Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия)
Вавилон. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на: • царских; • храмовых; • частновладельческих. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Свободное население делилось на: • полноправных (авилум) - могли владеть землей, несли имущественные и личныеповинности; • неполноправных (мушкену) - жители покоренных городов и областей. Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям: придворные, военнослужащие, храмовые служащие, чиновничество, крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики. По своему государственному строю было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя.. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством - блюстители неприкосновенности прав городов. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть. Индия. Разложение первобытнообщинного строя привело к появлению сословий - варн. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны: • брахманы - члены жреческих родов; • кшатрии - военная аристократия; • вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники (заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей); • шудры - низшая варна, неравноправные члены общества (в услужении у трех высших варн). Переход из одной варны в другую строго запрещался. Важнейшим компонентом социального строя была община. В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинныетрадиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы деревни. Индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Законы Ману указывают следующие разряды рабов: • военнопленные; • рабы за содержание; • рабы, рожденные в доме хозяина; • купленные; • подаренные; • доставшиеся по наследству; • рабы в силу наказания.
|