Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Журналист в экстремальной ситуации

 

1. Бобков, А.К. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие .А.К. Бобков. -- Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. -- 96 с.

 

2. Князев, А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учебник А.А. Князев. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. ? 160 с.

 

3. Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ: учебник Г.В. Кузнецов. М.: Изд-во МГУ, 2004. 400 с.

 

4. Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. ? М.: Изд-во МГУ, 2005. 368 с.

 

5. Мэллет, Малькольм Ф. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы: справочник / Ред.-сост. Малькольм Ф.Мэллет; Пер. с англ. И. Осадчей. М.: Права человека, 1998. 152 с.

 

6. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник Е.П. Прохоров. 7-е издание, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 349 с.

 

7. Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник Л.Г. Свитич. -- М.: Аспект Пресс, 2003. -- 255 с.

 

8. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие А.А. Тертычный. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2002. 312 с.

 

9. Цвик, В.Л. Журналист с микрофоном: учебное пособие / В.Л. Цвик. -- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. -- 59 с.

 

10. Шум, Ю.А. Журналистское расследование: учебник / Ю.А. Шум. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. ? 288 с.

 

 

Журналист в экстремальной ситуации

«Журналист полностью осознает опасность ограничения, преследования и насилия, которые могут быть спровоциро­ваны его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограниче­нию гражданских прав по любым признакам, включая при­знаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального проис­хождения. Журналист уважает честь и достоинство лю­дей, которые становятся объектами его профессионально­го внимания. Он воздерживается от любых пренебрежитель­ных намеков или комментариев в отношении расы, нацио­нальности, цвета кожи, религии, социального происхожде­ния или пола, а также в отношении физического недостат­ка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоя­тельства напрямую связаны с содержанием публикующего­ся сообщения. Журналист обязан, безусловно, избегать упо­требления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей» (из Ко­декса профессиональной этики российского журналиста, принятого Конгрессом журналистов России в 1994 г.).

Социальный конфликт Современная наука трактует понятие «конфликт» как динамический тип социальных взаимоотноше­ний, которые проистекают из возможных или реальных стол­кновений субъектов конфликта. Причем столкновения неизбеж­ны в силу того, что у участников (сторон) конфликта различные предпочтения, интересы, ценностные ориентации. Этот тип от­ношений постоянно присутствует в среде (в явном или неявном виде, в «дремлющем» состоянии) и не поддается устранению.

Стадии конфликта. Любой конфликт (будь он социальным, национальным или религиозным) в своем развитии проходит через несколько основных стадий:

1) скрытая (латентная) ста­дия, когда есть конфликтная ситуация, но сам конфликт еще не разгорелся, интересы и цели потенциальных конфликтантов не осознаны до конца или не выражаются явно;

2) эска­лация — развитие конфликта, т. е. рост масштабов и интен­сивности конфликтного поведения;

3) открытая стадия — кон­фликт становится очевидным, субъекты конфликта находятся в непосредственном взаимодействии или противостоянии;

4) деэскалация конфликта — снижение «энергетического» уров­ня конфликтного взаимодействия, т. е. сокращение масштабов и интенсивности поведения конфликтантов;

5) постконфликт­ная стадия - все закончилось, можно провести анализ послед­ствий столкновений.

Что эти знания о конфликте дают журналистам? Масса примеров из истории свидетельствует о том, что на первой, скрытой, стадии конфликта активное и целенаправленное де­зинформирование или дефицит информации о степени опас­ности противостояния приводят к резкому обострению си­туации. Если пресса не реализует свои возможности на этой стадии, то вряд ли можно ожидать своевременной и адекват­ной реакции институтов гражданского общества и государ­ства на потенциальную опасность. Реальной перспективой дальнейшего развития событий может стать рост недопони­мания, возникновение напряженности в отношениях между конкурентами в политической, экономической или иных сфе­рах вплоть до прямого столкновения сторон.

Журналист может освещать событие, отражать факт как само­стоятельный и изолированный предмет, а может отражать его как часть целого, как элемент сложного явления. Соответственно ау­дитория СМИ получит информационный продукт, в разной степе­ни отражающий действительность. Успехи же в разрешении кон­кретных споров могут обеспечить и разрешение самого конфликта. Конфликт никогда не вспыхивает сам по себе, без какого-либо толчка. Причем для этого совершенно не обязательно вмешатель­ство внешних сил — конфликт может разразиться в результате нако­пления отрицательного потенциала в самой конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - исходное положение конфликта. Это такое состояние социальной системы, группы людей или взаимодействий между ними, в которой проявляются проти­воречия интересов, целей, мотивов поведения или жизненных установок. Осознание этих противоречий побуждает потенци­альных оппонентов начать конфликтное взаимодействие, гото­виться к предстоящей борьбе. За конфликтной ситуацией может последовать инцидент.

Инцидент - это столкновение сторон конфликта, означаю­щее перевод конфликтной ситуации в стадию конфликтного вза­имодействия.

С профессиональной точки зрения, сообщая о конфликте, журналист (редакция, пресса, СМИ в целом), как правило, ин­формирует свою аудиторию о предмете конфликта, т. е. об объ­ективно существующей или мыслимой (воображаемой) про­блеме, которая становится причиной расхождения во взглядах, оценках и целях оппонентов. Конечно же, пресса не обходит вниманием тех людей, общественные группы, структуры вла­сти или иные группы влияния, которые являются участниками конфликта, т. е. конфликтующими сторонами. Иными словами, пресса участвует в идентификации непосредственных (явных или неявных) участников конфликтных событий — субъектов конфликта, показывает их во взаимодействии.

Журналисту полезно знать, что к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт приводят, в частности, конфликтогены. Специфические конфликтогены про­являются и в практике информационного сопровождения кон­фликтов, в том числе и в журналистской работе. Что такое кон­фликтогены? Это - действия одной или нескольких сторон вза­имодействия, в том числе слова, жесты, оценки, суждения, спо­собные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее трансформации в реальное конфликтное поведение. Бездействие также может быть конфликтогенным.

Конфликтогены информационного сопровождения конфлик­та - такое поведение журналистов и редакций СМИ, которое может быть использовано для трансформации конфликтной си­туации в конфликт, для обострения (эскалации) конкретного кон­фликтного противостояния. Конфликтогенами информационного сопровождения конфликта, в частности, являются специфические приемы организации информации, с помощью которых создается искаженное представление о существенных характеристиках кон­фликта (об участниках, причинах, последствиях и т. д.). Безуслов­ным конфликтогеном является «язык вражды». Журналист, осве­щающий конфликтную ситуацию и при этом отождествляющий себя с взглядами только одной из сторон конфликта, сам стано­вится носителем конфликтогенов.

Телевидение, радио и газеты, осуществляя информационное сопровождение конфликта, формируя представления о конфлик­те, иногда также диагностируют конфликт, прогнозируют его раз­витие и предлагают рецепты решения проблем. А это значит, что СМИ таким образом выступают в качестве самостоятельного или - чаще - зависимого игрока на информационном поле. Тем самым пресса, как один из важнейших поставщиков информации для общества и его властных структур, формирует представления о конфликте, обеспечивает установки на его разрешение и факти­чески воздействует на конфликт.

Информационное сопровождение конфликта - направлен­ное или спонтанное освещение в прессе значимых событий кон­фликтного противостояния. При этом аудитории СМИ дается ин­формация о субъектах и предмете конфликта, о предполагаемых или реальных целях и намерениях соперничающих сторон, о ре­альных и вероятных последствиях конфликтного взаимодействия.

Основные методы, усиливающие или ослабляющие эмоциональное воздействие на аудиторию при освещении СМИ событий в зоне конфлик­та (на примере войны в Чечне)1

Методы, усиливающие эмоциональное воздействие Методы, ослабляющие эмоциональное воздействие
Натурализм в описаниях и показе убитых, раненых вызывает резко негативное отношение к происходящему Сдержанность при упоминании о притеснениях русских в Чечне снижают остроту восприятия информации
Индивидуализация действующих лиц – при упоминании имени ополченца-героя очерка, его «мирной» профессии – возникает симпатия к этим многословным и суровым людям Деперсонализация действующих лиц – солдаты, напротив, безымянны, без выраженных личностных характеристик, к которым трудно испытывать сочувствие
Героизация – чеченские бойцы показаны прирождёнными воинами, все как один вставшими на защиту своей Родины Мизеризация - солдаты показаны голодными, замёрзшими, дезориентированными в обстановке, в таком виде они вызывают к себе жалость за них и армию в целом
Матуризация (развитие, созревание, взросление) – даже 12-14 – летние подростки-чеченцы выглядят вполне мужественными бойцами, воюющими наравне со взрослыми Инфантилизация – рядовые бойцы выступают несмышлеными мальчишками 18-20 лет, которых послали умирать
Солидаризация с одной из сторон путём прямого определения («наши», «свои») или косвенных намёков – способствует созданию впечатления о сближении автора и героя, отождествлении их позиций Отстранение – предполагает обратный эффект путем использования прямых («эта страна», «эта армия») или косвенных указаний
Глобализация конфликта – угроза его распространения за пределы Чечни, Кавказа, несомненно пугает личным вовлечением в сферу военных действий Локализация событий в рамках одной Чечни – успокаивает («это от меня далеко и вряд ли меня коснётся») и позволяет следить за событиями и вырабатывать своё отношение к ним без личной заинтересованности

Конечно, выбор модели поведения журналиста, как пра­вило, остается за ним. Вопрос в том, чему журналист отда­ет предпочтение, чем руководствуется в этом выборе. Жур­налист может просто описывать реальные и лежащие на по­верхности факты, а может попытаться пролить свет на при­роду их происхождения, показать взаимосвязь и противоре­чивость событий. Это сложно. Журналист может захотеть увидеть нечто большее за фактом (например, проблему боль­шой социальной значимости или конфликт, затрагивающий многих людей), а может и не иметь никакой иной мотивации, кроме редакционного задания и чисто прагматического инте­реса — выжать максимум из своего статуса «владельца ин­формации».

Основные концепции (позиции) в освещении конфликтов:

а) беспристрастность, объективность, с показом всех ужасов межнациональных конфликтов («натуралистическая концеп­ция»);

б) дозированность, с учетом политической ситуации, как в стране, так и на политической арене; возможно замал­чивание СМИ международного гуманитарного права в ходе разрешения таких конфликтов («конъюктурная позиция»);

в) взвешеннось, аналитичность в исследовании специфики и характера протекания конфликта. СМИ раскрывают свою по­зицию не в качестве стороннего наблюдателя, а как заинте­ресованный субъект разрешения конфликта с блокировани­ем остроты его протекания («взвешенная аналитическая по­зиция»).

В свое время некоторыми московскими СМИ интересно осве­щался конфликт в Нагорном Карабахе. Многие редакции нахо­дили способы показать его с двух точек зрения: как с армян­ской, так и с азербайджанской. Если редакция имела, скажем, материал своего корреспондента из Армении, то из Азербайджа­на также заказывался материал журналистам.

Журналистика должна быть нравственно ориентирован­ной. Каждый человек, который сталкивается с горем, бедой, с преступлением, так или иначе оценивает эти явления, и если он об этом говорит, пишет, то эта оценка выражена в ком­позиции, в компоновке. Она заключена уже в самом взгляде: че ловек обращает внимание на те детали, которые ему необходи­мы, и не обращает внимания на что-то другое. Можно сказать, что журналисты просто свидетельствуют о тех событиях, кото­рые происходили на их глазах. Но это не совсем так. В журна­листике самый высокий жанр - это жанр репортажа. Но при этом журналистика не ограничена простым информированием. Журналист - это человек, свидетельствующий о бедах и пре­ступлениях, но не обязательно о бедах и преступлениях - он свидетельствует о жизни, о своем отношении к этой жизни; фактический свидетель некоего грандиозного гражданского процесса, который ведет народ против произвола власти; пред­ставитель общества, которое развивается через противодей­ствие произволу властей.

Исследователи мотивации журналистской деятельности схо­дятся во мнении, что в системе факторов, побуждающих жур­налиста к конкретной профессиональной деятельности, ключе­вым является желание «влиять». Влиять на ситуацию, на чело­века, на развитие событий, на социально значимые обстоятель­ства и процессы. При этом важно понимание того, что если жур­налист и не ставит перед собой прямой цели влиять, то его ин­формирование о конфликтном событии так или иначе оказыва­ет влияние на восприятие конфликта, а значит, и на решение или углубление самой проблемы, которая обеспечивает динамику и интенсивность конфликта. Если речь идет о позитивном по­тенциале прессы, то она может обеспечивать возможность ве­дения диалога между конфликтующими сторонами; информи­ровать население о причинах и возможных последствиях раз­вития конфликтов; предоставлять населению информацию ре­зультатов поиска оптимальных решений в ситуациях межнаци­ональной напряженности. Сообщения СМИ могут способство­вать нарастанию степени напряженности в межнациональных отношениях в условиях конфликта: укреплять в массовом со­знании негативные национальные стереотипы, препятствую­щие формированию установок терпимости и взаимопонимания; нагнетать чувства страха, обреченности, недоверия, вести к от­сутствию диалога, что способствует переходу конфликта в ла­тентную фазу.

Поэтому журналисты, освещающие конфликты должны:

а) воздерживаться от публикации материалов, основан­ных на непроверенных данных; от оправдания жестокости, тер­рора, независимо от того, какие цели провозглашают лица, в них виновные; от употребления провоцирующих и оскорбительных терминов;

б) своевременно и полно информировать обществен­ность о документах, регламентирующих правовую ситуацию в конфликтных регионах;

в) способствовать поиску моделей уре­гулирования, обеспечивающих прочный мир.

Журналистика предполагает большой выбор поведенческих моделей и наделяет значительными степенями свободы предста­вителей этой профессии. Каковы пределы положительного вли­яния журналиста, где та грань, за которой начинаются негатив­ные последствия воздействия прессы на развитие конфликта? Михаил Мельников, исследователь экстремальной журналисти­ки, на основе постулатов конфликтологии и наблюдений за тем, как обычно освещаются конфликты, предлагает идеальную (по­зитивную) и реальную (негативную) модели информационного сопровождения конфликта.

· Идеальная (позитивная) модель состоит из следующих эле­ментов: воспроизведение (описание, показ, отражение) реаль­ных проблем, вызвавших конфликт;

· реалистичное отображение стадий конфликта (скрытая, поведенческая, постконфликтная, стадия возврата);

· объективный образ сторон конфликта, отсут­ствие стереотипов;

· полная ретроспектива конфликта с использо­ванием альтернативных источников (исторический фон);

· точное и полное информирование о конфликтных событиях;

воспроиз­водство всех реально существующих инициатив и шагов по уре­гулированию конфликта, поддержка социальных технологий ре­дукции (ослабления) конфликта.

Реальная (негативная) модель:

· воспроизводство мнимых (ложных, воображаемых) проблем конфликта;

· ложная трактовка стадий конфликта (непосредственное конфликтное взаимодей­ствие замещается представлением о «борьбе идей» или драма­тизируется столкновение мнений, позиций;

· напряженность от­ношений выдается за враждебность или агрессию, конкурен­ты — за врагов);

· ложный образ сторон конфликта, акцентиро­ванная негативная стереотипизация одной стороны и позитив ная стереотипизация оппонента;

· избирательная ретроспектива конфликта, отказ от использования альтернативных источников, обращение к псевдонаучным работам;

· необъективное инфор­мирование о конфликтных событиях;

· избирательное отражение инициатив, решений и действий оппонентов по урегулирова­нию конфликта, поддержка намерений и шагов, направленных на эскалацию конфликта, на повышение «градуса» конфликта.

Правила поведения в зоне конфликта.За время недавних войн журналисты выработали своеобразный свод правил пове­дения, помогающих представителям прессы успешно выполнять свои задачи.

В них входят: правила поведения непосредственно на месте военного конфликта, «рекогносцировка на местности», правила формирования репортажа с места военного действия. Тем, кто впервые решил выехать на столь серьезное меропри­ятие, рекомендуется, прежде всего, мысленно разбить предпри­нимаемую акцию на несколько промежуточных этапов: опреде­лить для себя способ проникновения на территорию, которая, как правило, очень серьезно заблокирована оцеплением, заранее сформулировать непоколебимые поводы для присутствия и на­хождения на территории, где проводится антитеррористическая операция. Цели и задачи по своему масштабу должны превосхо­дить аргументы для выдворения за пределы интересующей жур­налиста территории. Аргументы должны позволить выполнить редакционное задание таким образом, чтобы начальники, с ко­торыми доведется столкнуться, помогли попасть в нужный рай­он, встретиться с интересующими людьми.

Психологическая подготовка к поездке в зону конфлик­та.Сначала - личная психологическая подготовка. Нужно го­товить себя к тому, что можно оказаться в самых невероятных условиях, и необходимо заранее думать: как из таких условий выйти сегодня, как выйти завтра, как послезавтра. Следующее в психологической подготовке, что нужно отметить уже на ме­сте, — это большое внимание ко всем деталям и обстановке. Журналист должен совершенно четко себе представлять, где он живет, где находится, где ездит, какие маршруты использует, ка­ким транспортом пользуется, с кем из местных людей общается. Опытные военные журналисты говорят, что человек, впервые попадающий в сложную, критическую для него ситуацию, ста­новится как бы слепым и глухим: он ничего не видит, ничего не замечает, купается в этой обстановке не по своей воле, а плывет туда, куда его несет течение. Поэтому в первые пять дней жур­налист, впервые попавший в подобную обстановку, будет сле­пым и глухим. Потом, через недельку, он обвыкнет, начнет адек­ватно воспринимать ситуацию, в которой оказался, и сможет ра­ботать.

Журналисту, попавшему в «горячую точку», необходимо уметь ответить на вопросы:

Знаете ли вы, как осмотреть свою ав­томашину тогда, когда вы в нее садитесь в «горячей точке»?

Зна­ете ли вы, каковы признаки посылки бомбы-письма, бандероли-бомбы?

Знаете ли вы группу и резус-фактор своей крови и кро­ви своих родных и близких?

Знаете ли вы то ближайшее место, где вам могут оказать помощь - как правовую, так и медицин­скую?

Знаете ли вы признаки готовящегося против вас террори­стического акта?

Знаете ли вы, что такое словесный портрет, и умеете ли им пользоваться?

Знаете ли вы, что делать, если вас предупреждают телефонным звонком о том, что у вас в офисе заложена бомба?

Знаете ли вы, как вести себя, когда вас похи­щают?

Знаете ли вы, как себя вести в плену?

Знаете ли вы, как выбирать маршрут передвижения на машине?

Умеете ли вы вы­являть за собой наружное наблюдение?

Знаете ли вы, что такое легендирование, как оно работает в условиях кризисных ситуа­ций?

Умеете ли вы организовывать конспиративные встречи со своими контактами, от которых получаете информацию?

Мы рассмотрели различные стороны журналистики в зоне кон­фликта. Выяснилось, что его пребывание там имеет определен­ные характеристики и описывается некоторыми ключевыми мо­ментами. Прежде всего, журналист, который хочет не только хо­рошо исполнить свои служебные обязанности, но и остаться в живых, должен соблюдать определенные меры безопасности, ко­торые можно назвать сводом правил и рекомендаций для участ­ника военного конфликта. Пребывание журналиста в зоне кон­фликта характеризуют его отношения с военными. Иногда они не считают журналиста своим союзником, и порой складывает­ся парадоксальная ситуация, когда информацию о происходящем прессе намного проще получить у зачинщиков военных действий или у террористов, чем у представителей военного командования.

Следующее правило: журналисту необходимо стремиться к мак­симальной объективности в освещении событий. Это тем более важно, когда речь идет о войне. Помимо чисто прагматических соображений здесь отражается и нравственность журналиста. В заключение можно сделать вывод о том, что проблема журнали­ста на войне очень серьезна и обостряется с каждым годом.

Литература

Абрамов В. Работа журналиста в особых условиях. М., 2005.

Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции) // Газета. 2003. 3 апр.

Волковский Н. Л. История информационных войн: в 2 ч. СПб., 2003.

Вугельман В. М. Телевидение в чрезвычайных ситуациях // Современная журналистика: тенденции развития, противоречия: тезисы конф. Екатерин­бург, 1994.

ГассерХ.-П. Защита журналистов в опасных командировках. М., 1994.

Горячая точка: справ, для журналистов. ML, 1999.

Доклад об освещении российскими СМИ трагедии в Беслане: доступ к ин­формации и условия работы журналистов. Владикавказ, 2002.

Евдокимов А. Средства массовой информации в противодействии террориз­му // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М., 2002.

Лещинскии М Отторжение: о журналистской работе во время войны в Аф­ганистане // Журналист. 1991. № 2. С. 6-12.

Методические рекомендации по освещению в СМИ чрезвычайных ситуа­ций, представляющих угрозу безопасности людей. М., 2006.

Прикладная конфликтология для журналистов / сост. М. Мельников. М., 2006.

Пухский П. Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.

Романов Ю. Я снимаю войну... М., 2002.

Ротарь И Общие рекомендации для журналистов, работающих в зонах конфликтов на территории бывшего СССР. М., 1993.

Тулупов В. Экстремальная журналистика // Акценты. 1999. № 2.

Элбакян В. Справочник для журналистов, работающих в районах военных

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЖУРНАЛИЗМ - свойства, присущие журнальному произведению и журналистской профессии | МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИРОДА ЖУРНАЛИСТИКИ

Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 2512. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия