Студопедия — Методология и логика социологического исследования. Возможно ли объективное и научное социальное знание?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методология и логика социологического исследования. Возможно ли объективное и научное социальное знание?






ГЛАВА 1. ЛОГИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Эта книга посвящена методам социологического исследования и рассчитана прежде всего на тех, кто проводит или собирается проводить такие исследова-ния—в практических, прикладных целях либо ради удовлетворения так назы-ваемого академического интереса (последний, как известно, в более долговре-менной перспективе тоже служит практическим целям). Кроме того, она может быть полезна тем читателям, которые хотят стать грамотными потребителями результатов социологических исследований, в частности лицам, принимающим политические и социальные решения на основании социологических данных, заказчикам прикладных исследований (предвыборных, маркетинговых и т. п.), а также тем, кто формирует собственное либо даже общественное мнение, ос-новываясь на цифрах и фактах, приводимых в исследовательских отчетах или газетных публикациях.

Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных ис-следователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотети-ческие закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда бо-лее тщательной разработке. В повседневной жизни, например, мы легко исполь-зуем понятия «всегда», «никогда» или «очень часто», но такого рода оценки остаются субъективными и относительными, пока они полностью зависят от того, кто оценивает и какие события подвергаются оценке. Частота «один слу-чай из двадцати» будет оцениваться как «очень часто», если речь идет о неудач-ных исходах хирургической операции (особенно если оценку производит паци-ент), и как «почти никогда», если эта частота соответствует шансам конкретно-го абитуриента поступить в университет. Чтобы сделать такого рода оценки более сравнимыми и объективными, в науке используются статистические кри-терии и методы статистического оценивания, позволяющие судить о вероятно-сти реализации определенного события, о сугубо случайном или, наоборот, за-кономерном характере полученного результата (хотя, как мы увидим в дальней-шем, статистическая значимость научного факта не обязательно свидетельствует о его социальной и личностной значимости).

Современная наука—это коллективное предприятие, требующее к тому же не-малых затрат. В силу этих обстоятельств, а также в силу присущих человеку стремления к истине (даже несовершенной и подверженной постоянным пере-смотрам) и способности к критической оценке существующих точек зрения (большей или меньшей, но в общем поддающейся тренировке) проблема «На-учного Метода», позволяющего получить достоверные и надежные результаты


и на их основе прийти к объективным и хорошо обоснованным выводам, неиз-менно пользуется вниманием ученых. Хотя по мере развития науки у ученых оставалось все меньше оснований верить в существование единого и универ-сального «Метода», пригодного для решения всех без исключения научных за-дач, они, тем не менее, стремились разработать все более точные и надежные методы опытной проверки теоретических гипотез, а также определить Крите-рии для оценки объективности и обоснованности нового знания, получаемого в результате проводимых ими исследований.

Методология науки—это дисциплина, изучающая и технические, «процедур-ные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованно-сти используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтвер-ждения или опровержения научных теорий. Такая «всеядность» методологии связана с тем, что большинство сугубо техни-ческих вопросов, возникающих в реальной исследовательской практике, не могут быть решены без обращения к более широким представлениям о том, что в данном случае может служить критерием истинности или обоснованнос-ти, какие факты следует считать релевантными, т. е. относящимися к проверяе-мой теории, а какие—случайными ошибками наблюдения и т. п. С другой сто-роны, непосредственным источником самих нормативных стандартов и критериев, используемых при оценке исследовательских процедур и результатов, служат не только абстрактные и универсальные конструкции формальной логики, но и реаль-ная, «ситуативная» логика конкретного исследования, принимающая во внимание его цели, происхождение стоящей перед исследователем научной проблемы (тео-ретическое затруднение, практическая задача), доступные теоретические и техни-ческие ресурсы и, наконец, научный «фон» исследования —ту теоретическую пер-спективу или, если воспользоваться популярным обозначением, исследовательс-кую программу, в рамках которой и замысел, и методика, и результаты исследования приобретают свой подлинный смысл. Чтобы понять смысл и результаты, напри-мер, экспериментов физика А. Майкельсона по измерению относительной скорос-ти света (вдоль и поперек потока «эфирного ветра»), нужно представлять себе суть спора между сторонниками различных теорий «светоносного эфира» и сторонни-ками теории относительности Эйнштейна'. Точно так же трудно оценить процеду-ру и результаты эксперимента, в котором психолог сначала помещает крыс в лаби-ринт, оставляя их там на некоторое время, а потом, установив в конце лабиринта кормушку с приманкой, измеряет с помощью секундомера время, затраченное кры-сами на прохождение лабиринта. Чтобы понять методику последнего эксперимен-та, следует представлять себе основные положения исследовательской программы бихевиоризма, весьма влиятельного направления в науках о поведении. (Только что описанный эксперимент2, в частности играет важную роль в споре о том, cпо-

' Интересно отметить, что такое понимание не всегда доступно самому исследователю в момент осуществления исследования. Так, Майкельсон до опубликования основных положений теории относительности Эйнштейна, породившей абсолютно новую иссле-довательскую программу, воспринимал свои опыты не как решающее опровержение

теории эфира, а скорее как подтверждение того, что при движении Земли в эфире не возникает так называемый «эфирный ветер» (либо, если возникает, то очень малень-кий). Подробнее см.: Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследователь-ских программ. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1995. 2 Данный эксперимент представляет собой упрощенную версию экспериментов, реаль-но проводившихся психологом Э. Толменом.


собны ли внутренние образы окружения, «когнитивные карты», оказывать ре-альное влияние на скорость выработки поведенческих навыков у животных. Для человека, не имеющего представления об этом споре, предварительное помещение крыс в лабиринт выглядит ничего не значащим фактом или, в худ-шем случае, методическим промахом экспериментатора; для сторонника же бихевиористской исследовательской программы—это логически необходимое условие для любых выводов относительно влияния предварительной ориенти-ровки на обучение.)

До недавнего времени в философии и методологии науки господствовал упро-щенный взгляд на логику и процедуру научного исследования, который можно обозначить как «традиционный образ науки». Этот взгляд игнорировал только что описанные сложные взаимосвязи между самыми общими философскими и теоретическими представлениями, входящими в определенную исследователь-скую программу, и более частными предположениями, из которых явно или неявно исходит ученый, планирующий конкретное исследование. «Традицион-ный образ науки» представлял процесс исследования как простую линейную последовательность:

проверяемая общая теория, —>; из которой выводится основная теоретическая гипотеза, —>; определение основных теоретических понятий в терминах конк-ретных измерительных операций, т. е. их операционализация, —> решающий эксперимент, ведущий к—> однозначному принятию или отвержению гипоте-зы, а заодно и общей теории, из которой гипотеза была выведена.

Предполагалось, что отрицательный результат «решающего эксперимента», т. е. эмпирическая демонстрация ложности предсказаний, выведенных путем логической дедукции из теоретических предпосылок, свидетельствует о лож-ности этих предпосылок. На практике, однако, всегда можно приписать «не-удачное» наблюдение либо неучтенным особенностям исходных условий конк-ретного эксперимента, либо ложности множества вспомогательных гипотез и предположений, используемых при проверке основной теоретической гипоте-зы. Так, в частности, негативный результат всегда может быть приписан не про-веряемой гипотезе, а артефактам используемого метода или погрешностям в операционализации и измерении отдельных показателей3. Кроме того, в теоре-тическую гипотезу, вспомогательные предположения или, наконец, в самые общие теоретические предпосылки исследовательской программы, включаю-щей в себя спорную теорию, почти всегда можно внести разного рода неболь-шие поправки или дополнения (так негативный результат упоминавшихся выше опытов Майкельсона с измерением «эфирного ветра» поначалу объяснялся тем, что движение эфира непосредственно у поверхности Земли столь незначитель-но, что использованная в опыте аппаратура не обладала достаточной точнос-тью для его фиксации). Иными словами, «решающие эксперименты» чрезвы-чайно редки даже в точных науках: влиятельная и пользующаяся поддержкой многих ученых теория имеет большие шансы устоять даже при наличии не-скольких контрпримеров—до тех пор, пока более широкая исследовательская программа, в которую включена теория, не уступит место новой, более плодо-творной и привлекательной. Кроме того, «традиционный образ науки» игнори-

3 Примеры влияния так называемых моделей измерения— вспомогательных гипотез, касающихся используемых социологами шкал и индикаторов, на теоретическую ин-терпретацию результатов исследования, подробнее рассмотрены в гл. 5 и 6.


