Политические учения Античного мира. Платон и Аристотель
Политические идеи Платона (427-347 гг. до н.э.) Государство возникает из-за стремления людей жить вместе, сообща, так как совместная жизнь облегчает существование каждого. Проблему соотношения личности и государства Платон решает в пользу государства. Личность является лишь средством существования и укрепления государства. Государство не должно обладать абсолютной полнотой власти по сравнению с гражданами, но и граждане не должны по отношению к государству обладать чрезмерной свободой. Платон выдвигает проект идеального государства, в котором делит всех граждан на 3 сословия: 1 – сословие правителей-философов; 2- сословие воинов; 3 – сословие земледельцев и ремесленников. Переход из одного сословия в другое считается высшим преступлением. Платон выделяет формы правления: -монархия – власть одного человека; -аристократия – правление немногих в соответствии с законом; -тимократия – правление воинов; -олигархия – правление немногих в условиях беззакония; -демократия –власть народа; -тирания – власть, основанная на насилии. Наилучшая форма правления – монархия, «где искусно правит один человек». Большое внимание Платон уделял вопросу о законах. Он связывает понятие закона со справедливостью. Закон делает жизнь людей в сообществе друг с другом вполне приемлемой. Закон и порядок – понятия тождественные. Закон – это та основная несущая опора, на которой держится государство. Закон должен быть выше правителей, которые лишь слуги закона. Платон – противник частной собственности, его идеал, когда все в государстве является общим. Политические идеи Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Государство представляет собой объединение свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества. Классификация форм правления проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. По первому критерию Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию – правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Правильные государства: монархия, аристократия и полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Наилучшая форма правления – полития (смешанная форма, возникающая из сочетания олигархии и демократии. В таком государстве преобладает собственность средних размеров, что позволяет гарантировать «самодостаточность» семей и ослабить противоречия между богатством и бедностью. Аристотель считает: «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею общим» (практика раздач, совместные трапезы). Политическое право Аристотель делит на естественное и условное. Естественное право: семья, рабство, частная собственность. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.
|