Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства
Как самостоятельное явление, массовая культура, оценивается противоречиво. В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы дают негативную оценку этого феномена. 1. формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. (предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида) 2. изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. 3. основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики. Призвание и назначение истинной культуры – облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности. Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:
В заключение несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация массовой культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами.
Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без таких категорий, как художественный образ, стиль, язык. Художественный образ – это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Художественный образ часто воспринимается как часть произведения искусства. Например, образ главного героя, образ природы и т.д. Худ.образ можно понимать и как способ бытия произведения искусства, взятого в целом. В этом случае имеется в виду выразительность произведения, его воздействие на человека. Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения. Примеры: Сфинкс – хранитель вечности. Величественный и бесстрастный. Ему не доступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообразные чувства. Эти чувства художник облекает в формы стиля эпохи и художественной манеры самого мастера.(любой портрет) Примеры: Портрет юноши в золотом венке. Др.Египет; О. Роден «Граждане Кале». Франция., картина Д.Веласкеса «Менины», П.Пикассо «Менины» и др. Стиль- (греч.)- палочка для письма. –Почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный, индивидуальный стиль конкретного художника. Исторические мировые стили: классический, романский, готический, Ренессанс (Возрождение), барокко, классицизм, модерн. Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. При этом каждый вид искусства говорит своим языком при помощи композиции, формы, фактуры, ритма, тона и т.д. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.
|