ровал то обстоятельство, что далеко не всегда исходной точкой исслсдователь-ского процесса служит вполне сложившаяся абстрактная теория. Источником исследовательских гипотез и в социальных науках, и, например, в биохимии или физике часто становятся случайное наблюдение, личный «вненаучный» опыт ученого, неожиданные результаты, полученные при использовании новой ме-тодики или технического прибора. В попытках объяснить необычный факт ис-следователь формулирует пробные теоретические предположения, которые пока не могут быть привязаны ни к какой из существующих абстрактных теорий (и тем более не могут быть выведены из нее дедуктивно). Некоторые из возник-ших таким образом догадок повышают «теоретическую чувствительность» ис-следователя и ведут к формулировке новых рабочих гипотез, введению новых описательных понятий или даже, в конечном счете, к возникновению новых исследовательских программ4. Так, например, непосредственно в процессе включенного наблюдения за взаимодействием членов некоторой организации проводимого социологом, у последнего могут возникнуть весьма полезные до-гадки, касающиеся существующей в этой организации статусной иерархии. (Подробнее о возможностях теоретического обобщения полевых данных гово-рится в гл. 25.) Таким образом, налицо значительное несоответствие между вы-шеописанным «традиционным образом науки» и реальной логикой исследова-ния. Это несоответствие становится особенно очевидным, когда мы обращаем-ся к области социальных наук:

1) где существует сравнительно мало развитых формальных теорий, из которых можно было бы строгим образом вывести проверяемые гипоте-зы, а для каждой из таких гипотез уже в момент ее выдвижения можно найти множество контрпримеров;

2) где возможности экспериментального метода заведомо ограничены, а имеющиеся данные о естественно случающихся событиях либо о резуль-татах специальных опросов редко позволяют разделить главные и побоч-ные эффекты;

3) где, наконец, одновременно существует несколько очень влиятельных исследовательских программ (например, бихевиористская, интерпрета-тивная и структуралистская), каждая из которых обладает собственным набором методологических норм, излюбленных исследовательских тех-

ник и образцовых теоретических интерпретаций6.

Воспользуемся наглядным примером, взятым из области социальных наук В социальной психологии, социологии и экономике существуют довольно убе-

4 О том, как происходят такого рода научные революции, можно подробнее узнать из книги Т. Куна «Структура научных революций». См.: Кун Т. Структура научных рево-люций. М.: Прогресс, 1977.

5 Важно помнить, что за подобными догадками стоят не столько мистическая интуиция или «внутреннее знание», сколько целая система «обыденных социологических тео-рий», на которой основывают свои повседневные решения и интерпретации и профес-сиональные социологи, и обычные люди. «Обыденные теории», подобно научным, впол-не могут оказаться как полезными, так и бесполезными, как верными, так и ошибочны-ми—поэтому они также нуждаются в формализации, операционализации и проверке. *' Подробнее о соотношении исследовательских программ, теоретических моделей и методов исследования в социальных науках см.: Девятко И. Модели объяснения и ло-гика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996.


дительные теории, относящиеся к единой исследовательской программе и опи-сывающие поведение человека как эгоистическое, направленное на достиже-ние максимального удовлетворения потребностей индивида. С точки зрения этих теорий, в частности, даже самые идеальные мотивы скрывают за собой рацио-нальный расчет, направленный на увеличение личных «активов», в том числе материальных благ, социального престижа, политического влияния. Самым ра-циональным, таким образом, будет поведение, которое позволяет максимизи-ровать доступные индивиду блага—материальные и нематериальные—для данного набора индивидуальных возможностей, т. е. ресурсов, которыми этот индивид располагает. Соответственно деятельность ученого, проводящего Тру-доемкие изыскания без какой-либо материальной поддержки, или поступок филантропа, жертвующего деньги на благотворительность, также рассматри-ваются с точки зрения скрытых вознаграждений, удовлетворяющих эгоисти-ческие потребности: ученый рассчитывает завоевать признание коллег, по-лучить хорошо оплачиваемую работу в престижном университете; филант-роп заинтересован в удовлетворении собственного тщеславия и создании благоприятного общественного мнения о себе. В конкретном исследовании данная исследовательская программа (назовем ее «концепцией экономичес-кого человека») принимает форму гипотез, описывающих ожидаемое поведе-ние людей в ситуациях определенного типа (например, «Если в ситуации S для достижения максимального вознаграждения А нужно сделать В, то испытуемый X сделает В»). Получаемые в результате исследования данные могут соответ-ствовать либо не соответствовать тому, что предсказывает гипотеза. Следова-тельно, результаты будут рассматриваться как подтверждающие или не подтвер-ждающие выдвинутую первоначально гипотезу. Всякое удачное предсказание будет вести к относительному подтверждению гипотезы (для данного типа си-туаций). Интереснее, однако, то, что происходит, когда теоретические предска-зания не сбываются или сталкиваются с контрпримерами7. «Концепция эконо-мического человека», в частности, сталкивается с трудностями, если требуется предсказать поведение в ситуациях неопределенности, когда выбор основан на недостаточной информации и окончательная «цена» того или иного решения в принципе не может быть определена заранее. В таких ситуациях самой разум-ной с точки зрения «экономического» подхода стратегией обычно является слу-чайное угадывание. Однако эксперименты и наблюдения за поведением отдель-ных людей или групп показывают, что они практически никогда не основывают свой выбор на простом подбрасывании монетки. Напротив, они всячески стре-мятся обосновать свой выбор и придумать какую-то «стратегию принятия ре-шений», исходя при этом из ложных или заведомо непроверяемых представле-ний. Еще сложнее сторонникам описанного подхода справиться с другого рода контрпримерами, демонстрирующими слепое подчинение разума вполне нера-зумным целям либо рациональное стремление увеличить или уменьшить не собственное, а чье-либо еще благо. Человек, совершающий самоубийство, впол-не способен осуществить задуманное самым экономичным и рациональным

7 Полезно различать негативный результат исследования, специально предназначен-ного для проверки предсказаний теории, и контрпример— наблюдение или исследова-тельский результат, который противники научной теории предлагают в качестве крити-ческого, предположительно не имеющего объяснения с точки зрения этой теории (т. е. контрпример —это такой факт, для которого из теории не удается дедуктивно вы-вести гипотезу, его предсказывающую).


способом. Возможно, конечно, утверждать, что при этом он достигает макси-мального блага, или, если воспользоваться специальным жаргоном, реализует свое «наибольшее предпочтение», но в таком случае нам придется признать свою неспособность дать независимое определение того, что следует считать «разумным желанием»—рациональной будет выглядеть любая цель, мотиви-рующая реальное поведение. Более того, так как люди часто стремятся пред-ставить любые свои поступки в качестве разумных, «рационализировать» их, то нам будет весьма трудно отличить истинно расчетливые поступки от «раци-онализации», изобретаемых для оправдания уже свершенного. Трудности в оп-ределении ключевых понятий приведут к трудностям в их операционализации, и в результате эмпирическое подтверждение или отвержение отдельных гипо-тез, выводимых из «концепции экономического человека», будет полностью за-висеть от используемых показателей или методов измерения рациональности поступков. Кроме того, результат, противоречащий теоретическим предсказа-ниям, всегда может быть отнесен на счет несовершенства этих методов. Суще-ствуют и такие контрпримеры, которым обсуждаемая концепция (являющаяся, напомним, не отдельной теорией, а обширной исследовательской программой) не может дать сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. Так, иногда люди совершают добрые поступки анонимно (вносят благотворительные по-жертвования, возвращают потерянные кошельки и т. п.). Ученый из вышепри-веденного примера может тратить значительные силы не на собственные тру-ды, а на то, чтобы любой ценой воспрепятствовать публикации трудов коллеги. «Концепция экономического человека» может многое объяснить в том, как люди расчетливо используют наличные средства для достижения максимально воз-можного счастья (так определял рациональное поведение Гоббс), но она мало-пригодна для объяснения того, как человек может руководствоваться стремле-нием к счастью или несчастью другого человека8. Такая «ограниченная под-тверждаемость» (обратной стороной которой является «ограниченная опровергаемость») скорее типична для социальных наук. Сильная взаимосвязь между теорией, методом и получаемыми «на выходе» эмпирическими данны-ми, характерная для реальной логики всякого научного исследования, здесь ста-новится еще более очевидной в силу наличия конкурирующих теоретических перспектив, каждая из которых располагает большим количеством контрпри-меров, ставящих под сомнение базисные предположения остальных9.

Приведенный пример показывает, что чрезмерно упрощенный «традиционный образ науки» и основанные на нем методологические рекомендации едва ли могут оказаться полезными при разработке и оценке исследовательских мето-дов для социальных наук. Это, однако, не означает, что нам следует отказаться от разработки критериев рационального и объективного научного исследова-ния, основанных на более адекватном представлении о научной практике.

8 Заметим, не вдаваясь в детали, что выход из такого теоретического тупика можно най-ти в принятии базисных предположений других исследовательских программ, напри-мер психоаналитической, но за это обычно приходится платить отказом от собствен-ных базисных предположений.

9 Так, например, холистские исследовательские программы, объясняющие поведение отдельных действующих надындивидуальными, структурными факторами, противостоят индивидуалистским программам, сводящим любое социальное целое к мотивам и по-ступкам отдельных людей.


Во-первых, всякое исследование в социальных науках направлено на поиски объяснения человеческого поведения, и, следовательно, ориентировано на по-иск некоторой гипотетической закономерности, обладающей большей или меньшей степенью общности, но всегда требующей эмпирического подтверж-дения и критического сопоставления с другими альтернативными гипотезами. Источником таких гипотез, как мы уже видели, могут быть и сложившиеся на-учные концепции, и—реже— «обыденные теории». Далее, возможность объяс-нения и предсказания в общественных науках основана на признании причин-ной обусловленности объясняемых событий. Даже объясняя поведение людей их целями, представлениями и убеждениями, социолог стремится продемонст-рировать работу некоторого причинного механизма, обеспечивающего взаимо-связь целей и идей (рациональных или иррациональных, истинных или лож-ных) с поведением. Изучение чисто логических отношений согласованности между целями и средствами деятельности, элементами системы верований или, например, брачными правилами, существующими в некотором сообществе, само по себе еще не позволяет объяснить, почему произошли или не произошли не-которые события. Логические отношения между идеями или высказываниями (отношения импликации) позволяют осуществлять логический вывод—от од-ного формально истинного высказывания к другому, но не позволяют предпо-ложить, что произойдет (или произошло) в действительности. Из совокупнос-ти высказываний можно логически вывести лишь другую совокупность выска-зываний. (Человек, логично рассуждающий о преимуществах любви к ближнему, как известно, не обязательно следует собственным рассуждениям на практи-ке 10.) Поэтому, вопреки рецептам некоторых сторонников «гуманистической модели» социальных наук, социологи не ограничиваются интерпретацией того, что люди говорят, либо того, во что они верят.

Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.

Таким образом, процесс социологического исследования неизбежно включает в себя:

1) стадию осознания теоретической или практической недостаточности существующего знания (источники такого осознания, как говорилось выше, могут лежать и в области теории, и в области повседневного опыта или социальной практики);

2) стадию формулировки проблемы и выдвижения гипотетического объяс-нения, а также

3) стадию эмпирической проверки сформулированной гипотезы, за кото-рой нередко следует

4) стадия переопределения и уточнения проблемы или гипотезы, дающая начало новому исследовательскому циклу.

Разнообразие существующих в социологии исследовательских программ, а так-же реальных контекстов исследования, т. е. теоретических и практических це-лей исследования, возможностей, которыми располагает исследователь, а так-же возникающих в исследовательской практике технических и этических огра-

10 Впрочем, для всякого «проступка» обычно находится другое объяснение.


ничений, ведет к тому, что конкретные реализации описанного процесса иссле-дования могут существенно различаться. Ведущие методы социологического исследования и представляют собой такие конкретные реализации, или стра-тегии, процесса социологического исследования.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия