Культура допетровской Руси
Обучение грамоте. Круг чтения. Процент грамотных по стране медленно, но увел. Ещё в первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности или малой грамотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе – центру уездного упр-я. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди, как правило, грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было ещё немного. Немало грамотных имелось на посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знание письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у “мастеров” из священников и дьяков, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей. Учили прежде всего по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 был издан букварь В. Бурцева; грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого; в конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета – таблицу умножения. Значит. расшир. круг чтения. Среди книг были и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания. От иноземцев русские перенимали навыки в области архитектуры и живописи, обработки золота и серебра, военного и металлургич. произв-ва, в иных ремеслах и художествах. Обучались языкам – греческому, латинскому, польскому и прочим. Научные знания. Русские слав. как мастера обработки металла, литейного дела. В 1615 русский мастер изгот. первую пушку с винтовой нарезкой. Хорошо в России отливали колокола. Столь же успешно и надежно владели русские мастера строит. техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных. При устройстве водяных мельниц и железоделательных и иных мануфактур исп. водяные двигатели. Русские пишут практические руководства, в кот. обобщают накопленный опыт, дают наставления по описанию земель, подъему соляного раствора с большой глубины, военному делу, по изготовлению красок, чернил и др. Подобные пособия давали зачатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии и иным наукам. В травниках, своего рода лечебниках, описывают свойства разных трав, дают рекомендации по лечению ими болезней. Знание астрономии было необх. для хоз. деят-ти, для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. Расшир. географ. знания, представления о России, её территории и проживающих на ней народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока. На рубеже VII и VIII вв. появ. общая карта государств, основ. на чертежах отдельных его регионов. Географ. сведения “поверстных книг” давали ямщикам возможность исчислять прогоны. В них были перечислены дороги от Москвы в др. города и уезды, селения по пути следования, расстояния между ними. Упоминались и важнейшие города за рубежом. Ещё большее распр-е получ. историч. сочинения – летописные своды, повести, сказания и др. памятники предшествующих столетий. В VII в. к ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания. Фольклор. Фольклорный материал заполняет многочисленные литер. сборники историч., церковно-литургического содержания, сборники песен и “крюков” (крюковые ноты), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки – волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке, Стеньке Разине. Сборники пословиц и поговорок этого времени дожили и до нашего времени, например: “Баснями соловья не кормят”, “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”. Архитектура. Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры VII в. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества. Деревянное зодчество, тесным образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отлич. реализмом и функциональной целесообразностью. Осн. элементы деревянного зодчества – квадратный сруб (клеть) с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени м/у клетями, крыша, двери и окна – устойчиво бытовали столетиями, перешли и в каменные здания. Русские плотники и каменщики работали с большой изобретательностью и худож. выдумкой. Их постройки отлич. прочностью и конструктивным совершенством. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры стал дворец в Коломенском (1667-1668), разобранный “за ветхостью” столетие спустя, при Екатерине II. Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 20-х гг. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля. Одна за др. по всей стране строятся шатровые церкви и соборы – Архангельский собор в Нижегородском Кремле, церковь Покрова в Медведкове и др. В них заметно стремление к нарядности и декоративности, камерности интимности. Эти черты постеп. нарастают и в культовом, и в гражданском зодчестве. В городах бояре, дворяне и купцы строят каменные палаты, все более “узорчатые”, особенно во второй половине столетия. Таковы дома бояр Голицына и Троекурова в Москве, Коробова в Калуге и др. В VII в. оформляются знаменитые комплексы Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего, Симонова и многих др. монастырей. В архитектуре заметны стремление к реализму, использование народных традиций, идущих из глубины веков. Изобразительное искусство. Те же черты можно отметить в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский нац. стиль выраб. новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с её мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин – наиб. знамен. её представители, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников. Реалистич. тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками русские мастера проводили и при росписи церквей. Черты реализма появл. и в портретном жанре. Театр. Театр возник при дворе, и он д.б. противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки: вместо народных сцен – пьесы на библейские, историко-географические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого, -напыщенный, тяжеловесный язык. Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А.С. Матвеева поручил в 1672 орг-ю театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев, потом появ. актеры из русских; вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы. После кончины царя (1676) театр закрыли, и он более не возобновлял свои постановки.
|