Студопедия — Юмористический детский рассказ: особенности содержания и поэтики (М.Зощенко, Н.Носов, В.Драгунский)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Юмористический детский рассказ: особенности содержания и поэтики (М.Зощенко, Н.Носов, В.Драгунский)

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ –

· Изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. (Нюстром, Дэвис.)

Организационное поведение может быть представлено, как:

  • Метод изучения. Поведение рассматривается на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Необходимо определить на каком уровне оно может быть применено оптимально.
  • Мультидисциплина. Используются принципы, модели, теории и методы, заимствованные из других дисциплин. Это область, в которой только последние 20 лет идет процесс формирования и развития собственных теоретических оснований.
  • Ориентация на личность внутри организации. Люди, их отношения, восприимчивость, способность к обучению представляют наибольший интерес.
  • Наука, ориентированная на практический результат. (Исследование причин и возможностей улучшения поведения людей и групп).
  • Исследование воздействия внешнего мира на поведение организации и в организации.

Основные теоретические подходы, на которых основывается управление организационным поведением:

  • Подход, ориентированный на человеческие ресурсы: предполагает поддержку роста и развития работника.
  • Подход, ориентированный на результаты: предполагает разработку программ совершенствования организационного поведения, нацеленных на повышение производительности, эффективности.
  • Системный подход: целостный взгляд на организационное поведение, взаимоотношения «человек – группа - организация», учет и использование как можно большего числа факторов, влияющих на поведение людей.
  • Ситуационный подход: достижение эффективности в различных ситуациях предполагает поведение, соответствующее ситуации, специфичное для нее.

Интерактивный подход. Подчеркивает значимость взаимодействия людей для понимания и управления поведением

 

Произведение Л. Толстого «Детство»: автобиографические мотивы в произведении. Внутренний мир Николеньки: пути его формирования. Роль близких взрослых в формировании человека в Николиньке

Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого продолжалась около 60 лет. Он выступил как великий художник-новатор уже в первом своем печатном произведении — в повести «Детство». В образе героя трилогии в значительной степени отражены черты личности самого автора. «Детство», «Отрочество», «Юность» поэтому принято называть автобиографической трилогией. Это повести большой силы художественного обобщения. Сам образ Николеньки Иртеньева является глубоко типичным, в нем воплощены лучшие черты представителя дворянской среды, вступившего в непримиримый разлад с нею. Толстой показывает и как среда, в которой жил его герой, отрицательно влияет на него, и то, как герой пытается противостоять среде, возвысится над нею. Герой Толстого — человек сильного характера и выдающихся способностей. Создание образа такого героя было облегчено толстому тем, что он опирался на собственную биографию. Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки является его стремление к правде, к добру, к любви и красоте. Первоначальным источником этих высоких устремлений является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное. В своей повести Толстой называет детство счастливой порой человеческой жизни. XV глава повести начинается словами: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора пора детства!...». Заканчивается глава следующим образом: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве?...». Таким образом, мы видим, что детство Толстой счастливой порой человеческой жизни в том смысле, что в эту пору человек наиболее способен испытывать любовь к другим и делать им добро. Детские годы Николеньки были беспокойными, он испытал не мало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях, в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе. «Детство» начинается со сцены в детской комнате, незначительным случаем. Учитель Карл Иванович убивает муху прямо над головой спящего Николеньки, что приводит к его пробуждению и неприятным мыслям о том, что Карл Иванович злой, неприятный человек который все время хочет ему насолить. Но проходит несколько минут и Карл Иванович начинает приятно щекотать Николеньку и ребенок сам удивляется тому, что такие нехорошие мысли могли придти ему в голову. Уже этот эпизод дает основание Толстому показать, как сложен духовный мир ребенка. Автор рисует, как постепенно перед Николенькой раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего мира и его содержания. Николенька постепенно понимает, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям. Замечая в себе эти качества, он нравственно казнит себя. Это ярко изображает глава в которой написав стих по случаю дня рождения бабушки Николенька замечает строчку в которой говорится, что он любит бабушку как мать родную. Прочитав эти слова он видит в них как бы измену по отношению матери, а с другой — неискренность по отношению к бабушке. Николеньк рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. В результате в Николеньке развивается аналитическая способность. По Толстому это и хорошо и плохо. Подвергая все анализу, Николенька обогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ разрушает в нем наивность, безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что Лев Николаевич считал «лучшим даром» детства. Это особенно хорошо показано VIII главой - «Игры». Во время игры старший брат Володя наталкивает его на мысль о том, что: «Если судить по настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда останется?» Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляла радости Николеньке. Настоящая жизнь — это жизнь «больших», то есть взрослых, близких ему людей. Николенька живет как бы в двух мирах — в мире детском, привлекающем своей гармонией, и в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия. Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других, может быть, больше всего восхищает Толстого. Но восхищаясь этим чувством ребенка, Толстой показывает, как мир больших разрушает это чувство, не дает ему развиваться во всей чистоте и непосредственности. Чувство привязанности к Сереже Ивину так и погибает в нем оставшись не высказанным. Отношение к Илиньке Грапу раскрывает другую черту его характера, опять таки отражающее дурное влияние мира взрослых. Илинька — это мальчик из не обеспеченной семьи, что и послужило причиной насмешек со стороны ребят и к сожалению Николенька не стал исключением. К этому времени дети уже были способны проявлять жестокость. Однако Николенька испытывает стыд и чувство раскаяния. Последние главы повести, связанные с описанием смерти матери героя, подводят итог его духовному и нравственному развитию в детские годы. Николенька наблюдает за тем, как он сам и близкие ему люди переживают смерть его матери. Он устанавливает, что никто кроме простой русской женщины — Натальи Савишны, не был до конца искренен в выражении своих чувств. Эмоции которые переживают окружающие его люди вызывают у ребенка чувство сомнения, он не верит в них и сильно огорчается из за того, что сам был только мгновение полностью поглощен горем. Заключительные страницы повести овеяны грустью. Николенька находится во власти воспоминаний о матери и Наталье Савишне, уже умерших к тому времени. Он уверен что с их смертью отошли в прошлое самые светлые страницы его жизни.

№39.Тема игры и игрушки в поэзии ХУШ - Х1Х веков: детские типы и детские характеры в стихах о детях и для детей.
Л. Толстой считал, что детям должен быть предложен самый большой и разнообразный выбор тем — серьезных, не выдуманных, непосредственно для детей. Одной из таких тем стала тема детской игры и игрушки. Один из примеров может служить стихотворение Агнии Барто цикл стихотворений «Игрушки». Это не большие, известные всем с детства стихотворения. Они ритмичны, просты в прочтении, а главное объясняют ребенку что такое забота («все равно его не брошу, потому что он хороший»), к чему может привести необдуманный поступок «Кот кататься не привык опрокинул грузовик». Эти стихотворения учат детей ответственности например стихотворение «Козленок».В них нет сложных слов и понятий еще не известных маленькому слушателю. В стихотворениях названы игрушки того времени: кубарик — волчок, воланчики, гремушки, мячик — дошедшие до нынешних дней, любимые детьми и потому навсегда оставшиеся в их жизни. Но игрушки как признаки и яркие детали детства важны для поэтов не сами по себе, а как материал, основа для философии обобщений о быстротечности человеческой жизни. Ига брата с сестрицей — Николушки и Грушеньки — в мяч описана не как потребность детства в движении, общении, а как некий знак счастливого времени на смену которому придут тусклые дни взрослой жизни.
Эти стихотворения — первые опыты художественного изображения мира детства, свободные от наставничества, присущего дидактической литературе предшествующей эпохи. Они эмоционально насыщены (А. Шишков «Николашина похвала зимним утехам»). Стихи о детских играх и забавах А. Шишкова сюжетны, но это уже не рифмованная проза, а хорошая поэзия, динамичная, образная, полная удивления радостями детской жизни, детским умениям перевоплощаться, быть милосердными.
В конце XVIII века поэзия в какой-то степени взяла на себя функции отсутствовавшей тогда детской психологии. Она была искусством и наукой, познающей детство известными ей средствами. Тема игры и игрушки выполняла здесь роль своеобразного средства, объясняющего восприятие мира, поведение малыша. Иначе как расценивать «Колыбельную песенку, которую поет Анюта, качая свою куклу» А. Шишкова, где описан процесс подражания детьми взрослым в действиях и речах «мамы».
Но при этом тема игры и игрушки в творчестве поэтов того времени встречается не часто. На рубеже XVIII — XIX веков поэты налюбовались играющим ребенком, и реализм, пришедший на смену романтизму, способствовал выбору новых тем. Литература возложила на себя миссию защитницы детства. Она заговорила о контрастах детской жизни и детского мировосприятия. В поэзии появляются образы «нищеньких», «милых сироточек», несчастных малюток, для которых игры и игрушки, елки и радости являются только в мечтах (Я. Полонский «Елка» <находясь при смерти ребенку в лесу с голоду мерещится рождественская елка по которой спускаются ангелы>) Поэзия возвращается к сентиментальным, чувствительным интонациям, рождающим в душе жалость к несчастным детям(К. Петерсон «Сиротка» <бесприютного сиротку обогрела и накормила старушка>), или впадает в крайность уча ребенка добропорядочности. Ко второй половине XIX века тема несчастного детства постепенно вытеснила тему игры и игрушки т. к. поэты пытались обратить внимание взрослых людей наделенных определенной властью на тяжелую участь детей. Новый этап в развитии темы игры и игрушки начинается на рубеже XIX — XX веков, потому, что начинается новый этап в отношениях взрослого мира к детству. Взрослый человек увидел ребенка не себе подобным, а другим, имеющим свою психоэмоциональную специфику, свой круг интересов, проблем,пристрастий, свое восприятие действительности.
Главное заключается в том, что рубеж веков — это время активного развития детской художественной литературы, поставившей в центр повествования личность ребенка, положившей начало проявлению детского «Я», сущности детской души, детского мировосприятия и контекста детской жизни. Огромную роль в познании ребенка,его души, его жизни и возможностей на рубеже веков сыграла общая литература того же времени. Ребенок и детство у писателей-реалистов стали изображаться без преувеличений, перестали быт знаковыми фигурами. Они — земные, часто задавленные бытом,примитивным существованием.
Тип ребенка - «маленького каторжника», созданный литературой рубежа веков, исключал тему игры и игрушки в первоначальном ее смысле. Это исключение видится как своеобразная художественная и социальная задача авторов: в мире, где жизнь ребенка становится адом, а смерть — избавлением от него нет места ни играм, ни игрушкам, потому, что у детей-«каторжников» отобрано полноценное детство, а иногда и право на жизнь.
Одним из самых ярких рассказов этого времени, где игрушка — центр повествования, является рассказ Л. Андреева «Ангелочек» (см. вопрос №27.)

№46. Проблема выбора пути в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца». Нравственный характер взаимосвязи человека с природой.
Проблема выбора пути в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца» - это не просто выбор дороги на развилке в лесу, а проблема выбора между безотчетным следованием традициям и — уважением традиций, но и анализом каждой ситуации. Герои сказки-были Настя и Митраша рано осиротевшие дети в наследство которым от родителей осталось небольшое хоз-во в деревне и наказы родителей о самом простом, житейском что им пригодится в жизни. В обычное время проблема конфликта взглядов на следование традициям не проявляется потому, что вести хоз-во представляется только так как делали родители и нет необходимости что-то менять и анализировать. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду, Настенька — вела хозяйство: кормила животных, готовила, стирала, убирала — иными словами каждый из них выполнял ту работу, которую выполнял каждый из родителей. Чтобы определить позицию Митраши на следование традициям автор описывает нам случай, когда отец рассказал о компасе, и ребенок, собираясь в лес за клюквой берет его с собой, но не потому что боится заблудиться а потому, что так делал отец. Настя же в свою очередь не смотря на хорошее знание леса и компас не полагается только на опыт родителей и предположив что можно заблудится взяла с собой картошки. На протяжении всего пути до развилки мы можем видеть как часто Митраша опирается на слова отца: «— Что это? — спросила обрадованная Настя. — Отец говорил: это...», «— А зачем так?
— Отец говорил:...». В этом эпизоде читатель может наблюдать как сильно Митраша верил во все что говорил ему отец, насколько безотчетны его действия. Впервые остро вопрос столкновения взглядов встает на первой развилке, но немного позлившись Митраша все-таки соглашается пойти туда, куда звала его Настенька, но только от того, что она его очень попросила и только. Однако во второй раз это уже его не остановило. Вера в слова отца о том, что надо идти на север так сильна в нем, что ничто не не может убедить его отступить от нее. Однако Настенька придерживается других взглядов: «— мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут.» При этом автор очень красочно описывает природу. И не просто природу — место действия, а природу — живую, говорящую с героями, предупреждающую детей об опасности, передает настроение героев: во время спокойной прогулки по лесу — «...слышим эти звуки, и знаем их, и различаем, и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать.»; после расставания героев на развилке — «И самец быстро перебежал по мостику остальной путь до Косача и со всей силой долбанул его. Как ошпаренный метнулся Косач к улетающим тетеревам, но разгневанный самец догнал его, вырвал, пустил по воздуху пучок белых и радужных перышек и погнал и погнал далеко.» Но автор не ограничивается этим эпизодом, он ставит Митрашу в критичное положение, когда сама природа уводит его с выбранного направления («Но самое главное: он увидел, что совсем близко, по той стороне поляны, змеилась высокая трава белоус — неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север...») но даже тогда «Мужичек в мешочке» не отступает от своих убеждений чуть было не утанул в болоте.
В конце путешествия Митраша после урока в лесу, стал мужественней, стал крепче держаться за свою сестру, оберегать ее и защищать. А Настенька больше не стала жадничать и отдала всю клюкву бедным детям. Благодаря этому путешествию дети прошли урок, благодаря которому они изменились и запомнили все эти события на всю жизнь.

№47. Человек и природа в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Изображение мира природа. Особенности реального и сказочного повествования. Гармоничное сосуществование человека и природы – ведущая идея автора («Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Серая шейка», «Алёнушкины сказки»).

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что "ребенок - самый лучший читатель". Для детей им написаны рассказы и сказки: "Емеля-охотник", "Зимовье на Студеной", "Серая Шейка", "Вертел", "Богач и Еремка". У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об "Аленушкиных сказках", которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: "Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное". Нет слов, хороши "Аленушкины сказки", но и у большинства других произведений Мамина-Сибиряка долгая и славная жизнь. Художественное наследие Мамина-Сибиряка для детей составляет более полутораста произведений: повестей и очерков, рассказов и сказок. К сожалению, лишь малая их часть известна нашим детям. Всего несколько рассказов вошли в программу начальной школы. Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют "певцом Урала", открывшим целую область, ранее неизвестную. "Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно... " - говорил он. Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки ("Кормилец"). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику ("В каменном колодце"). Так писатель выполнял основную задачу своего творчества - готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом. Один из ранних рассказов "Емеля-охотник" открывается превосходной пейзажной зарисовкой: "Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки". Удивительно слияние почти сказочного зачина "далеко-далеко" и ритмической напевности с реалистической точностью места действия - "деревушка Тычки". В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка. «Зимовье на Студеной». Много сказочного и в рассказе "Зимовье на Студеной", особенно в описаниях природы ("Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу"). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты - все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования. Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания о молодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к народу-труженику. «Аленушкины сказки». Детям дошкольного возраста адресованы "Аленушкины сказки", над которыми Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост" начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: "Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес - Вот не боюсь нисколько, и все тут!" Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. "Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный... " С начала и до конца сказку пронизывает один мотив - "надоело бояться", "надоело прятаться". Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе. Главное - поверить в себя: "С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится". Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки. В "Аленушкиных сказках" образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания ("Умнее всех"; "Сказочка про Воронущку - черную головушку и желтую птичку канарейку"; "Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу"). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события. "Аленушкины сказки" занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: "Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки". Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали "Маминслог". Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке "Умнее всех" подчеркиваются в диалоге его с обитателями птичьего двора. Когда Индюк требует, чтобы его признали самым умным, ему отвечают: "Кто же не знает, что ты самая умная птица!" Так и говорят: "Умен, как индюк". Ирония этой характеристики понятна дошкольникам. Таким образом, "Аленушкины сказки" - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей. Правдивое слово писателя-демократа учило любить свою страну, уважать трудовой народ, охранять родную природу. Особое значение для нравственного воспитания он придавал книге, называя ее то "живой нитью, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром", то "окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки". А "настоящим знанием" считал он близость к народной жизни, к родной природе - именно это стало основным предметом его творчества для детей. Как не вспомнить Музгарку из впечатляющего рассказа "Зимовье на Студеной", - рассказа, по которому снят кинофильм и сделаны диапозитивы. «Емеля – охотник». Много лет прожили Блеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры дорогую рыбу - семгу. Умирает от старости Музгарка. Завывание зимней пурги еще больше усиливает горе, постигшее одинокого старика. "Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма... Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарка лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть". Не в силах выдержать полного одиночества, Блеска становится на лыжи и покидает избушку, надеясь прийти к людям, но... не дошел. Старик замерз по дороге в лесу. Тема милосердия, столь актуальная в наши дни, отчетливо звучит в этом рассказе, так же как и в другом - "Емеля-охотник" - это одно из первых произведений писателя, написанное специально для детей. Рассказ был напечатан в 1884 г. Таким образом, уже в самом начале своего творческого пути писатель был обеспокоен вопросами гуманистического воспитания детей. Емеля живет в непроходимой глуши, в деревушке с выразительным названием Тычки. Избы в ней, действительно, стоят беспорядочно, словно натыканы без всякого плана. Емеля с маленьким внучком, Гришуткой, живут в самой бедной избушке... "Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая - ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско - одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках". Емеля - "седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу". Гришутка - сирота. Три года назад умер от горячки его отец, мать заели волки, когда она зимним вечером с маленьким Гришуткой возвращалась домой. Ребенок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив. Семидесятилетнему деду пришлось выращивать внучка одному, а тут еще с Гришуткой приключилась болезнь. Беда не приходит одна... Чтобы поправить здоровье внучка, Емеля отправился на охоту, за свежим мясом. Три дня бродил Емеля с Лыском по лесу. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал... Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, принести которого просил его Гришутка, но олень каждый раз убегал у него из-под носу... Только на четвертый день, когда охотник и собака совсем выбились из сил, они случайно напали на след оленя с теленком. "Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю... Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился... Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка"... Вдруг Емеля увидел "под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродит целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего несколько недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному... Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, - маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии. Ишь какой бегун... - говорил старик, задумчиво улыбаясь. - Только его и видели: как стрела... Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще подрасти надо... Ах ты, какой шустрый!. Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна". Вернулся Емеля домой без добычи. Зато зимними вечерами он часто рассказывал внучку, как искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Маленький внук смеялся вместе со старым дедом. «Серая шейка». Вот сказка "Серая шейка" - это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания. "Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом". Самым маленьким детям адресованы "Аленушкины сказки" - это целый цикл с поэтической присказкой и концовкой, по форме напоминающих стихотворение в прозе. У кроватки дремлющего ребенка собрались будущие герои сказок. "Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойка, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи Аленушка, спи отецкая дочь, - сейчас сказка начинается. Вот уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый воробей, стучит носом в стекло и спрашивает: Скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки". Привлекательна и легка для восприятия малышей форма устного повествования этих сказок. Следя за развитием занятного сюжета, веселыми приключениями своеобразных героев: лесных зверюшек, насекомых, птиц и рыб, ребенок как бы входит в мир их жизни. Трудно переоценить познавательное и воспитательное значение этих сказок, чудесно совместивших правду и вымысел. Биологические особенности животных и растений часто раскрываются в форме остроумного диалога. Мы находим своеобразную перекличку с характерами людей и порядками в человеческом обществе. Примером этого служит сказка "Умнее всех" из того же цикла "Аленушкины сказки".

Юмористический детский рассказ: особенности содержания и поэтики (М.Зощенко, Н.Носов, В.Драгунский).

Особенности сатиры Зощенко: 1. продолжил традиции сатиры 19 века (Гоголь, Чехов, Салтыков-Щедрин), 2. появление нового героя (полупролетария, "хозяина жизни"), 3. полный отказ от авторского голоса и переход на язык гкроя (смешение речевых составов: крестьянский говор, военная лексика, воровской жаргон, иностранные слова, городская речь), 4. использование сказа - слияние голосов героев и рассказчика, 5. тема рассказов - саморазоблачение человека, "который был ничем и стал всем". Творчество Н. Носова многообразно и разносторонне. Смех – главный двигатель его творчества. В отличие от подавляющего большинства юмористов, Носов зарекомендовал себя и теоретиком смешного. Для Н. Носова открытие и объяснение мира детям – одна из важнейших художественных задач. О Носове – юмористе, Носове – сатирике можно долго говорить: чуть ли не каждая строка, написанная им, имеет отношение к смеху. Продолжение традиций юмористических рассказов Носова можно увидеть в произведениях таких писателей как В. Драгунский, В. Медведев и других современных писателей. Например, книгу "Денискины рассказы" Виктора Драгунского мы все помним с детства. Кому-то читала мама перед сном, кто-то читал сам, кто-то слушал рассказы про Дениску на виниловых пластинках. Рассказы добрые, легкие, поучительные. Ребенок на примере жизни своих "книжных" сверстников учится разбираться в жизни и оценивать "что такое хорошо и что такое плохо". Писатель удивительно точно чувствует психологию ребенка. При этом рассказы смешные, юмористические, и совсем не надоедают. В детстве слушала их на пластинке много-много раз, а когда научилась читать, еще и прочитала несколько раз, и каждый раз было интересно! М.Зощенко. Известный сатирик, тонкий знаток психологии человеческой души, Михаил Зощенко (1894—1958) больше знаком многим в качестве писателя для взрослых, но есть в его творчестве и странички, посвящённые детям. Он всегда с особенным психологизмом обращался к детству и молодости. Детство в представлении Зощенко – это выбор пути. В каком направлении будет развиваться человек? Что станет ориентиром для чуткой души ребенка в таком впечатлительном и ранимом возрасте? Как сохранить детскую непосредственность и непредвзятость на протяжении всей жизни? Ответ на эти и другие вопросы содержат в себе рассказы для детей Михаила Зощенко. Зощенко очень любил детей, он всегда был по отношению к ним предельно открыт и доверчив. Несмотря на то, что Зощенко воспринимался большинством как сатирик, он не был насмешником. Его детские рассказы не содержат ни грамма сарказма или подвоха. Большинство произведений, которые Зощенко создал для детей, увидели свет в 1930-1940 годах. Это было истинное спасение для читателей от обмана, от лживых картин приторно-счастливой жизни. Рассказы Михаила Зощенко – прорыв к подлинной жизни. Несколько рассказов для детей Зощенко написал уже в послевоенные годы. В этих произведениях чувствуется основное их предназначение: помочь тонким детским душам пережить ужасы военных лет, щедро одарить их добротой, состраданием и правдой. Давным-давно, ещё в те годы, когда Михаил Зощенко ещё был очень молод, Корней Чуковский говорил, что его помешательство является самолечением. В своем творчестве, Михаил Зощенко старался показать, что самосовершенствование – это главный долг человека, его право и обязанность. Об этом, собственно, и идёт речь в его рассказах, написанных для детей. Произведения: «Графин», «Как Ленин учился». В.Драгунский. Всемирно известный писатель Виктор Драгунский (1913 - 1972) занимает по праву достойное место в детской литературе не только отечественной, но и мировой. Его добрые, весёлые истории про девчонок и мальчишек читаются детьми с интересом и удовольствием. В замечательных рассказах Виктора Драгунского приоткрывается завеса над самой обыкновенной жизнью ребят. Как они общаются с друзьями и подружками, как ведут себя с родителями, в какие попадают интересные и забавные ситуации. Самым известным изданием Виктора Юзефовича можно назвать серию «Денискины рассказы». Кто из нас не помнит такие рассказы как, например, «Тайное становится явным» или «Он живой и светится». Их герой – озорной Дениска Кораблёв - часто попадает в поучительные и удивительные истории. Мас




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР | 

Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 3566. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия