Формирование средневековой европейской философии
Возбуждение с клетки на клетку передаётся с помощью межклеточных контактов – синапсов. Классификация: 1) центральные 2) периферические: а)нервно-мышечные б)нейро-секреторные
Центральные: 1. По локализации на нейроне: Аксо-соматич. Аксо-дендрит. Аксо-аксональные(только тормозные) 2. По синапт. Влиянию: Возбуждающие и тормозные 3. по типу медиатора: Ацетилхолинергические, ГАМК-..и т.д. В состав синапсов обычно входит: - пресинаптическая мембрана -синаптическая щель -постсинаптическая мембарна -медиатор
Пресинаптическая мембрана имеет большое кол-во кальциевых каналов, много митохондрий и пузырьков с ацетилхолином(АХ). Синтез АХ происходит в этой же мембране. К пресинптической мембране подходит ПД и в результате АХ ыбрасывается в синаптическую щель: ПД идёт, достигает мембраны, открываются Ca-каналы, ионы кальция поступают внутрь пресинапт. Окончания, взаимодействуют с белком кальмодулином(?). Этот комплекс способствует тому, что АХ выбрасывается в синаптическую щель. Основной объём АХ тут же разрушается АХ-эстеразой, однако некая часть всё же достигает постсинаптической мебраны, которая является хемовозбудимой. Постсинаптическая мембрана имеет ионные каналы с одной воротной системой. Воротный механизм открывается, ионы натрия начинают двигаться, идёт изменение конфигурации белка в ответ на действие АХ. Когда АХ достигает постсинаптическую мембрану возникает синаптическая задержка 0,5 мс.
Постсинаптическое торможение обеспечивается работой тормозных нейронов, которые выделяют ГАМК или глицин. Эти вещества изменяют потенциал мембраны: поступая в синаптическую щель действуют на мембрану так,чтокрываются хлорные каналы, он идет по электрическому градиенту(т.к. снаружи его всё равно больше,чем внутри) наружу. В рез-те на мембране снижается МП – деполяризация хлорной природы. Формирование средневековой европейской философии Средневековая философия — отдельный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. По сути, это христианская философия. С победой христианства над другими религиозными представлениями западная философия на целые столетия попадает в зависимость от христианской церкви. Философия видит с этого времени свою главную задачу в разработке и обосновании христианских догматов — положений веры.
5) Эпожа возрождения. (15-16 в.) "Возрождение" является термином, который в качестве историко-географического понятия вошел в употребление в 19 веке для обозначения периода в развитии стран юга Европы 15-16 веков. Прелюдия эпохи Возрождения начинается в 14 веке с личности Франческо Петрарки, эпилог приходится на начало 17 века, на период творчества Кампанеллы - последнего представителя эпохи Возрождения. Античность возрождается не сама по себе, а соединяется с новым итальянским духом. Люди Возрождения понимали собственную новаторскую миссию, как миссию света, разгоняющую тьму. Ренессанс - это рождение нового духа. В качестве основного инструмента новой эпохи выступали гуманитарные знания. 15 век - период распада феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Крупнейшие открытия и изобретения следуют одно за другим, для развития промышленности и торговли требовался прогресс техники и науки. Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием. В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля. Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков. Авторитет Аристотеля "падал", т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный специфический культурный климат во Франции. Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был подготовлен второй период философии Возрождения - натурофилософский. Бернардино Телезио (1509-1588) возрождал материализм ионийцев. В основе мира лежит единая материя, наделенная внутренними противоположностями - теплого и холодного. В борьбе возникают четыре стихии, и из их сочетания состоит все многообразие вещей. Работами Бернардино Телезио и Николая Коперника было подготовлено создание учения Джордано Бруно - естественнонаучного материалиста, диалектика, оптимиста. В 16 веке произошло возрождение философии медицины Гиппократа. Продолжала существовать натурофилософия магико-мистического типа. Лидером ее был Парацельс - выдающийся врач-практик, хирург и терапевт. Исходной его идеей было утверждение, что всякая реальность имеет свое правило, так называемое "архе жизни" - активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к природе, и кто его познает, тот приобретет способ, как действовать (мистическим образом) на природу и преобразовывать ее. В сущности, все искусство врача, по Парацельсу, зависит от освоения этого способа. Но и через первый, и через второй периоды Возрождения проходит платонизм, создавший определенный духовный климат. Это не означает, что платоновская мысль и его диалоги стали любимой формой философствования. Платонизм вошел в эпоху Возрождения с многовековыми наслоениями с виде неоплатонизма, христианских наслоений. Что касается философского содержания возрожденного платонизма, то следует отметить, что особых оригинальных элементов эпоха Возрождения не внесла. Значение имеет лишь племика "превосходства" Платона над Аристотелем. Но грандиозный расцвет платонизма состоялся благодаря работам Николая Кузанского. Он был предшественником итальянской натурофилософии, первопроходцем современного мышления, которое начало складываться на рубеже средневековья и Ренессанса. В заключение необходимо отметить, что эпоха Возрождения породила предшественников утопического социализма - Томаса Мора и Томмазо Кампанеллу - автора "Города солнца". Ренессанс в Италии (15—16-й вв.)
Прорыв в открытии мира и человека сильнее всего проявляется в искусстве. Античность должна побуждать к природ, истине; превзойти её — наивысшая цель. Предшественниками в этом являются в 14-м в. (Trecento) Чимабуэ, Джотто, Джованни Пизано. Формирование Раннего Возрождения в 15-м в. (Quattrocento) при поддержке городов-республик Венеции, Флоренции, династий Медичи, Сфорца (Милан), Эсте (Феррара) и пап. Возвышение до Высокого Ренессанса в 16-м в. (Cinquecento), которое с 1530 переходит в маньеризм Позднего Ренессанса. Архитектура. Обращение к античным формам (цилиндр, своды, полукруглые арки, купольное центр, здание); новое ощущение пространства: акцентирование вертикальных форм чётких, спокойных пропорций; формирование 3-этажного итал. палаццо с чётким членением фронтал. фасада, внутренними дворами и сводчатыми галереями. На строительстве нового собора св. Петра в Риме, сооружаемого по заказу Юлия II в 1506, работают Браманте (1444—1514), Рафаэль, Перуцци и Микеланджело (купол собора). Скульптура. Благодаря античности — новое открытие человеч. тела; отдельные фигуры (портрет, бюсты, конные статуи, надгробные памятники). Ведущие мастера: Гиберти, Донателло (1386—1466) и Микеланджело (1475—1564): "Давид", "Моисей". Живопись. В стремлении к идеальной естественной красоте — развитие перспективы, анатомических пропорций, техники станковой живописи (масляные краски) и фрески. Религ. ранние произведения Мазаччо, Фра Анжелико, Доменико Венециано и др.; шедевры Сандро Ботичелли (1444— 1510); Рафаэля Санти (1483—1520): изображения мадонн; Микеланджело: "Страшный суд"; Леонардо да Винчи (1452—1519): "Тайная вечеря", "МонаЛиза" (а также труды по теории искусства); Тициан (1477?—1576). Музыка. С переложением полифон. вокальной музыки (мессы, мотеты) для исполнения на муз. инструментах (лютня, чембало) развивается чисто инструмент, музыка. Мастера имитационного стиля: Орландо ди Лассо (1532—94) и обновитель литург. музыки Палестрина (1525—94). Поздняя готика в Европе
Германия. Буржуаз. характер эпохи в архитектуре домов город, знати и ратуш', частично в стиле фахверк с эркерами, лестницами и башнями с часами (Нюрнберг, Ротенбург). Ратуши и дворцы по итал. образцу, особенно на Юге (Гейдельбергский дворец), и в стиле т. н. "Везерского Ренессанса" (от р. Везер) ок. 1600. Старонем. графика (гравюра на дереве) и живопись приобретает черты реализма также в алтарных картинах, напр. Штефана Лохнера (Кёльн, школа), Конрада Витца, Мартина Шонгауэра (до 1491), Ганса Гольбейна Старшего, и достигает завершённости в произведениях "последнего представителя готики" Матиаса Грюневальда (до 1528) из Вюрцбурга (Изенгеймский алтарь). Альбрехт Дюрер (1471 —1528) соединяет позднегот. традицию и нем. восприятие с итал. видением. Благодаря учению о перспективе и о пропорциях, автопортретам, пейзаж, акварелям, гравюрам на дереве ("Апокалипсис", "Житие Марии", "Страсти господни") и на меди он становится наставником нового поколения художников. Итал. влияние присуще также портретам Ганса Гольбейна Младшего (1497—1553), картинам Альбрехта Альтдорфера и графич. работам Лукаса Кранаха Старшего. Расцвет скульптуры благодаря франкон. резным алтарям Тильмана Рименшнейдера (до 1531) и работам Нюрнберг, мастеров (Фейт Штос, Адам Крафт и Петер Фишер). Нидерланды. Грандиозный расцвет "мягкого стиля" реалистич. живописи, отражающей определённое настроение (ранние портреты, пейзажи), напр. в работах братьев ван Эйков (Гентский алтарь, 1432) и Рогира ван дер Вейдена. Гротеск, картины Иеронима Босха (до 1516) оказывают влияние на Питера Брейгеля Старшего (до 1569). Франция. Членение архитуктур. объёма богатым, напоминающим кружева ажурным орнаментом поздней "пламенной" готики. Краткий расцвет ренессанс, зодчества в замках Луары Франца I и в Париже благодаря Леско (флигели Лувра 1556—1564) и Делорма (фасад Тюильри с 1564). В живописи переход от миниатюры к станковой живописи у Жана Фуке (до 1481) и Луар-ской школы. Формирование стиля Возрождения в школе Фонтенбло, а также благодаря Жану и Франсуа Клуэ ок. 1540. Англия. Остров, вариант готики в "перпендикулярном стиле" ок. 1350—1530 (веерообразные своды, плоские арки, вертикальный ажур, орнамент). Сочетание его с влияниями Ренессанса — тюдоровский стиль (до 1600): дворец Хэмптон-Корт. 6) Философия нового времени. Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века. Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.
|