Возникновение и развитие сознания. Трудовая теория возникновения сознания по К. Марксу
Сознание – высшая, присущая только человеку форма психического отражения реальности. Функция сознания состоит в целеобразовании, предвидении и прогнозировании результатов деятельности. Сознательное поведение и деятельность детерминировано будущим. И этим будущим является цель – представление о результате будущих действий. Цель как закон определяет способ и характер действий человека (К.Маркс). Прежде чем действовать человек строит образ результата действия, т.е. цель. В этом состоит отличие человека от животного. А вовсе не в наличии интеллекта. Труд и язык явились двумя наиболее важными факторами возникновения сознания. Характерной чертой человеческого процесса труда является изготовление и употребление орудий труда и совместная форма осуществления. Согласно трудовой теории возникновения сознания у человека, созданной Карлом Марксом, сознание человека возникало прежде всего под влиянием изготовления, хранения и использования орудий труда, этих первичных артефактов, материальных средств формирующейся деятельности первобытного человека. Трудовая деятельность изначально складывалась как коллективная, совместная. Такая форма деятельности могла возникнуть только при наличии общения между ее участниками, речи и языка как средств коммуникации. Благодаря языку стало возможным возникновение абстрактного мышления, умственного планирования, целеобразования и других феноменов человеческого сознания. У животных поведение может быть опосредствовано простейшими приспособлениями: палками камнями. Но только человек систематически производит, накапливает и использует различные орудия труда, инструменты и т.п. Что такое чашка? Это вылепленная из глины пригоршня. Согнутая одна ладошка или сложенные вместе две согнутые ладони. В человеке все процессы и свойства как телесные, так психические опосредствованы культурой. Отсюда утверждение, что в человеке нет ничего биологического (В.В.Давыдов). Биологический тип человека – плод труда по Ф. Энгельсу. Он утверждал, что «труд создал человека». По Дарвину это Homo sapiens. Органическая, телесная организация человека социальна и является продуктом культурного развития человеческого общества, прежде всего труда и материального производства. В процессе антропогенеза человеческая органика закреплялась в генотипе, передавалась по наследству, становилась врожденной. По Леонтьеву сознательное отражение отличается биологической беспристрастностью, выделением в действительности объективных устойчивых связей, «вне зависимости от отношений к ней субъекта». Это, конечно, наивные рассуждения академика в духе классического рационализма. Знание всегда личностно. Леонтьев сводит сознание к познанию. Сам себе противоречит, т.к. в структуре сознания он выделяет, наряду со значениями (объективными знаниями о мире), личностные смыслы (субъективные отношения к вещам). И человеческого познания мира нет и быть не может без субъективно-личностного отношения к нему, эмоциональных оценок и других внутренних причин. Сознание по Леонтьеву – это особое отражение отличное от биологического отражения. Но это тоже банальное утверждение. В человеческом сознании мир стал отражаться как таковой, независимо от биологических целей, считает Леонтьев. Это неверно. Любая цель – это компонент сознания, в том числе и биологическая. (Поесть, например)
|