Главная точка картины –точка пересечения главного луча зрения с картиной. Точка Р
Главный луч зрения – перпендикуляр, проведённый из точки зрения на картину. Главное расстояние – расстояние от точки зрения до главной точки картины S – P. Дизайн (англ. Design замысел, проект, чертёж, рисунок) – художественное проектирование или конструирование зданий, автомобилей, бытовой техники, интерьера, печатных изданий, одежды, обуви и т.д.; формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Диорамная перспектива – изображение на части цилиндрической поверхности. Иногда это сочетание картины, написанной с двух сторон на просвечивающем материале или стекле с объёмными предметами. Дистанционные точки (точки отдаления) – располагаются на линии горизонта по обе стороны от главной точки картины на расстоянии, равном удалению зрителя от картины S - P. Дробные дистанционные точки – применяются тогда, когда точки отдаления на чертеже недоступны. Расстояние до этих точек сокращают в несколько раз, во столько же раз сокращают и истинные размеры отмеряемых величин. Интерьер (фр. Interieur – внутренний) – архитектурно-художественное оформление внутреннего помещения здания. Камера-обскура – прибор, в котором лучи от предмета попадают на наклонное зеркало, отразившись от него, проходят через линзу и попадают на бумагу, на которой видно изображение предмета. Картинная плоскость – плоскость, на которую проецируются и наносятся изображения. Композиция (от лат. Compositio – составление, сочинение) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. – важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Компоновка (от лат. Compono – составляю) – процесс поиска наилучшего расположения различных элементов (деталей, частей, узлов) изделия относительно друг друга. Концепция (лат.conceptio – восприятие) – общий замысел художника, поэта, учёного и т.д. Конструкция (от лат. Construction – строю) – взаимосвязь, соединение элементов (деталей, узлов, частей) изделия. Конструировать (лат. Construere – строить) – сооружать, создавать план чего-либо. Конус (угол) ясного зрения -угол, конус зрения, обеспечивающий при построении перспективы приемлемые искажения – 28-37 градусов. Ландшафт (нем. Landschaft) – то же, что пейзаж. Общий вид местности. Линейная перспектива на плоскости – рассматривает правила и способы изображения контуров (очертаний) предметов, а равно границ собственных и падающих (от предметов) теней и построения отражения, т.е. вычерчивание линий контуров, откуда этот раздел П. и получил своё название «линейной». Фронтальная или прямая линейная перспектива также называется «научной» перспективой. Линия горизонта -линия пересечения плоскости горизонта с картинной плоскостью. Луч зрения – прямая линия, соединяющая точку зрения и точку на объекте построения. Лягушечья перспектива – вид с точки зрения лягушки. Проекция с неизменным планом (военная П.), но вид снизу. Методы, способы построения перспективы.- существует множество методов построения фронтальных и угловых перспективных изображений: радиальная перспектива или метод следов лучей зрения, метод перспективных масштабов, метод архитекторов, метод перспективной сетки, метод боковой стенки, метод этажерки, метод малой картины, метод совмещения предметной плоскости с картиной, метод треугольника нормального видения, метод построения перспективы по развёрнутой проекции, метод обратных лучей при построении теней и др. Фундаментальных, базовых, кардинально отличающихся друг от друга методов построения перспективы всего три: 1. радиальный метод или метод следов лучей зрения, 2. метод перспективных масштабов и 3. метод архитекторов. Все они основаны на использовании центрального проецирования и ортогональных проекций. Все остальные методы являются либо разновидностями и частными случаями трёх основных, либо их элементами. Метод архитекторов -способ построения перспективы по ортогональным чертежам, основанный на использовании точек схода параллельных линий. Достоинства: прост, удобен, точен. Недостатки: точки схода располагаются, иногда, далеко от основного изображения. Недостаток легко устраняется использованием одной, доступной, точки схода и элементов радиальной перспективы. При этом ухудшается точность построения. Метод боковой стенки – элемент и частный случай метода перспективных масштабов. Является вспомогательным при построениях перспективы другими методами, например, методом сетки. Обычно применяется для определения высоты объектов, расположенных в глубине пространства. Достоинства: прост и компактен. Недостатки: не очень точен при низком расположении линии горизонта. Метод обратных лучей – используется при построении падающих теней и упрощает построение собственных теней. Заключается в том, что из характерных точек теней, упавших на поверхность (например, точек пересечения двух теней) направляются лучи в обратном направлении, к предмету, от которого падает тень и таким образом строятся тени собственные и падающие на самих предметах. Метод основан на том, что контур падающей тени есть тень от контура собственной тени. Метод перспективных масштабов – метод построения перспективного изображения с использованием заданных масштабов ширины, высоты и глубины в том или ином виде (например, в виде сетки или боковой стенки). Достоинства: удобен, прост, компактен. Недостатки: небольшая точность при построениях деталей изображения. Метод сетки – частный случай метода перспективных масштабов, в котором роль перспективных масштабов выполняет перспективная сетка из квадратов, нанесённая, как правило, на горизонтальную поверхность, при необходимости, на вертикальную боковую поверхность. Не заменим при построении перспективы с множеством кривых, лекальных линий. Достоинства: простота, удобство и быстрота построений. Недостаток: небольшая точность изображения. Метод следов лучей зрения или радиальная перспектива – способ построения перспективы по ортогональным проекциям объекта построения, основанный на использовании в построении радиальных лучей – лучей зрения или следов лучей зрения. Достоинства: прост, удобен, компактен. Недостатки: большие погрешности при построении, недостаточная точность. Наблюдательная перспектива – ряд правил перспективы, выведенных из опыта непосредственного наблюдения натуры. Научная перспектива – то же что и прямая или фронтальная линейная перспектива Начертательная геометрия – наука, изучающая и излагающая правила построения на плоскости (например, бумаге) форм пространственных фигур (предметов), т.е. их контуров. Имеет следующие разделы: ортогональные проекции, проекции с числовыми отметками, аксонометрия, технический рисунок, перспектива, теория теней, теория отражений. Обратная перспектива – П. в которой точка схода находится перед картинной плоскостью. Перспектива предметов, находящихся очень близко от наблюдателя. Эффект обратной перспективы возникает из-за бинокулярности зрения. Применяется, например, в иконописи для усиления эмоционального воздействия. О.П. ранее считалась ошибочной. Основание картины – линия пересечения картинной и предметной плоскости. Отражения, построение отражений в перспективе – при построении отражений в П. следует соблюдать следующие законы и правила: 1. Угол отражения луча света равен углу падения. 2. Отражённые линии имеют ту же точку схода, что и линии, от которых они отразились. 3. Отражения объектов строятся так, будто отражающая поверхность виртуально увеличена до бесконечности, например, под стоящие на берегу объекты мысленно подводится гладь воды. 4. В отражении объект изображается так, будто он виден с отражающей поверхности, т.е. видны нижние стороны, не видимые в прямом изображении. 5. Отражения ближних объектов заслоняют (частично или полностью) отражения объектов расположенных дальше от зрителя. Падающая тень -тень, отбрасываемая предметом на другие поверхности. Панорамная перспектива (панорама – всё вижу) – изображение на внутренней стороне цилиндрической поверхности. Перспектива (лат. Perspicere внимательно рассматривать) – раздел начертательной геометрии – один из методов изображения пространственных тел на плоскости или какой-либо поверхности так, как мы их видим при непосредственном рассматривании с какого-либо одного места – метод проецирования лучами, исходящими из одной точки - центральное проецирование. Имеет следующие основные разделы: линейная перспектива, воздушная перспектива, теория теней, теория отражений. Перспектива всадника – вид с точки зрения всадника. Косоугольная изометрия с неизменным фасадом. Другие названия: кавальерская проекция, кабинетная изометрическая проекция, быстрая перспектива. Перспектива механическая – построение перспективы с помощью различных приспособлений и приборов, облегчающих построение. Приборы двух видов: 1. Для рисования с натуры: стекло, сетка, камера обскура. 2. Для вычерчивания перспективы по заданному плану предмета – перспектографы. В настоящее время к П.М. можно отнести и П. построенную с помощью компьютерных технологий. Перспектограф – прибор для механического построения перспективы по заданному в известном масштабе плану предмета. Перспективная живопись – род живописи, художественная выразительность которой основана на использовании эффектов линейной перспективы; декоративная живопись, иллюзионистически расширяющая реальное архитектурное пространство, а также перспективная театральная декорация. Перспективные масштабы – в перспективе отрезки прямых, равные в действительности между собой, геометрически не равны: по мере удаления от зрителя они уменьшаются, по мере приближения увеличиваются и выражают истинную величину (в масштабе картины) только будучи совмещёнными с картинной плоскостью. Плоскость горизонта – проходит через точку зрения параллельно предметной плоскости и пересекает картину. План – вид предмета сверху. Плафонная перспектива – изображение П. на потолке. Плоскостная перспектива – изображение П. на плоскости. Предметная плоскость – горизонтальная поверхность, на которой находятся изображаемые в П. предметы, картинная плоскость, зритель-наблюдатель (поверхность земли, стола, пола и т.п.). Проект (лат. Projectus – брошенный вперёд) – план, замысел, разработанные чертежи изделия. Пропорции (от лат. Proportion – соотношение, соразмерность) – соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Существует система пропорций, например "золотое сечение", которая отражают реально существующие в природе закономерности гармонии. Прямая (фронтальная) перспектива – в классическом виде прямая, линейная или научная перспектива сложилась в эпоху Возрождения. В настоящее время чаще называется фронтальной перспективой. Во фронтальной или прямой П. одна или несколько основных плоскостей параллельны картинной плоскости, например стена здания, помещения. Радиальная перспектива или метод следов лучей зрения – способ построения перспективы по ортогональным проекциям объекта построения, основанный на использовании в построении радиальных лучей – лучей зрения или следов лучей зрения. Достоинства: прост, удобен, компактен. Недостатки: большие погрешности при построении, недостаточная точность. Ракурс (фр. raccourci – сокращение, raccourcir - укорачивать) – 1. Изображение фигуры или предмета в перспективе, с сокращением удалённых от зрителя частей в живописи, графике и рельефе; 2. Приём операторского искусства – изображение объекта с различных точек зрения неподвижной или движущейся камерой. Рельефная перспектива – такая П., когда изображение имеет пространственные формы (рельеф, горельеф). Саккада (автоматия саккад) – глазодвигательный, (скачкообразный) рефлекс глаз человека. Глаза никогда не стоят на месте, постоянно непроизвольно перемещаются слева-направо и вверх-вниз, т.к. глаз ясно (!) видит окружающие предметы небольшим участком сетчатки (0,4 мм., или 2 % поля зрения) – центральной ямкой. В сторону от центральной ямки острота зрения резко падает. При неподвижных глазах мы бы видели лицо человека с расстояния 3 метра, а всего человека с расстояния 48 м. След луча зрения – отображение луча зрения на ортогональных проекциях, вертикальных и горизонтальных плоскостях в перспективе. Стереоскопическая перспектива – П., в которой, на плоскости выполнены по правилам линейной перспективы два изображения предметов: одно как его видит левый глаз, другое как правый. В настоящее время применяется при создании фильмов в формате 3D. Собственная тень -затемнённая часть освещённого предмета. Способы, методы построения перспективы -существует множество методов построения фронтальных и угловых перспективных изображений: радиальная перспектива или метод следов лучей зрения, метод перспективных масштабов, метод архитекторов, метод перспективной сетки, метод боковой стенки, метод этажерки, метод малой картины, метод совмещения предметной плоскости с картиной, метод треугольника нормального видения, метод построения перспективы по развёрнутой проекции, метод обратных лучей при построении теней и др. Стиль (лат. Stilus – остроконечная палочка для письма) – устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника Театральная перспектива – перспективное изображение, выполненное на ряде отдельных поверхностей. Тень падающая – тень, отбрасываемая предметом на другие поверхности. Тень собственная – затемнённая часть освещённого предмета. Теория теней – раздел начертательной геометрии, изучающий методы построения теней собственных и падающих. Тональная перспектива – понятие из техники живописи. Это изменение цвета, тона, контраста в зависимости от расположения объекта изображения в изображаемом пространстве: передний план, дальний план и т.п. Точка отдаления (дистанционная точка) – расположена на линии горизонта. Удалена от главной точки на расстояние, равное удалению точки зрения от картинной плоскости. Точек может быть две – по обе стороны от главной точки. D-P=S-P. Точка зрения – положение глаз наблюдателя по отношению к картинной плоскости. Это центр проекций, через который проходят проецирующие лучи ко всем точкам изображаемого предмета. Точка стояния – место расположения наблюдателя на предметной плоскости. Точка схода – точка на горизонте, в которую зрительно сходятся параллельные линии, уходящие вглубь картины. Угловая перспектива – такое перспективное изображение, в котором основные поверхности находятся под углом к картинной плоскости. Угол зрения – полный угол зрения обоими глазами в вертикальной плоскости – 125 градусов, в горизонтальной – 176. Минимальные искажения при угле зрения – 20–28 градусов, оптимальные – 28-37, допустимые– 37-53, сильные, чрезмерные – свыше 53-60 градусов (применяется в исключительных случаях). Угол (конус) ясного зрения, видения – угол, конус зрения, обеспечивающий при построении перспективы приемлемые искажения – 28-37 градусов. Фасад (фр. Façade – наружная сторона здания) 1. лицевая, наружная сторона здания, сооружения. 2. Чертёж ортогональной проекции лицевой стороны здания. Фронтальная (прямая) перспектива -в классическом виде прямая, линейная или научная перспектива сложилась в эпоху Возрождения. В настоящее время чаще называется фронтальной перспективой. Во фронтальной или прямой П. одна или несколько основных плоскостей параллельны картинной плоскости, например стена здания, помещения. Центральное проецирование – метод проецирования на плоскость, когда все проецирующие лучи проходят через одну общую точку – центр проекций, которым по сути является глаз наблюдателя. Эскиз (франц. Esquisse) – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. Эскизы перспективные – выполняются для выбора наилучших параметров перспективного изображения: ракурс, высота горизонта, главное расстояние, угол зрения и т.п.
|