Вопрос 62. Современная теологическая философия
1. Теологическая философия — одно из распространенных философских направлений. Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются: • бытие Бога как творца всего сущего; • бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она: • стала ближе к человеку; • освободилась от ряда догм; • стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами. 2. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии — неотомизм. Его видными представителями являются Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882 - 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Римский Иоанн Павел II, р. 1920). База неотомизма — учение Фомы Аквинского. Центральный принцип — гармония веры и разума. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания. Цель неотомистов: • доказать правильность, истинность католицизма и католической философии; • приспособить католицизм к современным условиям; • приблизить католицизм к простым людям. Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) выдвинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки. Основными частями учения неотомизма являются: • метафизика (общая и прикладная); • гносеология; • натурфилософия. Метафизика - базовый раздел - состоит из: • общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге); • прикладной метафизики — учения об окружающем мире и человеке. Основные цели неотомизма: • креационизм (сотворение окружающего мира Богом); • откровение (Бога о себе — в Библии); • разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции); • единство сущности и существования в Боге; • подобие человека Богу; • человек — единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали. 3. Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм. Его основоположник — современный теологический философ Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию — комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной. Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена — эволюционизм,согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция. По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во многом опирался на достижения естественных наук, критиковал многие догмы католицизма. 4. Также к католическому направлению принадлежит "теология освобождения",распространенная в Латинской Америке. Ее главная идея — максимальное раскрепощение человека. Среди протестанской теологической философии наиболее распространены: • либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч); • теология кризиса (Барт, Нибур); • экзистенциональная теология (Тиллих); • "демифоногизированное христианство" (Бультман); • безрелигиозное христианство — Больхьоферра. Главные идеи данных учений заложены в их названиях.
|