Студопедия — Арабо-мусульманское искусство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Арабо-мусульманское искусство






Средневековье долгое время называли «мрачным», что не во всех случаях является справедливым. Ведь это была не только эпоха кровавых битв, изуверства инквизиторов, невежества, но и время создания героических сказаний, народных фарсов и сказок, рыцарского эпоса и поэзии трубадуров, величественных соборов, театральных представлений и турниров.

Античность безвозвратно ушла с исторической арены, не оставив после себя никаких преемников. Римская империя потерпела полную политическую и военную катастрофу. Причиной тому стало вторжение варваров в Рим в 410 году. Варварами (с греч. чужеземцы) древние греки, а затем и римляне называли всех инородцев, чуждых их культуре.

«Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи и, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой и был я глубоко унижен», – поведал церковный писатель Иероним. Победа варваров была не просто победой над римскими легионами. Начиналась новая страница истории.

Термин средние века появился в ХV веке в среде итальянских гуманистов, которые так называли эпоху, отделявшую их время от классической древности. Впоследствии средними веками стал обозначаться период от гибели Западной римской империи до эпохи Возрождения. В историческую науку прочно вошло деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую, то есть античность, Средневековье и Новое время.

Эпоха Средневековья длилась более тысячи лет (V–начало XVII веков). На историческую арену вышли новые народы, появились новые государства, сложились современные европейские языки. В средние века возникло большинство современных государств, наций и национальностей, появились первые парламенты и конституции, были изобретены часы и ножницы, книгопечатание и огнестрельное оружие, сделаны выдающиеся географические открытия.

В средние века культура развивалась разнообразно и неравномерно. На ранних этапах средневековья лидировали народы Востока. Ближний Восток играл роль посредника в освоении Европой ценностей античности. К VII веку произошло национальное и религиозное объединение арабских кочевых племен в результате завоевания ряда стран под флагом Ислама. Арабский халифат к концу VII века стал больше, чем прежняя Римская империя (от Испании до Китая).

На территории Арабского халифата образовалась новая культурная традиция, в которой особую роль играла новая идеология - ислам. Но исламская культура имела не только арабское происхождение, опираясь на античную науку и философию, она создавалась в результате смешения с культурой покоренных народов. В то время как на Западе философия, искусство и наука на определенное время задержались в своем развитии, на Востоке благодаря заслугам арабских мыслителей происходил их расцвет. Возрождение на Востоке началось задолго до появления Возрождения на Западе (XI – XII), хотя в своем развитии далеко не достигло западного уровня более позднего времени. Достижения Востока были переданы Западному миру. Именно Восток в какой-то мере подготовил почву для такого перехода

Ислам. Третьей, самой поздней по времени возникновения, мировой религией является ислам (с араб. покорность) или мусульманство. Заповеди, возвещенные Моисею, легли в основу не только иудаизма, христианства, но и ислама. Основателем ислама был арабский пророк Мухаммед, получивший от бога ряд откровений, записанных в священной книге Коран (чтение вслух). Откровения, завещанные Мухаммеду, более всеобъемлющи и предписывают правила поведения человека чуть ли не на все моменты его жизни: во время свадьбы, молитвы, войны, торговли. Коран – это не рассказ о Боге или прошлом времени, а прямая речь Аллаха, которая обращена к Мухаммеду и его современникам.

Гонения на мусульман вынудили их переселиться в Йасриб, где Мухаммед был признан пророком и назначен правителем. Год его переселения (622) является началом мусульманского летосчисления по лунному календарю.

Йасриб, в котором пророк построил свой дом и первую мечеть, стал называться Мединой. Отсюда Мухаммед начал завоевание Мекки (под знаменем освобождения Каабы от языческих идолов) и всей Аравии, и началось и триумфальное шествие ислама на Восток. Так возникло государство - огромная община, объединенная не на кровном родстве, а верой. Главное предписание в Коране, выполняемое мусульманами догматически, – это требование полной покорности человека воле Аллаха. Просты и практические заповеди ислама: ежедневная пятикратная молитва в установленные часы, ежегодный пост в течение месяца, паломничество в священную Мекку раз в жизни.

Арабский язык (язык победителей и Корана) стал языком государственной, научной и культурной жизни Арабского халифата.

Первые халифы отрицательно относились к науке и учености. Они уничтожили Александрийскую библиотеку. Но в последующие века наука и искусство достигли своего высокого развития. Здесь впервые правильно вычислили размеры Земли, составили самый точный календарь, изобрели спирт, пушки. Ученые были философами, поэтами: Великий учёный Авиценна оставил не только медицинские и философские трактаты, но и поэтические сборники. Автор философских трактатов и знаменитых на весь мир рубаи, поэт Омар Хайям был также выдающимся математиком.

Художественная культура халифата в целом обладала одной существенной общностью: мусульманство, как и иудаизм, запрещало изображение Бога, вследствие чего в изобразительном искусстве ислама расцвел орнаментализм. Из прикладного элемента он стал главным, что придавало единообразие искусству всех районов халифата. В архитектуре орнамент имел три разновидности:

- «арабеска» - когда растительные узоры многократно повторялись по принципу калейдоскопа;

- геометрический - состоял из сложного переплетения лент;

- эпиграфический фриз - декоративная надпись куфическим шрифтом.

Все виды орнамента часто соединяются в архитектурных сооружениях. Арабская архитектура создала несколько типов зданий: мечеть (место поклонения верующих), минарет (башня для пятикратного созыва на молитву), мавзолей, дворец.

Новая религия нуждалась в новых святилищах. Эту функцию выполняла мечеть, которая значительно отличалась от языческого храма или христианской церкви. У мусульман нет священников (только учителя), нет религиозных процессий, нет алтарей, сама конструкция мечети отражает простоту религии. В мечети много свободного пространства. В одной из стен есть ниша, которая указывает, в какой стороне располагается Мекка. В ту сторону и обращены коленопреклонённые верующие во время молитвы. Мощь ислама воплощается в размерах мечети и богатом убранстве, в котором отсутствует изображение человека. Требования ислама определили характер и планировку арабских мечетей, в основе которых находится кубическая композиция. Отсутствие ритуальных шествий и непременное омовение перед молитвой обусловили простую форму дворовой мечети с галереей вокруг двора и бассейном в центре. Рядом помещался минарет, с которого муэдзин призывал верующих к молитве. Арабские дворцы, как и мечети, имели внутренний двор с бассейном.

Книга играла на Востоке особую роль и пользовалась исключительной любовью, искусство письма признавалось священным. Поля страниц золотились, сияние красок миниатюр соперничало с золотым тиснением сафьяновых переплетов, украшенных самоцветами. Арабская средневековая авторская проза не признавала права на вымысел. Но необузданная фантазия царила в так называемой народной литературе, памятником которой остается «Тысяча и одна ночь», тексты которой создавались веками и вобрали в себя свод сказок и новелл многих народов.

Следует отметить, что народы Средней Азии и Ирана ко времени образования Халифата обладали богатой литературой, восходящей к традициям «Авесты» (священной книги древнеиранской религии - зороастризма). Творчество Рудаки, Хайяма, Низами, Саади и других поэтов отличают отточенность художественной формы, философичность, свободомыслие и глубокий гуманизм.

Исключительной высоты добилось искусство оформления книги: виртуозное мастерство каллиграфа, тончайшая орнаментальность заставок, великолепные миниатюры. Это искусство всем своим художественным строем рождает чувственное, радостное ощущение земного бытия. Догмы ислама лишь косвенно воздействовали на миниатюру, которая по своему существу оставалась чисто светским искусством.

Арабская музыка, будучи одной из самых блестящих и оригинальных, опиралась на опыт ближневосточных культур. С Х века развивалась инструментальная музыка. Ведущим жанром была лирическая песня. Арабская музыка, наполненная мелизмами, созвучна книжным миниатюрам, орнаментам стен дворцов и мечетей.

В эпоху раннего Средневековья (IV–X века) арабский Восток был регионом, стоящим значительно выше других по уровню развития научной и философской мысли. Он синтезировал в себе все достижения античной культуры, культуры Ирана и Западной Индии, развил гуманистические начала античной культуры и осуществил оригинальные открытия в области естественных наук. Достижения Востока были переданы западному миру и европейской культуре.

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. Дайте сравнительный анализ трём мировым религиям.

2. Охарактеризуйте доминанты художественной культуры арабо-мусульманского мира.

3. Как понимается орнаментальная живопись в исламе? Какой смысл в ней заключен?

Иллюстративный материал по теме:

1. Презентация «Архитектура Самарканда, Бухары».

2. Отрывки из арабских сказок «1001 ночь».

3. Поэзия, Хайяма, Рудаки, Фирдоуси, Саади (отдельные произведения).







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 680. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия