Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные этапы истории социальной психологии





Для четкого представления о сущности социальной психологии как науки следует рассмотреть историю развития социально-психологической мысли.

Социальную психологию можно считать одной из самых древних областей знаний. Как только люди начали объединяться в перво­бытные сообщества (семьи, роды, племена), возникла необходимость во взаи­мопонимании, в умении строить и регулировать отношения внутри сообществ и между ними. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной жизни людей. Эти знания со­ставляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явле­ниях и определили содержание донаучного этапа развития социальной психологии. На этом этапе социально-психологические знания, воззрения и их практи­ческое применение были слиты и составляли единое целое.

В процессе развития человеческой мысли и практики большинство соци­ально-психологических проблем было осознано в рамках философских воззре­ний. Этот этап формирования социально-психологических знаний условно обо­значают как философский. Для мыслителей античного времени, было обычным стремление строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом. Так, Платон (V в. до н. э.) видел единые начала для души и обще­ства-государства. Разумное у человека — совещательное у госу­дар­ства (представленное правителями и философами); «яростное» в душе (на современном языке — эмоции) — защитное у государства (представленное воинами); «вожделеющее» в душе (то есть потреб­ности) — земледельцы, ре­месленники и торговцы в государстве. Три исходных начала у Платона вполне оправданно могут по­родить ассоциацию с современными представлениями о трех ком­понентах социальной установки — когнитивном, эмоционально-оценоч­ном и поведенческом.

Аристотель (IV в. до н. э.) в качестве основной категории в си­стеме своих взглядов выделил, как мы сказали бы сегодня, поня­тие «общение», полагая, что это инстинктивное свойство челове­ка, составляющее необходимое условие его существования. Прав­да, общение у Аристотеля имело более широкое содержа­ние по сравнению с этим понятием в современной психологии. Оно означало потребность человека жить в сообществе с другими людьми. Поэтому первич­ной формой общения для Аристотеля была семья, а высшей формой — госу­дарство. Идеи Аристотеля перекликаются с современной концепцией по­требности людей в социальной идентификации и категоризации (X. Тэжфел, Д. Тернер и др.) или с современными представлениями о роли феномена «совме­стно­сти» в жизнедеятельности групп (А. Л. Журавлев и др.).

Социально-психологические воззрения этого этапа эволюции науки Г. Ол­порт (1968) объединил в большую группу кон­цепций, которые назвал простыми теориями с «суверенным» фактором. Для них характерна тенденция найти про­стое объяснение всем сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то один главный, определяю­щий, а потому и суверенный фак­тор. Ряд таких концепций берут свое начало от философии гедониз­ма Эпикура (IV-III в. до н.э.) и находят отражение во взглядах Т. Гоббса (XVII в.), А. Смита (XVIII в.), Дж. Бентама (XVIII-XIX в.) и др. Суверенным фактором в их теориях было избрано стремление людей получить как можно больше удовольствия (или счастья) и избежать боли. Правда, у Гоббса этот фактор опосредствовался другим — стремлением к власти. Но власть была нужна людям лишь для того, чтобы иметь возмож­ность получать максимум удовольствия. Отсюда Гоббс сформули­ровал известный тезис о том, что жизнь общества есть «война всех против всех» и лишь инстинкт самосохранения рода в сочетании с разумом человека позволил людям придти к каким-то соглаше­ниям относительно способов распределения власти. Идеи психологии гедонизма находят свое место и в более по­здних социально-психологических концепциях: у 3. Фрейда это «принцип удовольствия», у А. Адлера и Г. Лассуэла — стремление к власти как способ компенсации чувства неполноценности; у бихевиористов — принцип позитивного и нега­тивного подкрепления.

Основу других простых теорий с суверенным фактором составляет симпатия. А. Смит (1759) полагал, что несмотря на эгоистичность человека есть какие-то принципы в его природе, которые порождают у него интерес к благополучию других. Проблема симпатии и любви, а точнее говоря, доброжелательных начал в отношениях между людьми, занимала большое место в размышлениях теоретиков 18, 19 и даже 20 веков. Предлагались разные типы симпатии по признакам их проявления и характера. А. Смит выделял рефлекторную симпатию как непосредственное внутреннее переживание боли другого (при виде страданий другого человека) и интеллектуальную симпатию (как чувство радости или огорчения за события, которые происходили с близкими людьми).

Понятия «любовь» и «симпатия» нечасто встречаются в совре­менных социально-психологических исследованиях. Но идея живет и на смену им пришли весьма актуальные сегодня понятия сплоченности, кооперации, совместимости, сработанности, альтруизма, соци­альной взаимопомощи и т. д.

Несмотря на то, что в лучших образцах философской мысли прослеживался живой интерес исследователей к социальному бытию человека и порождаемым им феноменам на уровне массового сознания и индивидуальной психики, в своей научной форме социальная психология не могла появиться раньше рубежа ХIХ – ХХ вв. – для этого требовалась совокупность определенных психологических, исторических, культурных предпосылок.

Успехи и потребности развития различных отраслей научного знания способствовали нарастанию интереса исследователей к вопросам социальной психологии. Возник “социальный заказ” на новую науку, поскольку ее отсутствие стало сказываться на состоянии дел в других науках и различных сферах человеческой практики, а ресурсами наук-прародительниц – психологии и социологии – объяснены быть не могли. Это связано, прежде всего, с 1) развитием языкознания; 2) накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии; 3) успехами и потребностями криминологии; 4) становлением массового производства и развитием городов.

Особую роль в возникновении социальной психологии как науки сыграли ряд теорий: психология народов В. Вундта, теория психологии масс Г. Лебона и теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла. Г. М. Андреева именует данный этап развития социальной психологии описательным, так как это название отражает важную особенность подходов того времени: по типу философских, литературных и прочих эссе они описывали социально-психологические явления, содержали умозрительные, общие оценки и прогнозы. Помимо этой особенности, существующие теории сближала проблематика: массовидные явления, большие социальные группы людей, механизмы массового воздействия.

1. Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1899). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии познать психологическую сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832 –1920). В. Вундтразличал психологию физиологическую и психологию народов (на современном языке – социальную). С точки зрения ученого, физиологическая психология – это экспериментальная дисциплина, но эксперимент не пригоден для изучения высших психических функций – речи и мышления. В психологии народов, считал он, должны применяться другие методы – анализ продуктов культуры. Параллельно Вундт занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека посредством внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспекция) и проблемой влияния психологии народа на сознание конкретного индивида. Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях, и считал, что необходимо изучать те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя из особенностей сознания только одного конкретного субъекта. Вундт выделил три основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи. Язык, с его точки зрения, содержит в себе общую форму представлений, имеющихся у данного народа. Социально-психологическая роль мифов заключается в том, что они создаются всей культурой общества и поэтому определяют представления людей, формируют их установки, влияют на вкусы и мнения о том, что является хорошим и плохим. Обычаи представляют собой наиболее типичные способы поведения в стандартных социальных ситуациях у конкретного народа и выполняют регулирующую и контролирующую функции.

2. Психология масс родилась во Франции во второй половине 19 века. Истоки ее были заложены Г. Тардом в «Законах подражания» (1903), где он сформулировал целый ряд закономерностей подражательного поведения, а также Дж. Болдуином (1895), выделившим различные формы подражания. Идеи Тарда были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1831-1941). С точки зрения Лебона, типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание чувств над интеллектом (что приводит к подверженности разным влияниям), утрата личной ответственности (ведет к отсутствию контроля над страстями). Главный вывод из этих наблюдений состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита.

Идеи Лебона нашли понимание у З.Фрейда, который в своих работах по социальной психологии активно использовал положения психологии масс Г. Лебона. В целом, идея социального подражания, как основа поведения человека, оказалась достаточно жизнеспособной. Она приобрела новое и устойчивое звучание в теориях необихевиоризма, а затем – социобихевиоризма, рассматривающих подражание модели как основной путь социального научения (А. Бандура). В 80-х гг. ХХ в. идея подражания ярко заявлена в работах С. Московичи.

3. Теория инстинктов социального поведения была разработана в трудах английского психолога У. Мак-Дугалла (1871), переехавшего в 1920 г. в США. Автор данной теории оставил о себе память одним из первых учебников по социальной психологии “Введение в социальную психологию”, изданном в 1908 году, который является точкой отсчета в оформлении социальной психологии как самостоятельной науки. Основная идея теории У. Мак-Дугалла заключалась в том, что основу социального поведения человека составляют инстинкты – врожденные предрасположенности к определенным реакциям, которые у человека в процессе приобретения собственного опыта и окружающей среды преобразуются в определенные чувства. Выражением инстинкта борьбы являются ярость и страх, инстинкта приобретения - чувство собственности, стадный инстинкт сопряжен с потребностью в принадлежности к социальной группе (ему ученый придавал большое значение вследствие способности удерживать людей вместе) и т.п. Всего психолог перечислил 7 пар взаимосвязанных инстинктов и эмоций.

В своих трудах У. Мак-Дугалл предвосхитил многие идеи современной социальной психологии (например, трехкомпонентная структура инстинктов и чувств). А идея выделения самоуважения в качестве ведущего чувства, по мнению П. Н. Шихирева, легла в основу теории, возникшей в Европе уже в 60-70 гг. ХХ в. – эгогенетической теории Р. Харре.

Описательный период в развитии научной социальной психологии создал ряд крупных теорий, претендующих на объяснение социальной жизни человека и общества в целом. Был разработан ряд идей, так или иначе определивших направления научной мысли ХХ в. Социально-психологические феномены выделились в самостоятельный класс психических явлений (таких как, коллективный, народный дух, подражание, внушение, поведение толпы, исторические типы мышления и сознания).

На рубеже 19-20 вв. социальная психология еще переживала период становления как самостоятельной науки, поэтому многие ее проблемы находили отражение в социологических трудах (например, Э. Дюркгейма, остро ставившего вопросы влияния социальных факторов на психическую жизнь индивидов; Ч. Кули, разрабатывавшего проблему отношений между личностью и обществом).

В 20-е годы XX в. оформляется научный этапразвития социальной психологии. Его начало обычно связывают с работами В. Мёде (Германия) и Ф. Оллпорта (США). Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

Таким образом, в истории становления социальной психологии определены три этапа: донаучный (социально-психологические знания, воззрения и их практи­ческое применение составляли единое целое), философский (социально-психологические проблемы осознавались в рамках философских концепций), описательный (подходы этого этапа описывали по типу философских, литературных эссе социально-психологические явления, содержали общие оценки и прогнозы). К теориям описательного этапа относятся психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), психология масс (Г. Тард, Дж. Болдуин, С. Сигеле, Г. Лебон), теория инстинктов социального поведения (У. Мак-Дугалл, написавший первый учебник по социальной психологии «Введение в социальную психологию», изданный в 1908 г., который явился точкой отсчета в оформлении социальной психологии как самостоятельной нау ки). Начало оформления научного этапа в развитии социальной психологии пришлось на 20-е гг. ХХ века и связано с работами В. Мёде и Ф. Оллпорта.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 3739. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия