У камня тоже есть душа?
— У камня тоже есть душа. Я этого не понимаю. — Очень просто. У камня есть энергия? — Вообще-то да… — У камня есть способность запоминать информацию? — Не уверен… — Этот факт, доказанный современной наукой. Следовательно, у камня есть душа. Просто у камня другое, минеральное, сознание. У растения – растительное сознание. Более того, доказано, что растения способны любить – и не любить; реагировать на любовь, тянуться к любви… Хорошо, ты меня убедил. — Что касается животных, то в учении сказано, что существует нечто вроде рая для животных. В каком учении? — В герметическом учении, в учении эзотерического буддизма, в суфизме, в маздеизме и других. Здесь эзотерические Учителя единодушны. Об этом говорил еще Пифагор: «Животное сродни человеку, но человек сродни богам». Здесь вводится четкое указание на то, что между животным и Человеком существует родство. И в человеке есть животный элемент; но есть и Божественное начало. Так же в животном есть животное начало, но есть и элемент человеческий. Но если человек триедин, как мы говорили, – то есть у него есть дух, душа и тело, – как же тогда мы будем рассматривать животное? — Животное тоже триедино. Тоже – дух, душа и тело? — Дух, душа и тело. И любое растение, все сущее на Земле триедино, все обладает триединством – минерал, растение, животное. Только уровень этого триединства разный. В Человеке содержание духа одно, в животном – другое. Дух животворит вообще все, без духа невозможно ничто, дух – есть идея. Значит, дух есть и у карася? — Ты не понимаешь того, что я говорил. Карась тоже – триединый. Только дух в нем присутствует как идея карася, как идея в уме Господа, как идея о существе, которое живет и движется свободно и стихийно в Божественном Теле, в воде, в ее физическом царстве, выполняя определенные законы, которые предначертаны для карася Богом. Но камень не может быть карасем, карась не может быть собакой и так далее – такая эволюция невозможна. Сами по себе формы духовного бытия для карася, для животного и Человека отделены совершенно строгими рамками – рамками идеи о рыбе, о Человеке, о животном. Эти идеи не могут перетекать одна в другую, потому что комплекс информационных емкостей совершенно различен и несовместим. В мире и в природе, где все образовано чрезвычайно гармонично, разумно, есть свое место цветку, карасю, животному, Человеку, камню – всему. И все выполняет свой план. А как по-твоему – это Божественный замысел таков, что щука пожирает карася; лев пожирает лань; человек тоже употребляет в пищу живые существа, наделенные телом, душой и духом? Это – Божественная Мысль, Божественное Провидение? — Поскольку в мире все питается духом и все жертвует чем-то, и жизнь есть акт высочайшего самопожертвования Бога, который дал людям питаться своей плотью и кровью, и мудростью, и знанием, и силой, – Человеку можно питаться животной пищей; ибо, по утверждению великого Человеческого Сына, Христа, не то уста оскверняет, что в них входит, а то, что из уст выходит. И сам он ел пасхального агнца. Разумный же Человек должен сочетать в своей жизни использование как вегетарианского режима на протяжении определенного периода жизни (полного голода на протяжении иных периодов, которые ведут к очищению и обновлению его организма), так и умеренного, но все-таки употребления мяса. Однако мы сейчас говорим не об этом. Лев, убивающий лань, не испытывает зла, лев питается этой ланью; это в русле Божественного Замысла, в котором есть место хищнику и есть место лани. И ученые давно пришли к выводу о том, что в мире царствует гармония различных животных царств, которые естественным образом поддерживают друг друга. И, например, если бы отсутствовали те же самые хищники, то животный мир давно был бы перегружен больными животными. Этого тоже не следует допускать; поэтому в созданном мире все разумно и продуманно. В замысле Бога нет места человеческой злобе, человеческому коварству, жестокости и порочности – качествам, которые происходят из животной натуры Человека, точнее, из свободного выбора Человека: находиться или нет во власти своей животной натуры. Мне запомнилась фраза, которую сказал один хороший священник: «Верю, что все, что во мне есть хорошего – это от Бога; а все, что во мне есть плохого – это от меня самого».
|