Студопедия — Искусство Древней Руси. Древнерусское искусство, охватывающее период X—XVII веков, принадлежит к лучшим созданиям мировой художественной культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство Древней Руси. Древнерусское искусство, охватывающее период X—XVII веков, принадлежит к лучшим созданиям мировой художественной культуры






Древнерусское искусство, охватывающее период X—XVII веков, принадлежит к лучшим созданиям мировой художественной культуры. Как и все средневековое искусство, оно связано с религиозной догмой, отсюда его кано­ничность, символичность образов, условность художественной формы. Принятие православия обусловило тесную творческую взаимосвязь древнерусской и византийской художественных культур.

В 996 году в Киеве была построена первая каменная церковь, названная Десятин­ной, так как на ее содержание князь Владимир пожаловал десятую часть своих доходов. С этого времени все русские церкви представляют собой постройки так называемого крестово-купольного типа, возникшего еще в VI веке в Византии.

Десятинная церковь являлась центральным христианским храмом Киева. Она отличалась значительными размерами, была многоглавой.

Стены не штукатурились и казались много­цветными благодаря особенностям кладки. Такая кладка называ­ется смешанной и характерна для большинства построек Киевской Руси.

Внутри Десятинная церковь была богато декорирована. Мозаичные и майоликовые полы, цветные мраморы, облицовывавшие нижние части стен, фрески, покрывавшие своды и купола, золотые и серебряные сосуды, светильники, кресты, ико­ны, вывезенные князем Владимиром из крымского византийского города Корсуни,— все способствовало тому нарядно-богатому впечатлению, которое производил храм внутри.

Второй каменный храм Киева – Софийский собор. Как и Де­сятинная церковь, он принадлежит к типу крестово-купольных.

Кроме церковных каменных построек того времени, нам известны и гражданские. Центральные врата городской стены Киева назывались Золотыми не только по аналогии с константинопольскими, но и потому, что их деревянные створы были окованы позолоченной медью. В киевских храмах было много икон, как привезенных из Византии, так и созданных на Руси.

Уже в эти годы на Руси высоко ценили рукописную книгу. Первой известной рукописной книгой считается Остромирово Евангелие, написанное в Киеве в 1056-1057. Прикладное искусство Киевской Руси отличается большим разнообра­зием, высоким техническим мастерством, совершенством художественного вкуса.

Во второй половине XII века в новгородской архитектуре появляются новые черты. В это время строятся многочисленные одноглавые трехапсидные церкви. Невысокие, с маленькими редкими окнами, они удобны для отопления в условиях сурового северного климата. Это церкви Георгия в Старой Ладоге, Спаса на Нередице, Благовещения в Аркажах, Петра и Павла на Синичьей горе, Уверения Фомы на Мячине.

Монголо-татарские нашествия внезапно прекратили блестящий рас­цвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре Киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя север­ные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла. В первой половине XIV столетия в Северо-Восточной Руси начинается объединение княжеств; спустя четверть века во главе их встает Москва. Приостановленное на время в своем развитии русское искусство медленно возрождается. Его основными центрами становятся в XIV веке Новгород и Псков, а с конца столетия — Москва.

Расцвет монументальной живописи Новгорода XIV века во многом связан с именем художника, который пришел на Русь из Византии. В 1378 году Феофан расписал новгородскую церковь Спаса Преображе­ния на Ильине. Среди произведений средневекового искусства, связанных в известной степени каноном, росписи Феофана Грека выделяются своим ясно выявлен­ным индивидуальным почерком. Манера письма, резкая и смелая. Основным эмоциональным средством служит белый мазок (движки, оживки). Он далеко не всегда кладется художником в освещенных частях, но важен для выразительности образов.

Рублев+ Черный - Успенский собор во Владимире

Расцвет живописи конца XV— начала XVI века связан с творчеством Дионисия (ок. 1440 — после 1502). Для Вознесенского монастыря Московского Кремля в 1482 году Дионисий пишет икону «Богоматерь Одигитрия» (ГТГ). Замечательны его фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. К произведениям художника можно отнести две парные, одинакового размера иконы, выполненные им для Успенского собора Кремля: «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей». Обе они представляют собой тип так называемых житийных икон.

XVI век был периодом расцвета крепостного зодчества. Строятся крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Зарайска, Пскова, Смоленска, а также Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев монастыри. Возникают новые крепостные сооружения в самой Москве: Китай-город, Белый и Земляной города. В каменной архитектуре XVI века искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов. Выдающимся памятником такого типа явилась церковь Вознесения в селе Коломенском.

В иконописи конца XVI — начала XVII века получило распространение своеобразное направление — так называемая «строгановская» школа.. «Строгановские иконы», обычно небольшие по размерам, характеризуются тонкой манерой письма, почти ювелирной выписанностью деталей. Изысканная красочная гамма обильно включает золото и серебро.

 

Стиль русской архитектуры самого конца XVII века условно именуется «нарышкинское барокко». XVII век был периодом расцвета деревянной архитектуры. В оформлении храмов особое значение приобретает деревянная скульптура. Памятников этого вида искусства от XVII века сохранилось довольно много. Скульптура всегда расписывалась, причем теми же темперными красками, которые применялись иконописцами.

Русская иконопись второй половины XVII века связана с именем художника, который в своем творчестве сочетал старые традиции с новыми исканиями - Симона Ушакова (1626—1686). Он смело вводил в изображения многочисленные бытовые подробности.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 692. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия