Профессиональная этика журналиста, основные нормы и правила профессионального поведения
Сущность этики журналистского творчества предстает в раздвоении единства на профес.-ый(гражд.)и служеб.(цеховой)уровни. Первый(более общий)-связан с выполнением констит.долга перед об.-ом и сводом мор.предписаний -это сост.-ет проф.этику журналиста - систему нрав.треб.-ий.устан.-щих оптим.взаимоотношения между профес.группой и об.-ом с целью наиболее полного удовл.-ия общ.-ых интересов. В прост.опред.-ии Проф.Э. - это то,что общ.-во треб, от жур.,а жур.- от общ.-ва. Следуя канонам проф. этики жур. должен соблюдать мор. предписания в след.парах: «Жур.-ауд» (добросовестность-ключ.пункт). «Жур.-источ.инф.»(открытый и скрытый характер, презумпция невиновностиX «Жур.-персонаж прошв.»{не навреди!), «Жур.-автор»(у_важение, не нарушить пределы ред-го вмеш-ва в текст!. Принципы жур.этики опред.осн.-ые нормы ТВ.поведения раб. прессы в обобщенном виде они сводятся к след.целевым установкам: 1)обяз.-ть Жур.перед общ.-ом-это обеспечение права граждан на инф.Нельзя исп.-ть СМИ в ущерб интересам об.-ва,правам и интересам личности для проповеди войны и насилия, нац., соц., и религ. нетерпимости, пропаг. жестокости и распр.порнографии и особ.для манипул.общ.мнением.; 2)правдивость и объективность. Жур.обязан давать правд, изобр.-ие действ.-ти путем точной и исчерпыв.инф.-ции. Не должен становится проводником эгоистич.-го, частного или групп.интереса.; 3) добросовестность-предпол. Проверку фактов, точное воспроизв. сведений, искл-ет подтасовку фактов, вымысел и фабрикацию материале; 4) честность. Заперщ.жур. польз-ся своим проф.положением в собст.интер. или интер.близких, сведение личных счетев;Жур.обязан хранить в тайне ист.инф., не допускать заавторства и плагиата; 5) уважение чести и достоинства личности Жур. избегает вторжения в лич.жизнь и обнародует такие сведения когда это необх.для защиты интер.об-ва.Не должен распр.слухи,распускать инф.способную подорвать чью-то репутацию; 6) уважение общечел.ценностей Жур.признает приоритет общечел.цен. перед всеми иными, выст.за гуманизм,мир. ПЭЖ-юридически нефиксир.,но принятые в Жур.среде и поддерживаемые мор.предписания, принципы, нормы и правила нрав.поведения. Соблюдение этич.норм контр-ся как извне(Жур.орг-ции), так и изнутри(это совесть).Этич.кодексы(в мире-69)»кодекс проф.этики рос.жур.»1994. 2 А. Пушкин - редактор и журналист.Жур.деят.Пушкина нач.-сь в 20-е гг. 19в.выступает на стр. «Сын отечества», «Моск.телеграф»,альм. «Полярная звезда»(!-ые период.изд.в его жизне.Тема:борьба против консерв.мнений.Самая акт.участие П.приним.в поэтич. «лит.газете»Дельвига в 30г.,в т.ч.в кач.-ве одног из ред.-ов.Пуш.: «Лит.газ.была необх.-ма не столько для публики,с коль ко для нек.-рых пис.,к.-рые не могли печ.в др. изд. (Вяз., Барат., Гоголь)».Пуш.стрем.к созд.своего период изд.В 1836г.орг.-ет жур. «Современник»(4№ в годдираж до 2500тыс.экз.) «твердые» гонорары-200р.за печ.лист.Гл.напр.-пропаганда и развитее отеч.лит.,нов.лит.школы-натуралистич.Участв.:Жук.,Гог.,Вяз.,Тютч.,и др.Интерес к рус.истории.Сам напеч. «Капит. дочку».При жизни Пуш.вышло 4№.Осн.принцип: точность и краткость,живая разг. речь, «гл-ое.-искренность,прелесть нагой простоты».Язык Пуш.отлич.точностью,лаконизмом,движением мысли и свободой от различ.словесных украшений.Прям.порядок слов, простые бессоюз.пр-ия.»Вещность»Пушк.прозы -преобл.глаг. и сущ.. Открытая эмоц.,оцен.-ть.В 30-е гг исслед.-ли отмеч-ют, что наблюдают сближение поэзии и прозы. Напр-ия жур.-ой деят. Пуш.: I) литер.критика -в общетеор. и лит-крит.ст. разраб.принципы эстетики реализма, с позиции реализма рассм-ал общест.роль лит. Пуш.-предшеств-ик.Бел-го.; 2) полемика- в ст..заметках и письмах сод-ся его многочисл. выск-ия о методах и приемах полемики, он наметил нек-рые стилист.принципы полемич.статьи.: стилизация, т.е. пародир-ие особ-ей речи и стиля оппонента; разобол.противника путем парод.защиты его мыслей; создание вымышл.образов-масок(Феофилант Косичкин в «Торжество дружбы») в целях маскировки своих позиций(полемика с Булгариным «Несколько слов о мизинце Булгарина»); 3) собств-но публ-ка(статьи о Радищиве)
39. А. Пушкин - редактор и журналист. Более пятидесяти в печати и столько в рукописи. Хорошо знал историю. Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех направлениях: литературная критика, полемика и публицистика. такие важные вопросы, как народность и общественная роль литературы, историческая обусловленность литературного процесса, понимание истинно прекрасного в искусстве, значение литературной критики и т.д. В трактовке некоторых проблем (в частности, проблемы народности) и в оценке творчествотдельных писателей Пушкин выступал как предшественник Белинского.Предшественником Белинского Пушкин был и в жанре полемики. Пародия, сатира, иносказания, Пушкин охотно прибегал к острому слову, остроумным выражениям, каламбурам, эпиграммам, афоризмам Пушкин явно тяготел к малым формам литературной критики и публицистики. За исключением памфлетов, статьи Пушкина, как правило, невелики по размеру: от пяти страниц журнального текста до нескольких фраз. Это скорее даже не статьи, а миниатюрные заметки. В наброске статьи «О прозе» (1822) Пушкин писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозыЗаветным желанием Пушкина было, по его собственным словам, «пуститься в политическую прозу» (письмо к Вяземскому от 16 марта 1830 г.), но строгие цензурные условия не позволяли ему печатать открыто публицистические статьи Из собственно публицистических произведений Пушкина, оставшихся в рукописи, очень важны его две статьи о Радищеве В конце 1833 г. Пушкин начал работать над большим публицистическим сочинением «Путешествие из Москвы в Петербург», Первое выступление Пушкина-журналиста в периодической печати относится к 1824 г. В мае этого года в «Сыне отечества» (№18) появилась присланная из Одессы полемическая заметка Пушкина – его «Письмо к издателю «Сына отечества». В 1825 г. Вяземский привлекает Пушкина к сотрудничеству в «Московском телеграфе» Н.А. Полевого; здесь Пушкин напечатал несколько своих стихотворений. Самое острое из них – эпиграмма «Жив, жив, курилка!», направленная против «Вестника Европы», не была пропущена цензурой. Одновременно Пушкин выступает в «Московском телеграфе» с критическими статьями Начав в 1827 г. сотрудничать в «Московском вестнике» Погодина, Пушкин, однако, скоро убедился, что ему не удастся руководить журналом В 1825–1830 гг. Пушкин сотрудничал в альманахе А.А. Дельвига «Северные цветы», сначала как поэт, а после 1827 г. как критик и полемист. Дельвиг упросил цензурный комитет разрешить ему выпуск «Литературной газеты» без всякой примеси политики, и 1 января 1830 г. появился ее первый номер.«Литературная газета» выходила один раз в пять дней, на восьми полосах; каждая полоса была разбита на две колонки. Рабочая редакция «Литературной газеты» состояла из трех человек: издателя-редактора Дельвига, его помощника, литератора и журналиста Сомова, и секретаря редакции В. Щасного«Современник» и был дозволен как литературный сборник, выходящий четыре раза в год. Внешним видом он напоминал альманах, имея всего два отдела – «Стихотворения» и «Проза». В «Современнике» помещались не только художественные произведения, критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, но и такие статьи, в которых затрагивались вопросы современной политики (конечно, не прямо, а «обиняками»), экономики, отечественной истории, культуры и просвещения, велась острая полемика с реакционным «журнальным триумвиратом». При жизни Пушкина вышли все четыре тома «Современника», высокий гонорар.
|