ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА
Терроризм в последнее десятилетие превратился в одну из глобальных проблем современности, дестабилизирующих обстановку в мире. Характерная особенность современного терроризма – количественный рост преступлений на фоне циничности и жестокости их исполнения. Жертвами террористов чаще всего становятся люди, не имеющие отношения к конкретным политическим событиям. Определяющую роль для террористов играет такой фактор, как обесценивание человеческой жизни в сознании людей, участвующих в войнах и вооруженных конфликтах. Тревожным симптомом повышения опасности терроризма стало обращение террористов к нетрадиционным средствам насильственного воздействия на значительные сосредоточения людей. Распространяется тенденция изменения целевых установок террористов – совершение террористических актов, не сопровождаемых выдвижением политических требований.1 Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В современной России, переживающей кризисные явления в различных областях жизни, среди значительной части учащихся учебных заведений обостряются межличностные конфликты, проявляются бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственных чувств. Источник возникновения этих тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках нравственного воспитания учащихся, в слабом фор-мировании ценностных ориентаций в образовательном процессе и семье, спаде культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Решение данного вопроса возможно лишь на пути внутреннего изменения человеческой личности, переориентации людей на духовные ценности. Однако нынешнее общество в целом и образовательные учреждения не всегда могут четко сформулировать те ценности, идеалы и критерии, на формировании которых можно было бы строить воспитательную работу. Это связано с тем, что система ценностей не статична. Она находится в постоянном развитии, так как в каждом временном периоде обусловлена уровнем развития общества в области культуры и духовного богатства личности. Одно несомненно: оздоровление духовно-нравственного состояния общества является основой противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовность – в самом общем смысле – это совокупность проявлений духа в мире и человеке, это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Общая атмосфера семьи – важнейший питательный источник духовного, в том числе нравственного, развития ребенка. Для него она выступает в качестве своеобразного обобщенного образца или обобщенного родительского примера. Формирование межэтнической толерантности как механизма противодействия идеологии терроризма представляет собой сложный и достаточно длительный процесс. Определенное отношение к людям разных национальных культур возникает на основе многих факторов. Источниками влияния могут служить средства массовой информации, личный опыт, как негативный, так и позитивный, политика, проводимая государством. Воспитательная работа в этом направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Человек не может существовать изолированно. При всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга. Первым шагом на пути к этому служит формирование толерантности как основы позитивного отношения к другим национальностям и их культурам, уважения среды обитания. Необходимо учитывать роль религиозных конфессий, диаспор, культурно-национальных объединений в духовно-нравственном возрождении современной России. Поэтому воспитательную работу в учебных заведениях необходимо вести с привлечением представителей церкви, диаспор конкретного города, района, поселка, что будет способствовать построению межнационального и межконфессионального диалога и явится эффективной профилактикой идеологии экстремизма и терроризма. Видится необходимым введение в учебный процесс общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений разработанных специальных курсов по формированию антитерро-ристической идеологии, и это обусловлено тем, что в условиях роста экстремизма и возрастания террористических угроз именно молодежь становится основной «группой риска», следовательно, профилактика экстремистских настроений в молодежной среде чрезвычайно важна; уровень знаний учащихся по основным проблемам, связанным с феноменами экстремизма и терроризма, недостаточен, вместе с тем школьники и студенты, как правило, проявляют весьма высокую заинтересованность в изучении проблем и вопросов антитеррористического воспитания.
|