Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кириллица и глаголица. Их соотношение




Древнейшие славянские рукописи написаны двумя разными алфавитами. Один из них называется кириллицей, другой — глаголицей. Кириллица получила своё название от имени Кирилла (Константина Философа). Термин «глаголица», подобно слову «буквица», обозначает азбуку вообще. Вопрос о том, какая из названных азбук является первоначальной и наиболее древней и какая из них может быть связана с именем Константина, до сих пор ещё не разрешён окончательно. Трудность разработки этого вопроса заключается в том, что не сохранились славянские рукописи середины ix столетия, когда действовали среди западных и южных славян константин и мефодий, имеются лишь письменные памятники конца ix—x столетий, причём, изучая их, мы можем заключить, что в то время пользовались обоими алфавитам.

По вопросу о взаимоотношении кириллицы и глаголицы, в буржуазной литературе имеется ряд гипотез, всё многообразие которых можно, однако, свести к спору о том, какой алфавит был создан Кириллом (Константином): кириллица или глаголица. Самый факт «изобретения» азбуки Кириллом не вызывал сомнений, так же как и иноземный прототип обоих славянских алфавитов. Большинство буржуазных исследователей доказывало более раннее происхождение глаголицы. Среди них большое распространение получила гипотеза чешского учёного слависта П. И. Шафарика . Он пришёл к выводу, что Кириллом (Константином) была создана глаголица, а так называемая кириллица возникла примерно на несколько десятилетий позже в каллиграфической школе при дворе болгарского царя Симеона Точка зрения Шафарика о связи глаголического алфавита с деятельностью Кирилла (Константина) получила развитие в трудах ряда крупных русских буржуазных учёных славистов и палеографов, например, Н. С. Тихонравова, И. В. Ягича, В. Н. Щепкина. По словам В. Н. Щепкина, гипотезы, подобные шафариковской, «способны бесконечно совершенствоваться и черпать от времени новые силы». Щепкин коротко сформулировал основные доводы в пользу того, что глаголица «изобретена» Константином, а кириллица возникла в Болгарии . Основные из этих доводов сводятся к следующему

1.В областях, где действовали до своего изгнания Константин и Мефодий, т. е. в Моравии и Паннонии, обнаруживаются рукописи, написанные глаголицей, а не кириллицей. 2.Анализ языка указывает на западнославянское происхождение именно глаголических рукописей , а не кирилловских. 3. в доказательство гипотезы об «изобретении» глаголицы Константином указывается на тот смысл, который вкладывался в древности в самые названия: кириллица и глаголица.

