Как поведение влияет на установки
· Мы не только действуем сообразно нашим мыслям, но и начинаем мыслить сообразно нашим действиям. · Действуя, мы усиливаем идею, лежащую в основе нашего действия. Справедливость этого принципа подтверждается результатами многих исследований. · Установки исполнителей разных социальных ролей (напр., педагога, солдата или бизнесмена) формируются под влиянием поступков, предписываемых этими ролями. · Феномен "нога в дверях": незначительная уступка в дальнейшем делает людей более сговорчивыми и готовыми на более серьезные уступки. · Поступки влияют и на нашу нравственность. Нам свойственно оправдывать собственные деяния и считать их правильными. · Высказанное становится убеждением: л юди, которые давали какие-то устные или письменные показания начинают в них верить, при условии что их к этому не принуждают. · Мы не только отстаиваем то, во что верим, но и начинаем верить в то, что отстаиваем. 1) Отечественная психология:Д.Н.Узнадзе – разводил сферу действия установок и социальных установок; установка в контексте концепции касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. В.Н.Мясищев – концепция отношений человека, объясняет направленность будущего поведения личности, сфера действий на основе отношений практически безгранична. Л.И.Божович – направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению. А.Н.Леонтьев – вопрос о направлении ожидаемого поведения личности в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для нее предмет деятельности. 2) Зарубежная психология:1918г – Томас, Знанецкий – изучали адаптация крестьян-эмигрантов, установили 2 зависимости: индивида от социальной организации и соц.орг-и от индивида. Введено понятие аттитюд – психологическое переживание индивидом ценности, смысла социального объекта. 1935г – Олпорт – 17 дефиниций понятия аттитюд. Аттитюд понимался всеми как: - определенное состояние сознания и нервной системы -выражающее готовность к реакции -организованное -на основе предшествующего опыта -оказывающее направленное и динамическое влияние на поведение. Аттитюд представляет собой латентное (скрытое) отношение к социальной ситуации и объектам, характеризующееся модальностью. Функции аттитюдов: - приспособительная– направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей -функция знания – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту -функция выражения – выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражение себя как личности -функция защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Структура аттитюдов (по Смиту): 1.когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки) 2.аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, Симпатия/антипатия) 3.поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту) Установка – осознание, оценка, готовность действовать. 1) Отечественная психология:Д.Н.Узнадзе – разводил сферу действия установок и социальных установок; установка в контексте концепции касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. В.Н.Мясищев – концепция отношений человека, объясняет направленность будущего поведения личности, сфера действий на основе отношений практически безгранична. Л.И.Божович – направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению. А.Н.Леонтьев – вопрос о направлении ожидаемого поведения личности в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для нее предмет деятельности. 2) Зарубежная психология:1918г – Томас, Знанецкий – изучали адаптация крестьян-эмигрантов, установили 2 зависимости: индивида от социальной организации и соц.орг-и от индивида. Введено понятие аттитюд – психологическое переживание индивидом ценности, смысла социального объекта. 1935г – Олпорт – 17 дефиниций понятия аттитюд. Аттитюд понимался всеми как: - определенное состояние сознания и нервной системы -выражающее готовность к реакции -организованное -на основе предшествующего опыта -оказывающее направленное и динамическое влияние на поведение. Аттитюд представляет собой латентное (скрытое) отношение к социальной ситуации и объектам, характеризующееся модальностью. Функции аттитюдов: - приспособительная– направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей -функция знания – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту -функция выражения – выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражение себя как личности -функция защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Структура аттитюдов (по Смиту): 1.когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки) 2.аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, Симпатия/антипатия) 3.поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту) Установка – осознание, оценка, готовность действовать. 3) Социальная установка и реальное поведение. 1934г – эксперимент Лапьера (он и 2 студента-китайца посетили 252 отеля, спустя 2 года – письма о повторном приеме – половина отказов) вывел наличие негативного аттитюда (к китайцам), в то время как в реальном поведении он не был проявлен «парадокс Лапьера». М.Рокич – у человека существует одновременно 2 аттитюда (на объект и ситуацию), включаться может то один, то другой. Кац, Стотленд – в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компонент аттитюда, отсюда различный результат поведения. 1980е гг – устанавливаются причины и факторы, осложняющие воздействие аттитюда на поведение: сила аттитюда (если в ответ на стимул он возникает немедленно, змея – зло), ожидаемость (а я так и знал) и т.д. Айзен, Фишбайн – идея «точечного совпадения» аттитюда и поведения (их элементов): необходимо сравнивать однопорядковые уровни того и другого явлений. Райтсмен – «теория смывающего потока» - есть обстоятельства, которые смывают очевидность влияния аттитюда на поведение. Ю.Бем – поведение влияет на аттитюд (т.е человек сначала наблюдает свое поведение (не ходит на рок-концерт), а затем умозаключает о своем аттитюде (не любит рок-музыку)). 4) Изменение социальных установок: - бихевиоризм – научение – аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки - когнитивизм – изменение установки происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие - деятельностный подход - изменение установки происходит в том случае, когда происходят изменения в деятельности или личностного смысла деятельности.
|