Студопедия — Диалектика как философское учение о развитии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диалектика как философское учение о развитии






Диалектика – первоначально искусство вести беседу, рассуж­дать. Затем диалектика рассматривалась как инструмент решения политико-правовых и этических вопросов, превратилась в метод поиска истины (Сократ), в метод анализа и синтеза понятий (Платон). В современном понимании – теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Противоречие – категория, выражающая внутренний источник всякого развития.

Закон – внутренняя, существенная, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Детерминизм – утверждает всеобщую взаимосвязь и взаимную обусловленность всех явлений.

Индетерминизм – противоположность детерминизма, отрицает причинную обусловленность явлений.

Движение и развитие

Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человека. Для философского мышления важное значение имеет исходное определение самого понятия «развитие».

Развитие – это высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. В этом проявляется один из основных признаков развития – качественный характер изменений.

Развитие характеризуется своей неотрывностью от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре. Структура объекта представляется совокупностью функциональных связей и зависимостей, для которых характерна необратимость развития, т. е. возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее.

В отличие от явлений движения развитие представляет собой самодвижение объекта и возникает в результате противоречивой борьбы старого с новым. Развитие характеризуется определенной направленностью. Это не повторение старых качественных состояний, не движение по кругу, хотя преемственность имеется. Развитие совпадает с поступательным движением к более развитому и совершенному. В этом смысле выделяют прогрессивное и регрессивное развитие объекта по восходящей и нисходящей линиям развития.

Итак, признаками развития являются: качественный характер изменений, их необратимость, направленность, что позволяет сформулировать исходное определение понятия «развитие» – это направленные, необратимые качественные изменения системы.

Диалектика и метафизика

На протяжении длительного развития философии и науки складывались и формировались два взгляда, два направления в понимании сущности развития. Одно направление рассматривает мир в состоянии покоя, в статике, другое – в динамике. Возникли и сформировались две концепции развития – метафизика и диалектика.

Метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией, но метафизика на многие сходные вопросы смотрит с позиций, про­тивоположных диалектике. Можно выделить следующие конкретные отличия метафи­зики от диалектики:

– по вопросу о причине движения – согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

– по вопросу взаимосвязи количества и качества – сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мне­нию, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется бла­годаря качеству (т. е. само по себе улучшается, ухудшается);

– по вопросу направленности движения, развития – если диалектика считает, что развитие происходит главным образом по восходящей спирали, то метафизика при­знает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленно­сти развития;

– в системе мышления – если диалектический способ мышления идет по пути «тезис–антитезис–синтез», то метафизический опирается на формулы «или–или», «если не то, значит это», т. е. метафизическое мышление негибкое и однобокое;

– в отношении к окружающей действительности – диалектика видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика – однообразно, по принципу «черное–белое»;

– в отношении к познанию – согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения к абсолютной истине через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин; согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;

– в отношении к окружающему миру – диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, а метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретиче­ские системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения свя­заны с пониманием вопросов причины движения, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, отношения к окружающему миру. Метафизика основывается на статической картине мира, в которой бытие и его многообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии.

Однако не сле­дует думать, что метафизика – сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления диа­лек­ти­че­ско­му.

В XX в. получила развитие так называемая негативная, или неклассическая, диалектика. Она разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на ок­ружающий мир. Неклассическая диалектика развивается в неомарксизме, экзистенциализме и других течениях. Основоположниками и видными представителями негативной диалектики являлись Т. Адорно (1903–1969), Ж.-П. Сартр (1905–1980). Можно выделить главные идеи негативной диалектики:

– диалектика должна постоянно в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все отрицать;

– новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергать­ся критике, поиску еще более нового (т. е. диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

– негативная (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;

– отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеа­ла), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

Метафизика и негативная диалектика являются самостоятельными, разработан­ными теориями, противоположными диалектике. Наряду с ними существуют философ­ские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся само­стоятельными теориями. К ним относятся эклектика, софистика, догматизм, релятивизм.

Виды диалектики

Диалектика, как и метафизика, имеет свою историю. Термин «диалектика» первоначально получил распространение в древнегреческой философии как искусство вести беседу, рассуж­дать. Основателем диалектики как строгого учения является Г. Гегель. Марксизм переосмыслил диалектику в материалистическом плане.

Таким образом, можно выделить три исторические формы диалектики: стихийную, идеалистическую, материалистическую [34].

Стихийная диалектика в наиболее четкой форме была выражена в Древней Греции в рассуждениях Гераклита. Согласно основным положениям его натурфилософии, диалектика характеризует не только об­ще­ст­венную жизнь древнегреческого полиса и познавательную деятельность человека, но и мир в целом. Космос, который он представлял в образе «вечноживого огня, мера­ми вспыхивающего и мерами затухающего», текуч, изменчив, подвижен. Все, что в нем существует, каждый миг изменяется, переходит в свою противоположность. Гераклит считал, что все развивается, а источником развития является единство противоположностей.

Несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской концепции изменчивости, неустойчивости, неопределенности существующего (смена времен года, рождение и смерть живого и т. п.), в противовес ей в элейской школе (Парменид, Зенон и др.) была выдвинута концепция неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. Элеаты акцентировали внима­ние на прямо противоположном: в смене времен года их последовательность из года в год одна и та же, направленность человеческой жизни неизменна из поколения в поко­ление – от рождения к смерти. Таким образом, сущность бытия коренится в неизменности, устойчивости, статичности.

Развитие философии и науки Античности расширило сферу применения диалектики. Благодаря философским поискам древнегреческих мыслите­лей диалектика как инструмент решения политико-правовых и этических вопросов превратилась в метод поиска истины. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в споре. У Сократа метод раскрытия противоречий назывался майевтикой. Платон понимал под диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего – идей, движение мысли от низших понятий к высшим, т. е. метод анализа и синтеза понятий.

Мыслители более поздних эпох открывали и разрабатывали различные грани диалектики. Так, Аврелий Августин (IV в.) учил о необратимости времени, а значит, и о необра­тимости изменений. В XVII–ХIХ вв. возникают идеи о естественной истории, т. е. об автономных, не зависящих от Бога, направленных и необратимых изменениях в при­роде и обществе (Ж. Бюффон, И. Кант, Ж. Ламарк, И. Лайель, Ч. Дарвин и др.).

Предельные основания идеи развития, проявившейся в разных науках (космоло­гия, геология, биология, человеческая история) в виде эволюционных концепций, бы­ли философски осмыслены в трудах представителей немецкой классической филосо­фии и прежде всего в сочинениях Г. Гегеля. Гегелевская диалектика идеалистична. Диалектику Г. Гегель противопоставил метафизике – методу мышления, который берет вещи как неизменные, неразвивающиеся, не связанные друг с другом, а понятия этих вещей – как рассудочные определения. Под диалектикой Г. Гегель понимает метод познания, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязь явлений, вещей, процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. В работе «Наука логика» Г. Гегель рассматривает взаимосвязи и переходы понятий друг в друга, которые выражают развитие мирового духа, диалектику абсолютной идеи. По Г. Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, которая в процессе саморазвития стремится к самопознанию. Все движение протекает по «разумным» законам диалектики.

Критикуя концепцию Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс доказывают, что диалектический метод Г. Гегеля, вступая в противоречие с идеалистической системой его философии, во многом теряет свой революционно-критический дух. Сторонники марксизма (К. Маркс и Ф. Энгельс) стараются преодолеть идеалистическую ограниченность предшествующей диалектики и переосмысливают ее в материалистическом плане, тем самым разрабатывают материалистическую диалектику. Под диалектикой К. Маркс и
Ф. Энгельс понимают действие, направленное на преобразование общества. Развитие, по мнению марксистов, – это виток, повторяющий пройденные уже ступени, но на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие по спирали, а не по прямой, развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное и т. д. Смысл марксисткой диалектики не в том, чтобы объяснить мир, интерпретировать его, а в том, чтобы изменить его, стать теорией изменения, развития и отрицания старого общества и утверждения нового, коммунистического общества. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают развитие как атрибут материи, главным источником развития являются противоречия в материальной сфере жизни общества.

Таким образом, марксистская диалектика утверждается как учение о законах развития действительности, а не только одного лишь мышления.

Следует различать диалектику объективную и субъективную. Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном обществе как едином целом. Субъективная диалектика есть само диалектическое мышление – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

В современном понимании диалектика – это теория развития; метод познания вещей и явлений (действительности) в их развитии. Как метод диалектика ориентирует человека в его познавательной деятельности, в которой используются диалектические принципы. Как теория, диалектика обосновывает динамическую картину мира, представляя его как прогресс, где все явления находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, изменении и развитии. Этот процесс находит отражение в основных принципах диалектики (как учении о развитии) – принципе всеобщей связи и взаимозависимости явлений и в принципе развития.

Принципы диалектики

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Диалектика утверждает, что все в мире взаимосвязано, взаимообусловлено. Связь представляет собой отношения между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, прямые и обратные, главные и второстепенные, явные и скрытые и другие формы связи. Все виды связи взаимодействуют между собой. Для реализации той или иной связи необходимы определенные условия. Они различны для различных систем. Например, гравитационная связь возможна лишь при условии определенного расстояния между объектами.

Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики, вокруг которого группируются все ее элементы, с разных сторон раскрывающие развитие. Материалистическая диалектика считает, что развитие объективно, материально, так как развивается сам объективный мир, а сознание лишь отражает это развитие. Поскольку в мире развивается все, то развитие всеобще, объективно, необратимо, обязательно включает качественные изменения. Развитие противоречиво, оно представляет собой неотъемлемое, коренное свойство действительности. Все это находит выражение в принципе развития.

Наряду с принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным принципом философского учения о бытии. В своем историческом развитии принцип детерминизма прошел два этапа – этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сути. Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга. Детерминизм включает в себя различные виды детерминаций: причинно-следственную связь, функциональную связь, связь состояний, целевую детерминацию и пр. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный (как Космос) или произвольный, неупорядоченный (как хаос) характер [31, ч. 2].

Противоположность детерминизма – индетерминизм. В истории философии известны два вида индетерминизма: 1) «объективный», отрицающий причинность как таковую; 2) идеалистический, отрицающий объективный характер отношений детерминации, объявляющий причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира.

Диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Принципы диалектики – фундаментальные положения, раскрывающие ее смысл, пронизывающие всю ее структуру. Наиболее общими принципами диалектики как метода являются:

– принцип объективности, который предполагает рассмотрение действительности такой, какой она является на самом деле;

– принцип системности, который конкретизирует принцип объективности, но вместе с тем направляет внимание на анализ, неотрывный от синтеза. Этот принцип ориентирует мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности системы, а также необходимых связей рассматриваемого предмета;

– принцип историзма, базирующийся на представлениях о сущности развития, прогрессе, синтезировании, взаимосвязи качества и количества, причинности и т. п.;

– принцип восхождения от абстрактного к конкретному, способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное. Конкретное выступает в качестве синтеза, системы определений. Каждое определение отражает отдельную сторону, свойство, оно абстрактно. В процессе синтеза все новых определений мы восходим от абстрактного знания к конкретному. Конкретное в мышлении отражает существенные стороны изучаемого явления и их связи. Но в процессе восхождения наших знаний от абстрактного к конкретному на каждом отдельном этапе совершается сложный диалектический переход от конкретного к абстрактному – процесс выделения, абстрагирования отдельных связей, отношений, свойств;

– принцип единства логического и исторического. Познание объектов действительности предполагает изучение становления и развития объекта, т. е. его истории. Это возможно двумя методами: историческим, воспроизводящим все детали действительного исторического развития, и логическим, который также воспроизводит историю, но в ее главных, существенных чертах.

Каждый принцип диалектики находит свою конкретизацию в законах диалектики.

 

Законы диалектики

 

В понятии закона любой науки мыслятся такие связи и отношения предметов действительности, которые характеризуются признаками объективности, существенности, всеобщности, устойчивости и повторяемости. Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений. По степени распространенности за­коны делятся:

1) на универсальные, или всеобщие, действующие во всем мире, т. е. в материальной и идеальной сферах. Эти законы исследуются философией. Всеобщие законы – это законы диалектики;

2) общие – законы, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением (например, закон сохранения энергии);

3) частные, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы электричества, экономические законы, законы логики и т. д.).

Различают динамические и статические законы. Динамический закон – это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Статическая закономерность характеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого целого.

Особенностью законов диалектики является то, что из всех известных человече­ству законов по степени распространенности к первой из указанных групп относятся только они. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений. Всеобщность диалектических законов заключается в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Другую особенность законов диалектики образует их вероятностная, статическая природа. При этом обнаруживается их системный характер:

1) как взаимозависимые элементы структуры мира они характери­зуют сущностные стороны процессов развития;

2) как взаимосвязанные элементы процесса познания они образуют и характеризуют основные ступени, стадии и стороны познания мира.

Поскольку любой закон выражает отношение, то и диалектические законы предполагают соотносящиеся стороны. Будучи предельно общими, они регулируют отношение между универсальными и всеобщими сторонами и свойствами вещей и явлений мироздания. Такие стороны и свойства действительности отображаются с помощью философских категорий, которые представляют собой предельно общие понятия, от­ражающие свойства и отношения природы, общества и мышления. Категории диалек­тики не только выражают фундаментальные свойства мира, но и выступают как ступе­ни его познания. Основные законы развития мира раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в нем. Их содержание выражается через взаимосвязь соответствующих категорий, их координацию и субординацию.

Источник саморазвития детерминирует закон единства и борьбы противоположностей. Исходными категориями этого закона являются тождество, различие, противоположность, противоречие.

Тождество отражает постоянство предмета, его относительную устойчивость. Однако предмет постоянно изменяется, т. е. нарушает установившееся равенство самому себе, что проявляется в различии.

Различие – отражает изменчивость предмета, несходство его сторон. Тождество и различие не существуют друг без друга. Например, два атома одного элемента тождественны и в то же время различны (изотопы, ионы и т. д.). Чем сложнее форма движения материи, тем большую роль играют различия. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Противоположности – это различия в явлениях, предметах, сторонах, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга.
Например, в атоме существуют положительно и отрицательно зараженные частицы, в живой природе – наследственность и изменчивость, в общественной жизни – имущие и неимущие.

Отношения между противоположностями есть противоречие. Противоречие есть понятие для обозначения отношения между сторонами, тенденциями целого предмета, при котором они взаимополагают, взаимообусловливают, взаимоотрицают друг друга. Противоречие можно классифицировать по характеру возникновения (необходимые – случайные), по месту в системе (внутренние – внешние), по роли в развитии (основные – неосновные), по типу (антагонистические – неантагонистические).

С точки зрения диалектики внутренние противоречия являются источником развития, самодвижения вещей. Однако любому предмету или системе внутренне присуще множество противоречий. При этом одно из противоречий является основным для данной системы, а все остальные зависят от него. Основное противоречие определяет собой все остальные противоречия данной системы, а следовательно, и развитие системы в целом. Критерии основного противоречия:

– основное противоречие является «сквозным», оно присуще предмету с момента его возникновения до момента его исчезновения, перехода в новое качество;

– основное противоречие наиболее глубоко выражает сущность явления, пронизывает все остальные внутренние противоречия данной системы.

От основного противоречия следует отличать главное противоречие, которое играет решающую роль на данном этапе развития явления.

Итак, мир предстает перед нами как единый, состоящий из противоположностей. Противоположности, составляющие противоречия, стремятся преодолеть друг друга. Борьба противоположностей в едином и есть та сила, которая заставляет развивать природу, общество и мышление.
Закон противоречия детерминирует ис­точник саморазвития и самодвижения предмета как имманентного ему. Поэтому он за­нимает центральное место в диалектике, являясь ее сутью, «ядром».

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Качество есть определенность предмета, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических свойств, характеристик, черт сходства с другими предметами. Предмет может изменять свои свойства, терять их, но оставаться в данном качестве.

Количество – это степень развития данного качества, это такая определенность предмета, которая в известной мере безразлична данному качеству. Количественно мы можем сравнивать качественно однородные предметы. Количество находит свое воплощение в величине – числе, объеме, размерах, в степени выраженности и интенсивности развития свойств элемента.

Количество, как и качество, есть всеобщая категория. Это означает, что любое явление в любой точке своего функционирования и развития имеет соответствующие качественные и количественные характеристики. До определенного момента количественные изменения вроде бы не отражаются на его качестве. Однако существует объективное, хотя далеко не всегда видимое единство количественных параметров и качественных характеристик предметов. Для обозначения этого единства Г. Гегелем была введена категория меры.

Мера – это допустимый интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качество. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества.

Суть закона выражает взаимосвязь, в силу которой мелкие, незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, на определенной ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения. И наоборот, новое качество порождает новые количественные характеристики предмета, возникает его новая мера.

В природе, обществе и мышлении развитие идет не иначе как путем количественного прибавления либо убавления материи или движения.
Количественные и качественные изменения отличаются друг от друга по характеру своего протекания. Количественные изменения происходят постепенно и непрерывно, качественные – в виде скачка. Скачок – это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.

Итак, согласно этому закону качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигнет известного предела.

Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития; куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Его сущность проявляется в том, что всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неотделимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.

Что же собой представляет отрицание? Мир находится в постоянном развитии. Замена старого новым есть развитие, а преодоление старого новым есть отрицание. Отрицание не привнесено в предмет извне. Отрицание есть результат собственного, внутреннего развития предмета. Предметы и явления, развиваясь на основе внутренних противоречий, сами создают условия для отрицания, для перехода в новое качество.
Поэтому отрицание есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, есть результат саморазвития предмета.

Различают три вида отрицания.

1. Формально-логическое отрицание, которое не отражает процесс развития. Например, «Чины людьми даются, а люди могут ошибаться»

2. Метафизическое отрицание, где отрицание понимается как простое уничтожение предмета; отрицать – значит сказать «нет».

3. Диалектическое отрицание представляет собой момент развития, обусловливает само развитие. Диалектическое отрицание характеризуется двумя моментами: оно есть условие и момент развития; отрицание есть момент связи нового со старым.

Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необхо­димые положительные моменты последней. Закон отрицания отрицания в целом обусловливает прогресс. Развитие ведет к прогрессу по восходящей спирали. Для прогресса характерна необратимость развития, т. е. развитие не может быть повернуто вспять, от высшего к низшему. Закон отрицания отрицания характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как сложный, спиралевидный процесс.

В полном объеме принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия.

 

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 4121. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия