Студопедия — Глоссарий дисциплины
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глоссарий дисциплины

Глоссарий дисциплины.

 

Актуализация наследия, деятельность, направленная на сохранение и включение культурного и природного наследия в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации. В практической сфере сложились определённые направления использования объектов: по первоначальному назначению; по назначению, отличному от первоначального, но не наносящему ущерб ценным качествам объектов; в целях презентации и изучения. Во многих случаях в качестве приоритетного или единственно возможного способа А.н. рассматривается его музеефикация.

 

Ансамблевый музей, музей, деятельность которого базируется в первую очередь на музеефикации недвижимых объектов культурного и природного наследия. К А.м. относят дома-музеи, музеи-монастыри, музеи-храмы, музеи-усадьбы, дворцы-музеи и т.п. Разделение музеев по доминантному типу хранимого музеем наследия на коллекционные музеи и А.м. было предложено российским музееведением в кон. 1980-х гг. С кон. 20 в. прослеживается тенденция трансформации целого ряда А.м. в средовые музеи.

 

Аудитория музейная, общность людей, на которых направлено воздействие музея. Характеризуется в соответствии с присущими ей социально-демографическими параметрами (пол, возраст, образование, место жительства). А.м. делится на реальную и потенциальную, постоянную и нестабильную, традиционную и новую (люди с ограниченными возможностями, мигранты, безработные, молодежь, индифферентная к музею). Детальная сегментация А.м., учет особенностей различных категорий посетителей, ориентация на ее расширение являются источниками качественных показателей культурно-образовательной деятельности музея. А.м. является объектом изучения социологии музейной и психологии музейной.

 

Ведомственные музеи, группа музеев, которые находятся в ведении различных министерств и ведомств в качестве структурных подразделений. Отвечают задачам представления и развития какого-либо отраслевого ведомства – образования, путей сообщения, здравоохранения и т.д., силовых министерств (обороны, внутренних дел и т.д.), а также научных (напр., Академии наук) и общественных организаций (профсоюзов, партий, обществ). Значительная часть В.м. – образовательных учреждений музеи. В.м. являются одной из представительных групп музеев РФ.

 

Виртуальный музей, 1) созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги «коллекций», «экспозицию» и т.п. Как правило, отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, широко представленными воспроизведениями «музейных предметов», наличием трехмерных «виртуальных экспозиций», дающих возможность виртуального путешествия по «экспозиции» и даже ее самостоятельного моделирования. 2) Электронные публикации объединенных по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций. На бытовом уровне «В.м.» нередко называют сайт реально существующего музея.

 

Выставка — временно действующая экспозиция музейная, создаваемая с целью актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий музея, расширения коммуникативных возможностей музея.

В. повышают эффективность использования коллекций музея, делают доступными для публики коллекции других музейных и частных собраний (см. Собрание музейное), позволяют выносить на обсуждение актуальные, в т.ч. социальные, проблемы, представлять новые исследования в профильных науках. В. различаются по месту проведения (внутримузейные, внемузейные, межмузейные, передвижные), по содержательным признакам (тематические, проблемные, фондовые, отчетные, персональные, юбилейные и др.). Разновидностью являются постоянно действующие В., дополняющие либо замещающие основную экспозицию музея. В. могут становиться творческой лабораторией музея.

 

Галереи (фр. galerie), специализированные художественные коллекции, которые различаются тематически, хронологически, по видам и жанрам; Г. являются одним из типов художественного музея либо разделом музея. В истории музейного дела создание Г. зачастую предшествовало появлению художественных музеев. В 20 в. понятие «Г.» расширилось: Г. называются доступные для обозрения коллекции разнородных памятников материальной культуры; художественные салоны, в которых проводятся выставки-продажи произведений искусства.

Город-музей, в музееведении исторический город (см. Историческое поселение), сохранивший историческую застройку и являющийся, как целостный организм, основным объектом показа. Г.-м. отличает высокая степень музеефикации и ориентация на культурный туризм. Понятие «Г.-м.» близко по значению зарубежному понятию «город-памятник». В Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО включено ок. 70 городов-памятников, в т.ч. один российский – исторический центр С.-Петербурга.

 

Государственные музеи, группа музеев, которые являются собственностью государства и финансируются из его бюджета. Первым Г.м. в России принято считать Петербургскую Кунсткамеру (1714). С 1918 осуществляется целенаправленное формирование государственной музейной сети. Г.м. находятся в ведении Министерства культуры РФ и составляют наиболее представительную группу в современном музейном мире России.

 

 

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, учетный документ, содержащий основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включённых в состав Музейного фонда РФ. Ведение Г.к. М.ф. РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.

 

Дворец-музей, музей, созданный на основе дворцового или дворцово-паркового ансамбля, обладающего высокой художественной и исторической ценностью. Д.-м. относится к ансамблевым музеям. В интерьерах Д.-м. сохраняется или реконструируется обстановка, представляющая синтез архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, и воссоздающая картину мира определенной эпохи. Наличие репрезентативного ансамбля отличает Д.-м. от музеефицированных дворцов, экспозиции которых не составляют неразрывного единства со зданием дворца.

 

Детский музейный центр, часть музея, где сконцентрирована работа с детской и семейной аудиторией; включает кружки, студии, клубы, творческие мастерские, лектории. Д.м.ц. использует для своей работы экспозицию музея (см. Экспозиция музейная), частью которого он является, реже создает собственные экспозиции и выставки.

 

Единица хранения, предмет или группа предметов, входящих в состав фондов музея, принятый (принятая) в качестве единицы учёта в музейном деле.

 

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, государственная информационная система, содержащая банк данных об объектах культурного наследия (памятниках) и являющаяся основным источником информации об этих объектах, их территориях и зонах охраны. Согласно ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (2002), Положение о реестре утверждается Правительством РФ.

 

Интерактивность музейная, технология, предполагающая активное участие аудитории музейной в процессе коммуникации музейной с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства. Осуществляется путём создания особой интерактивной среды (экспозиция музейная или интерактивные зоны). Используется в формах культурно-образовательной деятельности (интерактивные занятия, театрализованная экскурсия, ролевая игра), а также при разработке сопроводительных материалов (листки активности, творческие задания, интерактивные путеводители). Приобретает все большее значение в музейной деятельности, при контактах с детской и взрослой аудиторией.

 

Исторический парк, 1) в музееведении – учреждение музейного типа, в котором под открытым небом собраны различные материальные и нематериальные историко-культурные объекты и их воспроизведения [См. Воспроизведения музейного предмета (объекта)]. И.п. могут располагаться в достопримечательных местах, их территории могут включать некоторые подлинные историко-культурные объекты (Cм. Подлинник). Для И.п. характерно значительное разнообразие форм культурно-образовательной деятельности и предлагаемых посетителям развлечений. Одна из форм освоения наследия, используемая в основном за рубежом. 2) Произведение садово-паркового искусства, обладающее культурно-исторической ценностью и являющееся объектом культурного и природного наследия.

 

Классификация музейных предметов, метод научной организации фондов музеев, направленный на фиксацию историко-культурного и юридического значения музейных предметов и создание условий, максимально способствующих их хранению, использованию, исследованию. К.м.п. фиксирует закономерные связи между типами, родами и видами предметов. Типы выделяются по способу кодирования социокультурной информации – вещественные (вещевые), вербальные, изобразительные, знаковые, этнологические (поведенческие), звуковые (фонические); подразделяются на роды, не имеющие универсального критерия для всей совокупности музейных предметов (например, изобразительно-художественные, изобразительно-графические). Основу видовой К.м.п. составляют единство происхождения, общность содержания и назначения. Виды подразделяются на разновидности, группы хранения, подгруппы на основании существенного для организации фондов признака – классификации по материалу или по функциональному назначению, тематическому, хронологическому, отраслевому, структурному и другим признакам. К.м.п. вырабатывалась исторически как система организации коллекций музейных. Выбор критериев К.м.п. зависит от профиля музея и систематики, сложившейся в определяющей профиль отрасли науки или виде искусства.

 

Коллекция музейная — совокупность музейных предметов, связанных между собой общностью одного или нескольких признаков и представляющих особую ценность (научную, познавательную, художественную, мемориальную) как единое целое.
К.м. является основной формой хранения музейных предметов и складывается в результате целенаправленной научной работы, при которой каждый предмет К.м. приобретает особое значение в ряду остальных. Основообразующий принцип К.м. – общий признак предмета – позволяет выделять коллекции систематические (из однотипных предметов), тематические (из различных по типу предметов, раскрывающих определённую тему), мемориальные (из предметов, связанных с историческими событием или личностью), персональные (из предметов, принадлежащих определённому лицу).

Комплектование музейных фондов, одно из основных направлений музейной деятельности, процесс выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов. К.м.ф. осуществляется целенаправленно в соответствии с миссией музея и научной концепцией комплектования музея. Реализует основную социальную функцию музея – документирования процессов и явлений, происходящих в природе и обществе.

 

Консервация (от лат. conservatio – сохранение), комплекс мер, обеспечивающих длительную сохранность историко-культурных и природных объектов путем стабилизации их физического состояния и создания долговременной защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды. К. является одним из важнейших этапов реставрации, а также наиболее строгим и щадящим из реставрационных методов.

 

Культурный туризм, разновидность активного отдыха, путешествие с целью удовлетворения духовных потребностей, включая приобщение к культурным ценностям и природе региона, страны; один из способов использования свободного времени, позволяющий сочетать духовное обогащение личности с восстановлением физических сил и оздоровлением. Музей может являться объектом К.т. (самостоятельной целью, главным мотивом участия в путешествии или одним из звеньев в цепи историко-культурных и природных составляющих туристского маршрута), а также субъектом – инициатором разработки и осуществления туристских программ. К.т. может служить фактором развития музея и его коммуникационных возможностей внутри страны и за рубежом.

 

Мемориальные музеи, группа музеев, посвященных выдающейся личности или важному историческому событию и созданных на месте, связанном с меморируемым лицом или событием. Все направления деятельности М.м. нацелены на выявление и интерпретацию этой связи. Исторический период, связанный с жизнью и деятельностью меморируемой личности, принимается за «оптимальную дату», с учетом которой проводится реставрация и реконструкция, восстановление интерьеров и т.п. Профиль музея определяется сферой деятельности, в которой проявила себя меморируемая личность; наиболее многочисленны в РФ мемориальные литературные музеи. Среди М.м. преобладают дома-музеи, музеи-усадьбы, музеи-квартиры, музеи-мастерские. В последние десятилетия 20 в. в связи с тенденцией к комплексному сохранению среды многие М.м. стали многопрофильными и получили статус музеев-заповедников.

 

Музей-заповедник — группа музеев под открытым небом, созданных на основе музеефикации территорий и недвижимых объектов культурного и природного наследия, и получивших соответствующий статус. М.-з. могут обладать диной территорией или включать ряд рассредоточенных объектов. С кон. 20 в. все большую роль начинают играть сохранение или воссоздание взаимосвязей между объектами М.-з., включение в состав последних объектов нематериального культурного наследия, а также ревитализация среды. Отдельные М.-з. приобретают качества, сближающие их с экомузеями и живыми музеями. Важным фактором сохранения и развития М.-з. в 21 в. представляются разработка и введение в действие соответствующего законодательства.

 

Музей-памятник — тип музеев, создаваемый на основе отдельных памятников истории и культуры. Как правило, возникают в результате музеефикации единичных и комплексных памятников (Подводная лодка Б-413 в Калининграде). Музеями-памятниками также являются музеи, возникшие на основе архитектурных сооружений, воздвигнутых в память исторических событий или лиц (Музей-памятник "Защитникам перевалов Кавказа", "Покровский собор", историко-архитектурный музей-памятник в г. Москва, филиал Государственного Исторического музея).

Музей-корабль — корабль, превращенный в объект музейного показа и имеющий статус самостоятельного музея или входящий в состав какого-либо музея. На музее-корабле, как правило, сохраняется или восстанавливается техническое оборудование (в случае военного корабля — также вооружение) и обстановка, дающая представление о жизни команды и пассажиров. Экспозиция дополняется материалами по истории корабля, связанных с ним личностей и т.п. На наиболее крупных кораблях-музеях разворачивается целый комплекс исторических, естественнонаучных, научно-технических, художественных экспозиций. Первым музеем-кораблем в истории музейного дела России стал крейсер "Аврора", музеефицированный в 1956 г. В настоящее время в разных регионах РФ находится целый ряд музеев-кораблей, созданных на основе музеефикации военных и гражданских судов: подводные лодки С-56 (Владивосток), Д-2 "Народоволец" (Санкт-Петербург)

 

 

Музеи-усадьбы, группа ансамблевых музеев или средовых музеев, созданных на основе музеефикации архитектурного, ландшафтного и хозяйственного комплекса усадьбы. В кон. 20 в. обозначилась тенденция к музеефикации усадьбы в ее целостности, что предполагает восстановление парка, надворных построек, малых архитектурных форм и т.п., возрождение различных видов хозяйственной деятельности (конный двор, пасеки, сады и огороды, покосы и т.п.), ревитализацию окружающего ландшафта, исторически связанного с усадьбой. Это позволяет относить многие современные М.-у. к средовым музеям и присваивать наиболее ценным из них статус музея-заповедника. Большинство современных М.-у. – мемориальные музеи, посвященные жизни и творчеству выдающихся деятелей истории, науки, культуры.

 

Музейный фонд Российской Федерации, совокупность движимых объектов, получивших юридический статус памятников и постоянно находящихся на территории РФ. В М.ф. включены музейные предметы и предметы музейного значения, имеющие научную, художественную, историческую или иную культурную ценность; их принадлежность к М.ф. является гарантией учета и сохранности, обеспечения изучения и использования культурного и природного наследия в интересах общества. М.ф. состоит из государственной части, которая является государственной собственностью РФ и закрепляется за государственными музеями на правах оперативного управления, и негосударственной части, находящейся в собственности муниципальных органов, частных лиц, объединений и организаций. Предметы М.ф. подлежат обязательной регистрации в Государственном каталоге музейного фонда РФ.

 

Парамузеи, в зарубежной музеологии – учреждения музейного типа, хранящие и экспонирующие не подлинные музейные предметы, но воспроизведения музейных предметов (объектов) или объекты, специально созданные для иллюстрирования исторических событий и явлений: восковые фигуры, высококачественные репродукции произведений искусства, предметные комплексы, новоделы и т.п.

 

Сайт-музей (от англ. site – месторасположение, местонахождение), в зарубежной музеологии – музеи, организованные с целью сохранения объектов культурного и природного наследия на месте их создания или обнаружения. Международный совет музеев выделяет четыре группы С.-м.: экологические – возникшие на основе музеефикации природной среды; этнографические – расположенные на месте прошлого или настоящего обитания человеческого сообщества и музеефицирующие свидетельства его образа жизни и традиций; исторические – созданные и функционирующие на местах, связанных с историческим событием или деятельностью выдающейся личности; археологические – организованные на месте раскопок. Являются близкими аналогами российских музеев-заповедников, музеев-усадеб, домов-музеев.

 

Свойства музейного предмета, наиболее важные характеристики музейного предмета, определяющие его значимость как первоисточника знаний и эмоций. Основные С.м.п. независимо от их типов и видов: информативность – способность являться источником информации; экспрессивность – способность к эмоциональному воздействию; аттрактивность – внешняя привлекательность; репрезентативность – способность достоверно представлять эпоху, круг определенных предметов или явлений. В зарубежной музеологии совокупность этих свойств, позволяющую именно данный предмет выделять в среде бытования и переносить в музей для хранения и использования в музейной деятельности, нередко обозначают термином «музеальность». Степень выраженности С.м.п. определяет музейную ценность предмета.

 

Экспонент [от лат. exponens (exponentis) – выставляющийся напоказ, показывающий], частное лицо или учреждение, предоставляющие принадлежащие им материалы для экспонирования на выставке или музейном мероприятии. Передача материалов музею юридически оформляется актом приема на постоянное или временное хранение.

 

Язык музея, метафора, основанная на существенном сходстве процессов порождения смысла с использованием средств естественного языка, с одной стороны, и средств коммуникации музейной – с другой. Выразительность Я.м. достигается посредством различных знаковых систем и иных механизмов, выработанных культурой (коллекций, исторических символов, изобразительного искусства, естественного языка, технологий и пр.) и необходимых для реализации социальных функций музея и интерпретации музейной. В таком понимании собрание музейное уподобляется тезаурусу (словарю) языка, а правила экспонирования – коду, позволяющему конструировать смыслы. Подобно слову в предложении, отдельный музейный предмет приобретает значение в окружении других экспонатов или единиц коллекции, а экспозиция музейная приобретает признаки текста. В Я.м., как и в естественном языке, коммуникация осуществляется на основе двух главных действий – селекции и комбинации, при этом существует иерархия знаковых конструкций, а значение знака зависит от его места в последовательности других знаков.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекарственные формы с антибиотиками | Глоссарий. Актуализация наследия, деятельность, направленная на сохранение и включение культурного и природного наследия в современную культуру путем активизации

Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1342. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия