Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОПРОС 26. О новой парадигме в социальной методологии




Основные причины, вызывающие необходимость разработки новой методологии социального познания:

1) изменение предмета исследования (в самом широком смысле), т.е. современной социальной действительности, усиление ее динамизма, целостности, противоречивости, открытости, взаимозависимости отдельных ее сторон, связей и отношений. Сегодня широко распространена концепция информационного общества, которая главным фактором общественного развития считает производство и использование научной, технической и иной информации. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.

По убеждению многих исследователей, принципиально новые состояния общества плохо описываются старым категориальным аппаратом наук об обществе. Нужны новый категориальный аппарат и новые методологические средства социально-гуманитарных наук.

2) Развитие науки в целом и отдельных научных дисциплин, переход научного познания на качественно новый, постнеклассический этап, широкое внедрение науки во все сферы общественной жизни. Особенно бурными темпами развивается синергетика.

3) Включение в научный оборот новых литературных источников. В последние годы на русский язык переведено большое кол-во иностранных источников, в т.ч. по проблемам соц.познания и его методологии. Большой пласт неосвоенных источников представлен текстами русских религиозных философов. Получен открытый доступ к литературе на иностр. языках. Выходят свободные от идеологических шор работы российских ученых. Появились ранее запрещенные по политическим соображениям труды советских философов, историков и др. все это требует тщательного освоения и творческого использования.

4) Возрастание потребности в практической отдаче со стороны гуманитарных наук – для внедрения их рекомендаций в различные сферы общества – в экономику, практическую политику, упраление социальными процессами, в сферы культуры, образования и т.д.

Контуры, основные черты формирующейся парадигмы соц-гуманитарного знания и его методологии вырисовываются в след.виде:

1. Сближение естествознания и СГН, в т.ч. их методологическое взаимообогащение.

2. Все более тесное сближение и взаимодействие противоположных концептуально-методологических подходов: рациональных и внерациональных, научных и вненаучных, экзотерических и эзотерических и т.п.

3. Резкое расширение внутринаучной рефлексии в самих гуманитарных науках, т.е. усиление внимания к собственным гносеологическим и методологическим проблемам, стремление связать органически решение последних с решением специфически-содержательных вопросов этих наук.

4. Широкое внедрение аппарата герменевтики, культурологи, понимающих методик, что вызывает сближение объяснительного и интерпретационного подходов. Социальные науки сегодня представляют собой арену взаимодействия объяснения и интерпретации. А это значит, что такие схемы сочетают элементы естественных наук с интерпретирующими методами и ценностными подходами наук о культуре таким образом, что примиряют обе крайние позиции.

5. Активное внедрение в социальное познание идей и методов синергетики и возрастание в связи с этим статистически-вероятностных методов и приемов. Повышается внимание к случайным, неопределенным, нелинейным процессам, к нестабильным (бифуркационным) открытым системам.

Становится все более острой необходимость в формировании у представителей гуманитарных наук «нелинейного мышления». Его основные принципы должны отражать в своем содержании многовариантность, альтернативность эволюции, необратимость развития, влияние каждой личности на макросоциальные процессы и др.

6. В настоящее время происходит резкое изменение субъект-объектных отношний в сторону субъективного фактора, поворот к конкретному человеку. Все чаще центр познавательного интереса ориентируется на субъекта, на ценностно-смысловые параметры в их индивидуализирующей форме.

7. Формируются и утверждаются новые регулятивы человеческой деятельности. Если прежде среди регулятивов, определяющих ее, были ориентации на традиции, преемственность, созерцательность в отношении к внешнему миру, то в современном обществе эти регулятивы постепенно заменяются на противоположные: ценность инновации, новизны, оригинальности, нестандартности. Экстенсивное развитие сменилось на интенсивное. Происходит переход установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии на природу с принципами экономического сдерживания и запрета.

8. Все настоятельнее возникает необходимость в создании целостной концепции жизнедеятельности человека в единстве его социальной и биологической сторон. Сегодня нужны целостная концепция взаимодействия общества и природы, оптимальные принципы этого взаимодействия, необходимо более тесное соединение когнитивных и ценностных начал в человеческой деятельности.

9. Характерной чертой новой парадигмы социальной методологии является все усиливающееся стремление представителей гум.наук повысить концептуальный, теоретический статус последних на основе новых методологических подходов. Они пытаются насытить свой арсенал всеми атрибутами зрелого теоретического знания: понятиями, категориями, принципами и т.п. Однако при этом все больше осознается, что любая форма рациональности не может уложить в себя, пожалуй, большинство соц-культурных явлений с их загадками. Вместе с тем осознается то, что рациональное познание выступает в наше время в качестве необходимой культурной ценности.

10. Возрастание внимания к диалектике как важному методу исследования соц.жизни во всех ее проявлениях.

11. Все зримее вырисовывается ориентация современной гуманитарной методологии не только на познание, но и соц-историческую практику, т.е. теоретизация и методологизация последней.

 

Подводя итог, отметим следующее. Наиболее перспективный путь создания новой парадигмы социальных наук – синтез, целостное единство любых и всяких методологических подходов на основе принципа «все дозволено» (П.Фейерабенд). Исходя из такого понимания структура соц-гуманитарной методологии может быть представлена в следующем виде:

1. Имманентный (внутренний) уровень – совокупность методов, принципов, приемов и т.п., непосредственно обусловленных специфическим предметом гуманитарного познания, т.е. социумом во всех его многообразных проявлениях – общих, особенных, единичных (в том числе уникальных).

2. Трансцедентный (внешний) уровень, который включает в себя методы и средства: философские, общенаучные (эмпирические, теоретические, общелогические), вненаучные, методы естественных наук.

3. Единство, тесная взаимосвязь двух названных уровней, их взаимодействие в ходе применения.

При этом подчеркнем, что во-первых, методология соц.познания есть целостная, органическая система, а не случайный, произвольный, эклектический набор каких-либо ее отдельных элементов (методов, принципов и т.п.). В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации.

Во-вторых, решающим, определяющим уровнем данной системы, ее «ядром» является имманентный (внутр) уровень.

В-третьих, вся система соц-гуманитарной методологии (а не только ее внутренний уровень) должна соответствовать предмету соц.познания и данному, конкретному этапу ее развития. А это означает, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на гуманитарные науки без учета специфики их предмета и своеобразия применения.

В-четвертых, всегда должна быть свобода выбора иледователем необходимых методов, а не навязывание каких-л. из них как единственно верных.

В-пятых, углубляя и совершенствуя уже имеющиеся методы и принципы СГП, следует искать новые методологические подход и средства, не абсолютизируя ни один (или несколько отдельно взятых) из них.

В-шестых, представляется возможным существование совершенно обособленной методологии соц.познания, не связанной, оторванной от всех других уровней и форм методологического знания.

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 3246. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.021 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7