Студопедия — следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста






ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:

необходимое и достаточное количество подтем в журналистском тексте должно соответствовать количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с адресатом информации и быть принципиально сводимо к четырем. Число «четыре» берется не с потолка: это устойчивая количественная характеристика задач, решение которых обеспечивает успешный контакт журналистского текста с адресатом информации в подавляющем большинстве случаев. А их качественная специфика нам уже знакома и может быть описана в следующих понятиях:

1) ввод в ситуацию;

2) обозначение проблемы;

3) предъявление оценок и аргументов;

4) практическая постановка вопроса.

Выявление этих задач - серьезное основание для того, чтобы принять представление о композиции журналистского произведения как относительно устойчивом единстве четырех одноименных задачам элементов («композиционных узлов», или, что, то же самое, «композиционных блоков»), развернутое в работах Е. И. Пронина [9]. В этом контексте понятия «подтема» и «композиционный узел» («композиционный блок») становятся синонимичными.

Второе правило композиции журналистского текста связано с «расстановкой» подтем, с порядком решения задач по организации контакта с читателем.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: последовательность «композиционных подтем» журналистского текста может меняться, но в любом случае она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами.

На концентрацию внимания читателей рассчитано и разделение большого текста на отдельные главки.

Такой монтажный подход позволяет:

1) разбить все произведение на тематические блоки;

2) в каждом таком разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос;

3) выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации;

4) с помощью логических мостиков придать тексту целостность.

Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как прием «разработки мотива».

В данном случае автор выдвигает «ударный эпизод» или же ищет интересный сюжетный ход.

В качестве «ударного эпизода» может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого

автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему.

Примеры:

Заметка

Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей,

поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели.

Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало,

а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла.

 

Основная мысль публикации или сюжетная канва события могут быть представлены в лиде.

Для привлечения внимания читателей данная часть текста обычно выделяется шрифтом.

Немаловажное значение имеет и зачин, т.е. структура первого предложения.

Трудность его создания заключается в том, что здесь журналисту необходимо решить сразу две задачи:

во-первых, сообщить о самом главном, а во-вторых, уже с первой фразы заинтересовать читателя.

В зачине журналист может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица,

констатировать итоги того или иного события и т.д. Если в лиде автор стремится в свернутом виде обозначить событийную канву,

то в зачине он, как правило, посредством различных подробностей разворачивает действие. Образно говоря, лид – это стартовая позиция,

а зачин – первый шаг в забеге. За зачином следуют подробности. Особенностью композиционного построения заметки является то,

что в ней может отсутствовать заключительная часть.

 

Статья:

при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

 

· выдвижению основного тезиса для доказательства;

 

· построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса,

 

· выводам из системы доказательства.


45) Элементарные выразительные средства

 

Естественный язык – базовая знаковая система для создания всей социальной информации. Так сказать, особый, базовый уровень средств ее выражения, объединяющий самые разные роды и виды информационного производства. Журналистика тоже не может без него обходиться. Однако, для того чтобы передать специфику семантического и прагматического планов журналистского произведения, этого оказывается недостаточно. Потому в ходе развития журналистики на базе естественного языка постепенно формируется еще один, специфический уровень знаков. Это своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях. Обозначается этот язык понятием «элементарные выразительные средства журналистики» (ЭВС), сложившимся в ходе осмысления информационной природы журналистского творчества и его знакового инструментария.

 

1. Факты:

а) как элемент действительности (факт - источник информации, объект познания)

б) как элемент сознания (факт оказывается и средством познания: мы пользуемся им примерно так же, как моделями любого из объектов реальности, рассматривая их с разных сторон, наблюдая их поведение в разных условиях, и тем самым получаем дополнительную информацию, несколько сближающую по объему содержания факт сознания с фактом реальности)

в) как элемент текста (доминирующей функцией оказывается функция выражения и «консервации» информации – сохранения ее в материальном обличий: факт «работает» так же, как цвет и линия у художника, создающего живописное полотно. При этом он сохраняет в снятом виде и первые два ряда функций: они реализуются, когда возникает контакт текста с его адресатом)

 

2. нормативы — смысловые единицы, в которых заключен социальный опыт

социальные

экологические

правовые

социальные

технологические

санитарные

медицинские

культурологические

педагогические

 

3. Образы. Да, образный ряд ЭВС в журналистике («образы») складывается из прецедентов истории и деяний исторических лиц, из фрагментов художественных произведений и характеров их героев, из фольклорных сюжетов и притч, образных откровений науки, из перлов языковой сокровищницы. Существует много вариантов их применения, мы будем говорить о них далее как о методах предъявления ЭВС в тексте. Но любой из них требует, чтобы журналист, формируя в произведении образный ряд, заботился о контакте с аудиторией: с одной стороны, образы должны быть близки и понятны ей, а с другой – достаточно свежи, не «заезжены» до банальности.


Композиция

Содержание произведения – сущность, выразившая себя (ставшая в ином) через структурирование заданных авторским замыслом микросмыслов на основе их поверхностных и глубинных связей (по логике А. Ф. Лосева).
Композиция – алгоритм объединения глубинными связями микросмыслов, задаваемых авторским замыслом, микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде определенной последовательности подтем.
Правила композиции:
1. Композиционная структура журналистского материала должна быть представлена в виде четырех композиционных блоков, сформированных на основе подтем и ориентированных на решение стоящих перед автором коммуникативных задач.
2. Последовательность «композиционных блоков» журналистского текста может и должна меняться, но в любом случае она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами.
ТРЕТИЙ ТИП внутритекстовых связей журналистского произведения по функциям сродни рамке: они фиксируют, закрепляют его целостность.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2341. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия