Культура как общественное явление и объект изучения науки
Культура как общественное явление и объект изучения науки 1 Методы культурологических исследований. 2 Происхождение и смысл термина "культура". 3 Понятие культуры, культура и цивилизация
Литература: 1. Антология исследований культуры: В 2 т. СПб., 1997. Т. 1. 2. Гуревич, П.С. Культурология: Уч. пособие. М., 2000. 3. Иконникова, С.Н. История культурологии. СПб., 1996. 4. Кармина А.С. Культурология. СПб., 2003. 5. Кононенко, Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. М: ИНФРА-М., 2002. 6. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2005. 7. Культурология: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998. 8. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. M.: Академический проект; Екатеринбург Деловая книга, 2002. 9. Левяш, И.Я. Культурология. Минск, 2002.
Культурология как наука о культуре возникла в середине ХХ в. в ответ на необходимость систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и лиц, стилей поведения, мышления и искусства. Происхождение термина "культурология" принято связывать с именем американского культурного антрополога Лесли Алвина Уайта, который предложил название для новой науки о культуре. Именно он в своих трудах «Наука о культуре» (1949), "Эволюция культуры" (1959), "Понятие культуры" (1973) обосновал необходимость выделения этой отрасли знаний в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы. Он совершил попытку выделить предмет исследования, отграничил его от предметов смежных с нею наук, к которым относил психологию и социологию. По мнению Уайта, предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. В нашей стране термин "культурология" закрепился с начала 1990-х годов, когда эта дисциплина заменила исторический материализм и научный коммунизм, тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учебной дисциплиной в вузах. Культурология является комплексной социогуманитарной наукой.
1. Методы культурологических исследований: – генетический (позволяет понять тот феномен, который нас интересует с точки зрения его возникновения и развития. Другими словами – это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры невозможен); – компаративный (сравнительный – требует сравнительно-исторического анализа различных культур или каких-либо конкретных отраслей культур в определенном временном промежутке. При этом обычно сравниваются подобные элементы различных культур, что дает возможность показать их специфику); – системный метод (предлагает рассматривать культуру как универсальное свойства общества. Культура в целом, а также любой культурный феномен с точки зрения системного подхода представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем. Этот метод ориентирован на изучение конечного результата культуры – материальных и духовных ценностей. Кроме этого, анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сравнить ее с другими социальными явлениями, оценить ее роль в жизни общества); – структурно-функциональный (рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет служебную роль в общей системе регулирования общественной жизни. Кроме этого появляется возможность выявить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры – обеспечить специфический человеческий способ жизни и удовлетворить все потребности человека); – социологический (изучает культуру и ее феномены как социальный институт, который придает обществу системное качество и позволяет рассмотреть культуру с точки зрения конкретной целесообразности для тех или иных социальных групп. При таком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способность выражать ее интересы); – деятельностный (понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности, который реализуется в создании разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. В рамках этого подхода изучаются процессы духовного прогресса общества, саморазвития человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмы сохранения и воспроизводства культуры); – аксиологический (ценностный – заключается в выделении той сферы жизнедеятельности человека, которую можно назвать миром ценностей, которые понимаются как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. В этом случае культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей. Согласно ценностного подхода, культура является не чем иным, как реализацией целей человека, имеющих значение для его жизни); – семиотический (выходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследование. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор символов и символов, имеющих определенное содержание); – герменевтическая (характерный для большинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знаний о каком-либо феномене, сколько его понимания, потому что знания и понимание отличаются друг от друга. Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в суть процессов. Герменевтика сначала была связана с навыками объяснения сложных, многозначных текстов, в настоящее время этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов); – просветительский (гуманитарный – основанный на представлениях о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, которая имеет решающее значение для общества. Культура охватывает все стороны жизни человека. Культура рассматривается как духовное богатство общества и внутреннее достижение человека, которое основано на его постоянном стремлении к истине, добре и красоте. Через культуру человек преодолевает свою природную ограниченность и однократность своего существования, понимает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим); – биосферный (характеризуется глобальным пониманием проблем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и человеческое общество. При таком рассмотрении культура представляется закономерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете, и, возможно, во Вселенной).
|