Общая характеристика современных представлений о соотношении государства и общества
Когда говорят о государстве, очень часто его понимание сводят к обществу. Государство называют особой организацией общества или специфической формой политической организации общества. Связь этих понятий - государство и общество - бесспорна; отделить одно от другого подчас представляется довольно сложной задачей. Однако знака равенства между государством и обществом поставить нельзя. Государство выступает инструментом, который организует конкретное общество при помощи суверенной публичной власти и специального аппарата. Из множества разработанных в истории общественно-политической мысли теоретических концепций, раскрывающих механизм взаимодействия государства и общества, особое место занимают классическая либеральная модель, воплощенная в англо-американской политической практике, и этатистская (от франц. "etat" - государство), оказавшая наибольшее влияние на политическое развитие европейских государств. В классической либеральной модели взаимодействия государственной власти и общества в качестве первичных, определяющих элементов выступают гражданские права и свободы, а государству отводится роль политического института, выполняющего преимущественно регулятивные функции. Эта англо-американская политическая модель строилась на отстаивании идеи свободы человека и неотъемлемости, неотчуждаемости его естественных прав. Противопоставляя человека (общество) государству, ее сторонники (Т. Гоббс, Т. Джефферсон, Д. Локк, Д. Мильтон, Б. Франклин) цель и предназначение государственной власти видели в обеспечении "всеобщего блага", всяческой защите интересов человека. Согласно этатистской концепции государство выступает как целостный социальный организм, как политическое и нравственное целое, как основа функционирования и взаимодействия политического механизма и индивидов. Приверженцы этой так называемой "европейской" модели политического развития (Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Г.В.Ф. Гегель), несмотря на содержательную неоднородность их учений, считали, что объединение людей в общество, социум возможно исключительно посредством механизма государственной власти. Если исходить из первой концепции, противопоставление государства и общества кажется естественным, в "европейской" концепции заметно проводится частичное отождествление этих явлений. Собственно отношения "противопоставления-тождества" и характеризуют эти две категории во все время общественно-исторического процесса, когда они рассматриваются в паре. Практика развития государств в современном мире все больше демонстрирует тенденцию к сближению государства и общества. Наиболее приветствуемыми в характеристике современных государств являются такие черты, которые в должной мере учитывают и обеспечивают интересы общества. Это - приверженность во внешней и внутренней политике демократическим ценностям, таким как власть народа, господство права, разделение властей, политический и идеологический плюрализм, социальная справедливость и др. В государствах активно развиваются процессы демократизации (вовлечение широких народных масс в решение политических дел), коллективизации (возложение отдельных государственно-управленческих функций на объединения граждан), социализации (установление в государственной практике социальных приоритетов). Усиление демократических начал обнаруживается не только в том, что государства начинают больше ориентироваться на обеспечение интересов общества, народа, но и в том, что народ выступает "творцом" государства: посредством народного волеизъявления происходит смена партий у власти; на референдумах, плебисцитах решаются принципиальные для государственного развития вопросы, результаты опроса общественного мнения, анкетирования ложатся в основу разработки общенациональных концепций развития; функционируют институты самоуправления народа. Направление коллективизации в жизни современного государства проявляется, в частности, в том, что на развитии политико-государственных процессов заметно сказывается влияние объединений неполитического характера - профессиональных и иных корпоративных союзов, мо лодежных, женских организаций, разнообразных неформальных объединений граждан. Государственная власть принимает решения, испытывая известное давление "коллективного элемента". Он же - "коллективный элемент" - включается в процесс принятия важнейших государственных решений: главы государств специально для этих целей формируют советы из высших должностных лиц государства, наиболее авторитетных и заслуженных граждан (советы при президенте, главе правительства), решение некоторых вопросов государственного ведения на определенных территориях вверяется собранию заслуженных лиц (советы старейшин и т.д.). Процессы социализации в современных государствах - это не только закрепление в основных законах и конституционных актах определения государства как "социального", но и приоритетное обеспечение таких направлений социального развития, как гарантированный бесплатный минимум образовательных, медицинских услуг, установление минимального прожиточного уровня и уровня минимальной заработной платы, организация труда и управление трудовыми отношениями. Государство и общество, конечно, могут быть охарактеризованы как вполне обособленные политические явления современного миропорядка. Государству свойственны определенная внутренняя структурированность, наличие организационных качеств, а также отлаженных механизмов, обеспечивающих необходимую централизацию в управлении. Осуществление государственно-властных функций обеспечивается специально подготовленным бюрократическим аппаратом, ответственным за правильность принимаемых решений, их полезность с точки зрения ближайшей и отдаленной перспектив. В государствах современного мира сочетаются бюрократический (или технократический) способ постановки задач и исполнения принимаемых на государственном уровне решений с принятием самих решений в процессе демократических процедур демократическими институтами. Технократия как явление современной политической жизни указывает на растущую тенденцию привлечения к подготовке и обоснованию принимаемых важнейших государственных решений технических специалистов высшей квалификации, которые часто, будучи членами разнообразных советов при главах государств, главах правительств, имеют больший вес при подготовке решений, чем чиновники или политические деятели. Вместе с усилением демократических начал в жизни современного государства и общества, возрастанием значения преимущественно регулятивной функции государства демократической тенденцией выступает саморазвивающееся и саморегулирующееся общество. Многие стороны жизни общества не нуждаются в жесткой нормативной регламентации, не требуют установления правовых норм, участие государства в них в силу естественного развития не предполагается. Государство-организатор и государство - социальный арбитр приходят на смену государству-администратору и "государству-дубине". Государство-арбитр действует в интересах социальных групп, имеющих наибольшее влияние на население, осуществляет социальную защиту наиболее нуждающихся общественных групп, обеспечивает посредничество в обеспечении развития всего общества, всех его слоев, предупреждая социальное противоборство, сглаживая общественные антагонизмы. Нынешние прогрессивные тенденции в политическом развитии государств, соответственно современным представлениям об общечеловеческих ценностях, находят воплощение в следовании таким принципам, как: конституционализм; парламентаризм; гуманизм во взаимоотношениях человека и государства. Конституционализм и парламентаризм, кроме того, выступают как важнейшие институты государственности. Содержательно они обозначают две стороны одного явления - участие представителей от народа в осуществлении государственной власти; народное представительство выступает как канал связи государства и общества. Сущность парламентаризма состоит в гарантированном государством обеспечении участия населения в отправлении государственной власти посредством выборного представительства в законодательном органе страны. Конституционализм указывает на закрепление в высшем законе государства обязательного народного участия в правотворческой деятельности законодательного органа государства.
Вопрос_38. Социальное государство: понятие, содержание, формы деятельности. Одним из признаков современного государства является утрата им жесткой классовой организации. Различные классы постепенно растворяются в общей социальной организации гражданского общества, возникает все больше возможностей для перехода людей из одного класса в другой. Государство перестает быть орудием обеспечения классового господства, а, следовательно, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер. На смену эксплуататорскому, приходит социальное государство. Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.). Неотъемлемым элементом социального государства является парламент, в котором равноправно представлены все социальные группы населения данного государства. Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Дело в том, что современное государство - это рыночное государство. Суть рыночной экономики сводится к свободному товарообмену, признанию незыблемости частной собственности и законных интересов собственника, свободе труда и частного предпринимательства. В условиях рыночной экономики основным регулятором общественных отношений выступают законы рынка, и главный из них - закон соотношения спроса и предложения. В соответствии с этим законом формируются цены на товары и услуги, в конечном счете - определяется уровень жизни населения страны. Падение спроса на отдельные товары заставляет предпринимателя повышать качество продукции, снижать затраты на ее изготовление, поддерживать развитие науки и техники путем создания новых, более современных, пользующихся большим спросом изделий и продукции. Примером такой погони за удовлетворением потребительского спроса в современном государстве служит, например, развитие автомобильной промышленности в ведущих странах мира (США, Японии, ФРГ, Италии, Франции и др.). Но парадокс современного общества состоит в том, что рыночные отношения развиваются тем лучше, чем меньше государство ограничивает свободу участников этих отношений. Однако в рыночных отношениях (частном предпринимательстве) участвуют далеко не все члены общества. Значительная часть населения страны продолжает работать в так называемой бюджетной сфере экономики, то есть в учреждениях и организациях, содержащихся за счет государства. В разных странах количество людей, занятых в этой сфере, различно. Но есть такие сферы общественной жизни, которые не могут быть переданы в область частных интересов: охрана общественного порядка и борьба с преступностью (организация и содержание полиции, судов, тюрем), оборона страны (комплектование армии, производство отдельных видов вооружения) и некоторые другие сферы общественной жизни. Есть также категории населения, которые не могут быть участниками рыночных отношений не по причине их занятости в бюджетной сфере, а в связи с их общей неспособностью к занятию производительным трудом наряду с другими гражданами. Речь идет о названных выше социально незащищенных категориях населения: детях, инвалидах, престарелых. В интересах этих людей, а также в целях содержания бюджетной сферы производства государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы от наиболее состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изымая средства на пополнение государственного бюджета. Таким образом, в условиях современного социального государства сохраняется традиционная внутренняя функция государства - сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Думается, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такого типа государствам. Однако тенденция к этому прослеживается хотя бы в попытках конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства данного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству. Выполняет социальное государство и целый ряд традиционных регулятивных и охранных функций: поддержание общественного порядка, наказание преступников, разрешение споров и конфликтов, защита от внешней опасности и др. Однако соотношение функций охранных (подавления) и регулятивных по сравнению с эксплуататорским государством меняется в сторону расширения последних и сокращения первых (см. гл. 2 настоящей части). Таким образом, современное социальное государство - это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров, деспотических режимов и международно-террористических организаций, нарушающих права и свободы собственных народов. В связи с анализом сущности социального государства представляется необходимым обратиться к рассмотрению государства социалистического, до недавнего времени существовавшего в нашей стране. Несмотря на этимологическую близость названий этих государств, их сущность представляет собой яркую противоположность, хотя исторические корни их происхождения имеют некоторую близость. Одним из признаков вступления человечества в эпоху цивилизованного развития явились попытки сознательного преобразования общественного и государственного устройства в соответствии с определенными теоретическими концепциями, созданными учеными-философами, юристами, теологами и др. Начиная осознавать пороки и недостатки эксплуататорского государства, отдельные выдающиеся представители науки пытались создать концепции, направленные на совершенствование человеческой жизни, устранение недостатков в развитии основных ее институтов. Одной из концепций такого развития стало социалистическое учение. Зародившись почти одновременно в различных странах (Франции, Италии, Германии, Великобритании), это учение имеет множество школ, оттенков, самостоятельных ветвей и направлений развития. Одной из наиболее своеобразных моделей общественного развития в рамках этого учения в современных условиях является так называемая шведская модель социализма. Значительным своеобразием отличалась так называемая советская модель, длительное время существовавшая в СССР и странах Восточной Европы. Теоретическая модель социалистического государства восточноевропейского типа была заложена работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавшими идею построения единого общепланетарного государства трудящихся, первыми шагами которого были установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии, отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной собственностью, исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечной целью общественного развития, по К. Марксу, было построение коммунизма, то есть такого общественного строя, основой которого явилась бы высочайшая производительность труда, обеспечивающая распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями. Одним из фундаментальных недостатков данной теории было то, что, дав блестящую критику современного им домонополистического капиталистического общества и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс лишь в общем плане наметили прообраз будущего общественного устройства, не показав путей его реального достижения. Их теория страдала и целым рядом существенных недостатков принципиального характера. Так, причиной эксплуатации человека человеком эти философы считали наличие частной собственности. Они отрицательно относились к федеративному устройству государства, проповедовали идею отмирания ("засыпания", по образному выражению Ф. Энгельса) государства и т.д. Причиной этих ошибок явилось чрезмерное их увлечение теорией классовой борьбы, интересам которой были подчинены все помыслы этих, безусловно, выдающихся мыслителей XIX в. Существенный вклад в развитие учения К. Маркса и Ф. Энгельса внес В.И.Ленин, на практике воплотивший целый ряд идей социалистического учения, относящегося к крайне левым взглядам политического спектра. В частности, исходя из возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, В.И.Ленин создал теорию государства диктатуры пролетариата, блестяще воплотив ее в результате Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания в России - стране, слабо подготовленной не только к социалистическим, но и даже к буржуазным преобразованиям. Построение социализма в СССР сопровождалось подменой диктатуры пролетариата диктатурой партийно-государственной номенклатуры, введением уравнительного распределения доходов, созданием командно-административной системы управления экономикой, огосударствлением собственности, введением моноидеологии, ограничением демократии и т.д. Дальнейшее развитие страны шло по пути усиления авторитарного режима, вульгаризации социалистических и коммунистических идей, усиления фискальных и карательных функций государства, вооруженного противостояния "идеологическим" противникам в лице "капиталистических" стран, превращения государства в авторитарно-эксплуататорское. В то же время большинство стран мира идет по пути реализации социалистических идей, но не левацкого, а либерально-демократического толка (лат. libere - свободный). Сама по себе социалистическая идея привлекает к себе все больше сторонников, о чем можно судить по расширению политического представительства социалистических партий в парламентах и правительствах развитых стран мира. Однако существенное отличие описанного выше социального государства от социалистического, особенно "советского" типа, состоит именно в наличии либерально-демократической модели развития. Либерально-демократическое общество основано на невмешательстве государства в жизнь человека и всего гражданского общества в целом. Одним из его принципов является идейный и политический плюрализм, в соответствии с которым граждане вправе самостоятельно осуществить демократический выбор того политического режима и типа общественного устройства, который им в наибольшей степени по душе. Возможность подобного выбора позволяет скорректировать недостатки, имеющиеся в любой (не только в социалистической) модели общественного и государственного развития, подчинить государство через институты непосредственной и представительной демократии интересам всего общества, всего народа. Естественно, что чем более демократическим и свободным является общество, тем более сильным, устойчивым и стабильным должно быть государство, обеспечивающее нормальное его существование и защиту. Однако такое государство не может не быть социальным, демократическим, правовым (перечисленные признаки более подробно будут рассмотрены ниже).
|