Технико-технологическая основа труда
Ч-к – это продукт космической революции и он включен в природу в качестве особого ее компонента, и его жизнеД-сть предпол-ает непрекращающиеся взаимодействия с окружающей природной средой. Он сам формирует условия для своей жизнеД-сти, предметы и процессы, причем такие, которые не возникают в ходе естественной эволюции Ч-ка. Ч-к находится в постоянном противоречии с другими природными элементами. Ч-к и сам возник из противоречия между различными частями природы. В дальнейшем это противоречие трансформировалось в противоречие между Ч-ком и природой. Труд рас-тся как своеобразный природный процесс в том смысле, что совершается он по закону природы, который и определяет технологию этого процесса. Технология производства определяется законами природы. Для преобраз-ния природы Ч-ку необходимо затратить энергию, т. е. совершить работу. Необходимо затратить работу механизмов и собственную мускульную или психологическую энергию Ч-ка. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы. Биологическая, психологическая, физиологическая сущность труда как средство жизнеД-сти Ч-ка заключается в необходимости для Ч-ка совершать работу, требующую затрат энергии. На всем протяжении предшествующей истории человечества существование вида Homo Sapiens базировалось не только и не столько на соц-ной, сколько на природно-биологической основе. Каждая из малочисленных и разрозненных групп первобытных людей, составлявших в своей сов-ти становящееся человечество, выступала в значительной степени как естественно сложившаяся племенная общность – общность кровно-родственного характера. Изготовление примитивных орудий труда сочеталось с их применением для присвоения наличных даров природы. Иначе говоря, элементы производства в виде зачатков ремесла включались в хозяйственные структуры собирательства, охоты, рыболовства, причем разделение труда строилось на половозрастных различиях, на чисто физиологической почве. Тр.Д.Ч-ка обеспечивала лишь удовлетворение его потребности в пище и тепле. Происходил обмен в рамках системы Ч-к – природа, то есть натуральный обмен (хозяйственное присвоение – отчуждение) – часть своего времени Ч-к тратил на поиск пищи, изготовление одежды, постройку жилища и т. д., то есть свою жизнь обменивал на возможность эту жизнь поддерживать. Переворот, свершившийся на исходе каменного века, отодвинул на задний план хозяйственно-присваивающую компоненту этого способа хозяйствования, вывел на сцену доместикацию (одомашнивание) полезных животных (например, лошади) и растений, проложил дорогу земледелию и скотоводству, преимущественно производящему хозяйству вообще. На этом этапе происходило преобраз-ние веществ природы, материалов. Собирательно-присваивающая Д-сть, разумеется, не исчезла полностью, но приобрела вспомогательное значение. А торжество производящего начала, в свою очередь, повлекло за собой ряд других революционных сдвигов. Произошел переход к оседлости, возникли стабильные населенные пункты городского типа, утвердился городской образ жизни. Города оказались узловыми пунктами происходивших тогда качественных изменений в общественной жизни. Они явились одновременно очагами с/х, ремесла и торговли, религиозными центрами и опорными бастионами гос-венной власти. На волне урбанизации общество вступило в фазу цивилизации. Наступил этап преобраз-ния энергии. Сейчас можно констатировать, что человечество в лице наиболее развитых стран вступило в период информатизации
|