Понятие как предмет философии
Философия– это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления человека. Платон: Философия—это тот предмет, который помогает понять разумно устроенный мир. Философия изучает наиболее общие законы природы. Категории философии по Платону: мудрость и разумность. Разумность—действие со знанием дела. Философия имеет свою точность, меру. Аристотель: философия – мышление о мышлении (абстрактное и научное). Гегель: философия – целая эпоха, но схваченная в мысли. Философия в переводе с греческого означает «любовь к мудрости».
Рассматривая вопрос о предмете философии, мы постепенно должны ответить на следующие важные для нас вопросы: · Что представляет собой философская потребность? · Откуда возникает философия как таковая (каково место философии в мире) · Как появляются философские системы · Что такое философия? · Зачем она нам нужна? · Как она соотносится со всем другим? Кант предложил несколько основных философских вопросов, в своей совокупности составляющих сущность философского знания: 1. что я могу знать? 2. на что я могу надеяться? 3. что я должен делать? 4. что такое человек? Причем четвертый вопрос Кант считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих. Существует и другая система философских вопросов, имеющая широкое распространение. Эти вопросы таковы: 1. соотношение мышления и материи 2. что первично – материя или сознание 3. как соотносятся душа и тело 4. есть ли жизнь после смерти и т.д. Функции философии: 1. Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. 2. Мировоззренческая функция - способствует формированию целостного взгляда на мир, его устройство, общество, как части этого целого, место человека в мире принципов взаимодействия природы, общества, человека. 3. Методологическая функция - выражается в разработке философией всеобщих методов дознания природы, общества, человека, мышления, являющихся методологической основой развития наук (философия не решает проблем частных наук, а обосновывает подходы к их разрешению) 4. Гносеологическая функция - заключается в адекватном отражении действительности, осмыслении природы познания и его возможностей, выявлении условии его истинности. 5. Функция экспликации - заключается в выявлении универсалий культуры. 6. Аксиологическая функция - заключается в ценностном, морально-нравственном, этическом, эстетическом, социальном, идеологическом и др. восприятии явлений окружающего мира. 7. Социальная функция - способствует формированию целостного взгляда на процессы происходящие в обществе, причины его возникновения, развития. Перспективы, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, источники и движущие силы, способы и формы его существования. 8. Критическая функция - выражается в критическом осмыслении достигнутых знаний об окружающем мире, его модернизации, разрушений догм, расширении границ познания. 9. Интеграционная функция - заключается в интеграции наук, разрешении возникающих между ними противоречий (различные науки достигают высоких результатов идя по пути дифференциации, но не имея достаточного уровня обобщения, интеграции с другими достижениями, не могут подняться на новый уровень знания). 10. Воспитательная функция - способствует социализации личности, ее воспитанию на гуманистических ценностях, идеалах и нахождении смысла жизни. 11. Прогностическая функция - выражается в прогнозировании тенденции развития природы, общества, человека на основе философских знаний об окружающем мире. Основные функции философии: 1. основываясь на теоретическом и практическом отношении человека и действительности, выявляет взаимоотношения субъекта и объекта; 2. выявляет наиболее общие идей, представления, формы, на которых базируется та или иная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом; 3. берет на себя задачу перевода в логическую, понятную форму, а также систематизацию теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах; 4. в системе культуры берет на себя роль критической «селекции», аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи последующим периодам истории
|