В 1047 г. поп Упирь Лихой переписал в Новгороде одну церковную рукопись. Автограф этого памятника не дошёл до нас, но списки с рукописи, относящиеся к XV столетию, сохранили послесловие: «Слава тебе, Господи, царю небесный, яко сподоби мя паписати книга сии ис коуриловице...» На том основании, что списки эти содержат отдельные буквы и целые слова, написанные глаголицей, которые, очевидно, механически переписал поп Лихой, делается предположение, что в Новгороде XI в. кириллицей называлось глаголическое письмо и тем самым как бы считалось, что именно последнее было изобретено Кириллом (Константином). Приписывать же Кириллу, а следовательно, утверждать большую древность так называемого кирилловского письма, стали уже значительно позднее. Глаголическая славянская азбука была составлена, согласно предположению Шафарика, для славян, населявших Моравию и Паннонию, где действовали Кирилл и Мефодий;) Отсюда древнейшие глаголические рукописи (до нас не сохранившиеся) распространились на юг и юго-восток, в Болгарию, Сербию и т. д. Однако глаголическое письмо удаляло славянские знаки письменности от первоначальных греческих прототипов. В конце IX столетия в Болгарии, куда в это время переместилась деятельность учеников и последователей Кирилла и Мефодия, замечается усиление византийского влияния в области литературы и культуры. В связи с этим там возникли попытки вновь приблизить славянское письмо к греческому. Тогда, как утверждают сторонники рассматриваемой точки зрения, и появилось новое славянское письмо, которому позднее было присвоено название кирилловского. Кириллица (южная и юго-восточная славянская азбука) стала постепенно вытеснять глаголицу (западная и северо-западная славянская азбука). Борьба эта развёртывалась медленно. Лишь для XI столетия можно утверждать, что кириллица стала преобладающим алфавитом у южных и восточных славян, а глаголица, суживаясь постепенно в своём распространении, совершенно исчезла в XII в. из южнославянской письменности Общность черт глаголицы и кириллицы Селищев объясняет тем, что в основе обеих азбук лежит греческое письмо: в основе глаголицы — минускульное, в основе кириллицы — унциальное. Общность в передаче славянских звуков знаками глаголицы и кириллицы свидетельствует, по мнению Селищева, о том, что составитель одной азбуки знал о другой и использовал её. Первобытные формы письма (пиктографическое, идеографическое) существовали у славян очень давно. Зачаточное буквенное письмо формировалось у славян в результате знакомства с греческой и латинской скорописью. На основе этого письма Константин создал славянский алфавит (глаголицу), оказавшийся, таким образом, близким к греко-латинской скорописи. Материал для глаголических букв Кирилл черпал и из идеографических славянских знаков. Византийские правящие круги были недовольны, что получившийся алфавит (глаголица) отличался от греческого письма и что он был утверждён римским папой для обращения в славянских странах. Тогда в Константинополе был создан новый алфавит— кирилловское письмо, подлинно греческое по своему графическому типу (богослужебный устав). Борьба между двумя алфавитами отражала политическую борьбу между Византией и Римом за влияние среди славянских пародов. Утверждение кириллицы в Древней Руси было победой греческой православной церкви .

Сторонником теории о более раннем происхождении кириллицы является Е. Ф. Карский, который связывает кириллицу с именем Кирилла (Константина). Карский считает, что Константином при составлении славянской азбуки было использовано византийское уставное литургическое письмо (унциал) своего времени.

Таким образом, появилась глаголица — письмо, переделанное в вышеуказанных конспиративных целях из ранее возникшей кириллицы, построенной на литургическом греческом уставе. Карский в подтверждение своей гипотезы приводит далее ряд примеров. Он указывает, между прочим, что не во всех начертаниях глаголицы можно установить её связь с греческим курсивом.

Наконец, именно от кириллицы, по мнению Карского, глаголица могла позаимствовать и уставный характер своих начертаний. Только тогда, когда глаголическое письмо было занесено после смерти Мефодия в Болгарию, оно получило округлый характер под влиянием хорошо известной там греческой скорописи.

С превращением Болгарии в конце IX в. в центр славянской культуры и письменности, с укреплением там византийского влияния уже не было необходимости, по мнению Карского, в «прикровенном» кирилловском письме, каковым являлась глаголица. Славянская письменность могла теперь свободно вернуться к своей первоначальной азбуке в форме греческого литургического устава, тем более, что глаголица была трудна для употребления и усвоения. Она и начинает поэтому вытесняться у южных славян несравненно болоо лёгкой для письма и чтения кириллицей. В недавнее время в советской литературе была выдвинута теория, рассматривающая глаголицу как один из видов магического письма (тайнопись, криптография).

Лихачёв правильно указывает, что письменность появилась на Руси в связи с ростом внутренних потребностей страны. Автор считает характерным явлением древнейшей стадии развития письменности восточных славян её многоалфавитность. В различных местах восточнославянской территории могли быть разные алфавиты. Единый алфавит (кириллица) установился лишь в относительно едином раннефеодальном русском государстве. До этого кириллица и глаголица (так же как и другие алфавиты) могли существовать одновременно. Письменность явилась не результатом индивидуального изобретательства, а следствием возникших в ней потребностей, появившихся в классовом обществе, хотя самая письменность и не носила классового характера. Этим потребностям могли ответить и индивидуальные изобретения собственных алфавитов и алфавиты соседей, обладавших уже развитой письменностью».

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1315. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия