Искусство Высокого Возрождения
Искусство Высокого Возрождения приходится на конец 15 и первые три десятилетия 16 в. «Золотой век» итальянского искусства хронологически был очень кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия. Художники Высокого Возрождения— не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.В центре их искусства, обобщенного по художественному языку, образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно. Важнейшими очагами нового искусства наряду с Флоренцией в начале 16 в. становятся папский Рим и патрицианская Венеция. Зарождение и развитие принципов архитектуры Высокого Возрождения происходит в Риме, где на почве исканий предшествующего периода складывается единый общенациональный стиль. Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 16 в. был Донато д'Анджело Браманте (1444—1514). Первая римская работа Браманте — маленький храм, так называемый Темпьетто, построенный в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро. Главное создание Браманте — проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центрально-купольного здания с симметричной композицией. Новые черты архитектуры находят выражение в творчестве Андреа Палладио (1508—1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практика-строителя второй половины 16 в. вилла Ротонда близ Виченцы (1551—1567). Подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519): · «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа» · Увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Св. Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека). ·. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля — «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте»
творчество Рафаэля (1483- 1520) создание им нового типа изображения Мадонны с младенцем, многочисленные варианты которого заслужили ему непреходящую и всемирную славу («Прекрасная садовница», Лувр, 1507), «Сикстинская мадонна» К римскому же периоду творчества Рафаэля относятся его лучшие портреты. «Донна Велата», Питти, портрет Бенедетто Кастильоне Рафаэль и в архитектуре был одним из величайших зодчих своего времени наряду со своим учителем Браманте, после смерти, которого в 1514 году он сделался руководителем постройки собора Петра.
15.Искусство Позднего Возрождения.
С 30-х годов в Италии нарастает феодально-католическая реакция. Вторая половина 16 в.— сложный переходный период в искусстве, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономического кризиса, нарастанием феодально-католической реакции в культуре осуществляется постепенный переход от художественных идеалов Высокого Возрождения к позднему Возрождению. Восприятие мира становится более сложным, сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания. Микеланджело определились главные черты творчества скульптора - монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. статуе "Вакх","Оплакивание Христа", статуя "Давид", гробница Юлия II, живописноый цикл на своде Сикстинской капеллы в Ватикане(гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека.), архитектурно-скульптурным ансамблем усыпательницы рода Медичи, последние 30 лет - поражают трагической силой образов- фреска "Страшный Суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, скульптура -"Пьета" для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии.. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора Св.Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). В связи с изменениями, происшедшими в Италии в 1520—1530-е гг., в искусстве распространяются явления, чуждые культуре Возрождения, получившие впоследствии название «маньеризм»- насыщали свои произведения настроениями тревоги и беспокойства, религиозной экзальтации, а иногда чувственности. Деформация, крайне удлиненные пропорции фигур, причудливо извивающиеся линии, беспокойные ритмы характерны для произведений мастеров этого направления: Понтормо (1494—1557), Пармиджанино (1503—1540).
|