемых объектов, таких как бытие (Парменид), идеи (Платон), Перводвигатель (Аристотель).

3) Свою способность работать с идеальными моделями мышление может реализовать только в слове. Отсюда – повышенное внимание к слову, к его артикуляции

4) мышление понималось как интеллектуальное озарение, уподобляющее ум человеческий уму божественному. Мышление не сводится только к логике, оно наделялось Парменидом космическими масштабами.

5) основная функция разума усматривалась в познании целевой причины. Разум, как высшая познавательная способность человека, был ориентирован на понимание целесообразности природных явлений в их целостном единстве.

 

1-я научная революция произошла в 17 в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего механики, позже физики. В ходе этой революции сформировался новый тип рациональности, получивший название научного, а период развития науки получил название механистического.

Научный тип рациональности, отличаясь от античного, воспроизвел (в измененном виде) 2 главных основания античной рациональности: принцип тождества бытия и мышления и идеальный план работы мысли.

Однако в философском понимании тождества мышления и бытия произошли изменения:

1) бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог. Природа рассматривалась как единственная истинная реальность, вещественный универсум. Объекты рассматривались преимущественно в качестве механических устройств, а время – как внешний параметр, не влияющий на характер событий и процессов.

2) человеческий разум потерял свое космическое измерение, а наделялся статусом суверенности. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем. Объяснение сводилось к поиску механических причин и субстанций, а обоснование – к редукции знания о природе, к принципам механики.

3) не отрицая способность мышления работать с идеальными объектами, наука Нового времени сузила их спектр: к идее идеальности присоединилась идея артефакта (сделанной вещи), несовместимая с чистым созерцанием. Научная рациональность признавала правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести бесконечное количество раз в эксперименте. Мыслительным инструментом теоретических вопросов, управляющих таким экспериментом, стала математика.

4) Основным содержанием тождества мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую единственную идеальную конструкцию, которая полностью бы соответствовала изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания.

5) Наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще. Научная рациональность стала объяснять все явления только путем установления между ними механической причинно-следственной связи.

Т.о., механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии. К началу 19в. механика была единственной математизированной областью естествознания, что способствовало абсолютизации ее методов и принципов познания, а также соответствовавшего ей типа рациональности.

 

2-я научная революция в конце 18 – первой пол. 19в. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений к дисциплинарно организованной науке. Специфика объектов геологии и биологии (а эти науки активно формировались в то время) привела к идее развития и постепенному отказу от требований эксплицировать любые естественнонаучные теории в механических терминах. Наука о жизни легализовала телеологию Аристотеля, вводя в свои рассуждения понятия цели.

В самой физике стали возникать элементы нового, неклассического типа рациональности. Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности. Начинают осознавать необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки.

Введя в научную методологию термин «научная метафора», Больцман и Максвелл поставили под вопрос признаваемую классическим научным рационализмом возможность слов адекватно и однозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности.

 

3-я научная революция охватывает период с конца 19 до сер 20 века и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках. В физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Произошла дальнейшая трансформация принципа тождества и мышления, изменилось понимание идеалов и норм научного знания:

1) ученые согласились с тем, что мышлению объект не дан в его природно-девственном состоянии: оно изучает не объект как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором. В классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, в силу слабого влияния средств наблюдения на характеристики изучаемого объекта, каковым был макрообъект. В квантово-релятивистской физике, изучающей микрообъекты, объяснение и описание невозможны без фиксации средств наблюдения, т.к. имеет место сильное взаимодействие, влияющее на характеристики изучаемого объекта.

2) т.к. любой эксперимент проводит исследователь, то проблема истины напрямую становится связанной с его деятельностью. Актуализировалось представление об активности субъекта познания.

3) ученые и философы поставили вопрос о «непрозрачности» бытия, что блокировало возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием. В итоге принцип тождества мышления и бытия продолжает размываться.

4) в противовес идеалу единственно научной теории стала допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта, стали признавать относительную истинность теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.

 

4-я научная революция совершилась в последнюю треть 20в. рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы. Формируется рациональность постнеклассического типа, ее основные характеристики следующие:

1) если в неклассической науке идеал исторической реконструкции использовался преимущественно в гуманитарных науках (история, археология, языкознание), то в постнеклассической науке стал использоваться в космологии, астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира.

2) возникло новое направление в научных дисциплинах – синергетика. Она стала ведущей методологической концепцией в понимании и объяснении исторически развивающихся систем.

3) субъект познания в такой ситуации не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта: он видоизменяет каждый раз своим воздействием поле возможных состояний системы, т.е. становится главным участником протекающих событий.

4) постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек. Это объекты экологии, включая биосферу (глобальная экология), медико-биологические и био-технологические (генетическая инженерия) объекты и др. Исследовать такие системы невозможно без использования компьютерных программ.

5) изучение такого рода сложных систем, включающих человека с его преобразовательной производственной деятельностью, идеал ценностно-нейтрального исследования оказывается неприемлемым. Объективное описание такого рода систем предполагает включение ценностей социального, этического и иного характера.

 

Особо важным моментом было оформление в последние 10-15 лет 20 века космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом. Теория эволюции Вселенной способствовала появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности, которые состоят в следующем:

1. обращение к чистому умозрению при разработке теории развития Вселенной напоминает в своих существенных чертах античный тип рациональности. Понятие «Вселенная в целом» родственно античному понятию «Космос».

2. Впервые со времен греческой философии и протонауки в космологии был поставлен вопрос: Почему Вселенная устроена именно так, а не иначе?

3. В современной физике и космологии стали говорить об антропном принципе, согласно которому наш мир устроен таким образом, что в принципе допускает возможность появления человека. В этом смысле он органический элемент космоса.

4. В античности не знали научного эксперимента, но для получения истинного знания также признавалась необходимость опыта, не чувственного телесного, а опыта души. Опыт души – это умственное рассмотрение, теоретизирование, к которому активно обращаются современные ученые.

5. Как в античном типе рациональности начинает стираться граница между теорией элементарных частиц и теорией Вселенной. Возникло близкое античности понимание того, что все связано со всем, «все во всем».

ВОПРОС 16. Постнеклассическая наука (современный этап развития науки)

Главные характеристики постнеклассической науки:

1) Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильного, неустойчивого, хаосогенного.

2) Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир, которая проявляется в следущем:

а) в целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. Одно из проявлений целостности в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него. Он всегда лишь часть, познающая целое.

б) в формировании нового, организмического понимания природы. Природа рассматривается не как конгломерат изолированных объектов, но как целостный живой организм, изменения которого могут происходить лишь в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, может вызвать необратимое нарушение целостности системы.

в) для начала 21 в. характерной является закономерность, состоящая в том, что естественные науки объединяются, усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства.

г) в выходе частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада. Все больше ученые обращаются к традициям восточного мышления и его методам.

3) Укрепление и более широкое применение идеи коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Характерная особенность постнеклассической науки – стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

4) внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития (историзация, диалектизация науки) – И.Пригожин – идея наведения моста между бытием и становлением, новый синтез этих двух важнейших измерений действительности, однако при решающей роли последнего.

5) изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Если объектом классической науки были простые системы, неклассической науки – сложные системы, то объектом постнеклассической науки становятся исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни организации. Это - человекоразмерные системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек-машина» и т.д. Также специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания).

6) Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. Объективно истинное объяснение и описание применительно к человекоразмерным объектам предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Все большее распространение получает антропный принцип – один из фундаментальных принципов современной космологии. Суть этого принципа в том, что наличие наблюдателя не только меняет картину наблюдения, но в целом является необходимым условием для существования материальных основ этой картины.

7) еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках. В постнеклассическом естествознании еще более активно (в силу специфики его предмета и возрастания роли человека в нем), задействованы все функции философии – онтологическая, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, аксиологическая и др.

8) Усиливающаяся математизация научных теорий увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование.

9) методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в т.ч. рационалистической. В современной науке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией (хотя их значение очень велико), еще нужны интуиция, фантазия и др.подобные факторы, средства постижения действительности.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2364. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия