Культурное развитие республики во второй половине XX в
Ответы: 1. На развитие культуры Волжской Булгарии большое влияние оказывали мусульманские страны Востока, прославленные великими именами астронома Аль-Бируни, врача Авиценны (Ибн Сины), философа Аль-Фараби, математика Аль-Хорезми и ряда знаменитых поэтов. Ислам в Булгарию проник именно из этих стран, что способствовало расцвету науки, образования и литературы.Еще в начале X в. в булгарских городах и селах при мечетях были начальные школы. Там обучали основам религиозных знаний, арабской письменности, которая постепенно вытесняла более древнюю руническую. Писали, как раньше, не только на костях, глиняных сосудах, бересте или вощеных досках, но и на бумаге, привезенной из Самарканда. Высшее образование булгарские шакирды могли получать в городах Средней Азии, где обучались у знаменитых ученых. Там же преподавали и сами булгарские ученые.В Булгарии была развита профессиональная культура. Известны достижения булгар в таких областях науки, как математика и астрономия, химия и медицина, география и история, риторика и этика. Основоположником булгаро-татарской письменной литературы по праву считается Кул Гали, творчески использовавший для написания своей поэмы сочинение Фирдоуси «Йусуф и Зулейха» и другие произведения восточных поэтов той поры. Поэма Кул Гали «Кыйссаи Йусуф» (Сказание о Йусуфе») является жемчужиной булгарской литературы домонгольского времени. Благодаря богатству содержания, гуманистической направленности, глубокому психологизму и живости изложения, поэма Кул Гали стала самым популярным произведением средневековой поэзии. Ее образы и идеи вдохновляли многих татарских поэтов последующих эпох.Таким образом, Волжская Булгария была страной высокой духовной культуры эпохи средневековья. Об этом свидетельствуют ее прекрасные образцы, часть которых дошла до наших дней в виде памятников литературы и искусства. 2. В конце XIII в. на центральной площади города началось строительство Ханской или Соборной мечети из камня. Высота мечети, изнутри отделанной майоликовыми и изразцовыми плитами, доходила до 34 метров. Неподалеку возвышался 26-метровый минарет. В начале XIV в. углы здания были дополнительно укреплены высокими башнями. Мечеть, таким образом, стала не только культовым зданием, но местом укрытия жителей в случае военной опасности. В центре города находились и каменные гробницы (мавзолеи), где хоронили булгарских ханов и людей высшего сословия.Самым необыкновенным архитектурным сооружением Болгара являлась четырехъярусная «Черная палата»с куполообразной крышей. По сторонам здания были расположены небольшие помещения. На всех четырех стенах каждого яруса врезаны окна. Четвертый ярус построен в виде восьмиугольника. Это сооружение почти в первозданном виде дошло до наших дней.В татарских легендах говорится, что в «Черной палате» булгарский хан отправлял (вершил) правосудие. Он и трое судей, выбранных из числа авторитетных аксакалов, выносили приговор. В низких комнатах первого этажа содержались осужденные.Для иных целей предназначалась «Белая палата»(сооружение окончательно разрушилось после 60-х гг. прошлого столетия). Это была общественная баня. Центральная часть здания высотой около 6 метров имела куполообразную крышу. По бокам были расположены отдельные комнаты с такими же крышами. В одном из помещений стояли большая печь и цистерны для горячей воды. Оттуда в моечный зал по подземным каналам шел горячий воздух, а по керамическим трубам подавалась вода. К моечному залу примыкали специальные комнаты раздевальни, служившие также для отдыха. Пол устилали красивые каменные плиты, а стены были аккуратно оштукатурены.Булгарские бани использовались не только для мытья. Они служили своеобразным местом общения и отдыха. Здесь люди вели различные беседы, спорили, играли в шахматы и шашки, лакомились вкусной пищей и напитками.Хорошо сохранился до наших дней Малый минарет — еще один архитектурный памятник булгар времен Золотой Орды. Соседняя мечеть уже давно разрушилась. Сейчас 19-метровый минарет одиноко возвышается посреди древнего кладбища знати рядом с ханской усыпальницей.«Золотой трон ханов Джучиева улуса» так в средние века называли Болгар. Благодаря своей богатой истории и хорошей сохранности уникальных памятников архитектуры, ныне он стал местом паломничества туристов. Нет. 4. В 1804 г. был основан первый в Поволжье и третий в России Казанский университет. В феврале следующего года его переступили первые 33 студента. Их подготовкой предстояло заняться восьми ординарным профессорам, пяти адъюнкт- профессорам и шести учителям.С 1814 г. в университете создаются нравственно-политический, врачебный физико-математический и словесный факультеты.Казанский университет сыграл огромную роль в развитии науки и просвещения. Он в течение непродолжительного времени обрел всероссийскую и мировую известность как крупный научный центр. Эта известность была, прежде всего связана с именами, научными открытиями Н.И. Лобачевского, И.М. Симонова, Н.Н. Зинина и многих других ученых университета.Сын землемера, выпускник университета Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) в 24 года стал экстраординарным профессором. 12 февраля 1826 г. он впервые публично прочитал записку «Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных линиях». Тем самым было положено начало неэвклидовой геометрии. Новые представления о природе пространства раздвинули горизонты науки на десятилетия вперед. Н.И. Лобачевский был назван «Коперником геометрии». Его перу принадлежат труды по алгебре, теории вероятностей, механике, физике и астрономии.Почти два десятилетия Н.И. Лобачевский возглавлял Казанский университет. Будучи ректором, он вложил много сил в его восстановление после погрома, учиненного реакционером М.Л. Магницким, и в развитие этого высшего учебного заведения. Были перестроены здания университета, открыты астрономическая обсерватория, химическая и физическая лаборатории, анатомический театр и клиника.Неутомим был Лобачевский и на общественном поприще. Он стал одним из основателей Казанского экономического общества, организовал его опытную сельскохозяйственную ферму, участвовал в создании в Казани периодической печати и в издании научных трудов. Как помощник попечителя Казанского учебного округа Лобачевский немало потрудился над улучшением преподавания в его учебных заведениях.В 1811 г. в университете начались астрономические наблюдения. В этих наблюдениях участвовал вместе с Н.И. Лобачевским студент ИМ. Симонов (1794-1855),впоследствии один из основателей Казанской астрономической школы. В двадцать два года сын астраханского купца Иван Михайлович Симонов стал профессором Казанского университета. В 1819-1821 гг. русские мореплаватели М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен предприняли кругосветную экспедицию к Южному полюсу. Научным руководителем, астрономом этой экспедиции, открывшей Антарктиду и 29 островов, был И.М. Симонов (один из открытых островов по предложению Беллинсгаузена был назван именем Симонова). Вернувшись из путешествия, он написал ряд астрономических трудов, работу по климату Антарктики. За свои научные труды он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.С именем И.М. Симонова связано создание городской астрономической обсерватории Казанского университета, которая сделала Казань астрономическим центром России, а также магнитной обсерватории. По инициативе ректора университета И.М. Симонова начали выходить «Ученые записки университета». Им впервые был издан отечественный учебник по астрономии «Руководство к умозрительной астрономии».Мировой славой пользовался основатель казанской колы химиков Николай Николаевич Зинин (1812-§1880). В химической лаборатории университета ему впервые удалось получить в 1842 г. анилин из каменоугольного дегтя (ранее это красящее вещество добытого из растения индиго). Это открытие положило начало новой эпохе в развитии химической науки, легло в основу создания синтетических материалов, производства лекарственных средств, душистых и других веществ. Ученик Н.Н. Зинина A.M. Бутлеров писал: «Зинину обязана русская химия своим вступлением в самостоятельную жизнь, его труды впервые заставили ученых Западной Европы отвести русской химии почетное место».Интенсивная научная деятельность велась на востоковедческих кафедрах, получивших название «Восточный разряд». Крупными востоковедами являлись рессора ИЛ. Березин, ОМ. Ковалевский, ХД. Френ,.К. Казем-Бек, ВЛ. Васильев и другие ученые.С 1812 г. на арабо-персидской кафедре начал работать Ибрагим Исхакович Халъфин (1778-1829), преподаватель татарского языка в 1-й Казанской мужской гимназии. Теперь и университетский лектор татарского языка он вел большую научную, просветительскую деятельностью. В 1823 г. И.И. Хальфин стал первым из татар адъюнкт-профессором Казанского университета. Среди его трудов — «Азбука и этимология татарского языка», «Азбука и грамматика татарского языка с правилами арабского чтения», татарская хрестоматия «Жизнь Чингиз-хана и Аксак-Тимура с присовокуплением разных отрывков, до истории касающихся». Благодаря работам И.И. Хальфина западноевропейские ученые могли познакомиться с татарскими источниками. Нередко на страницах периодической печати можно было встретить произведения художественной литературы. Издавались также литературные сборники, проводились литературные вечера. И в этом отражалось развитие художественной литературы края.На протяжении нескольких десятилетий центром литературной жизни являлось созданное в 1806 г. Общество любителей отечественной словесности. В нем Объединилось несколько десятков писателей, поэтов, которые представляли все тогдашние литературные направления — классицизм, сентиментализм, реализм, романтизм. Инициаторами и активными членами общества были преподаватель Казанского университета, автор знаменитого стихотворения «Во поле березонька стояла», ставшего песней, Н.М. Ибрагимов, С.Т. Аксаков, университетский профессор П.С. Кондырев, В.И. Панаев, астроном И.М. Симонов и некоторые другие. Почетными членами общества являлись Г.Р. Державин, Э.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, многие другие видные русские поэты и писатели. Пробовали свое перо студенты Казанского университета. В 1805-1807 гг. они издавали рукописные журналы «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В доме К.Ф. Фукса, жена которого была поэтессой, страивались литературные вечера. На одном из таких вечеров присутствовал 7 сентября 1833 г. А.С. Пушкин, выбиравший материалы по истории пугачевского бунта, где же с ним встретился поэт Е.А. Боратынский, находившийся в Казани. Казанские впечатления отразились в таких стихах Е. Боратынского, как «Мой Элизий», «Где сладкий шепот...», «На смерть Гете». Не стояла на месте и татарская художественная литература. В первой половине XIX в. татарские писатели поэты создают новые произведения, написанные доступном широким слоям татарского общества зыке. Это, прежде всего Габдельджаббар Кандалый 1797-1860), из-под пера которого вышли, например, татарские лирико-эпические поэмы «Мулла и абыстай», Сахибжамал». Новые произведения создали Утыз Имяни (1754-1834), Хибатулла Салихов (1794-1867), Абульманих Каргалый (1782-1833), другие поэты и писатели. Так, были опубликованы две книги поэтических произведений X. Салихова «Подарок потомкам» и «Свод правил поведения»; «Переводы Абульманиха Хаджи из Сеитовой слободы» А. Каргалыя. Татарская интеллигенция активно занималась популяризацией устного народного творчества, переводческой деятельностью. Татарские народные песни, поговорки, загадки широко были представлены в «Татарской хрестоматии» М.И. Иванова, «Сборник татарских рассказов» был издан СБ. Кукляшевым. Перевод на татарский язык произведений русской литературы связан с именами М.-Г. Махмудова, И.И.Хальфина.Продолжали развиваться театральные традиции. Русский театр становился профессиональным. На его сцене можно было увидеть пьесы Я. Княжнина, А. Сумарокова, других авторов. Трижды была поставлена комедия А. Грибоедова «Горе от ума», первый раз — с участием великого русского актера М.С. Щепкина. Из местных артистов известны были Н.К. Милославский, АЛ. Стрелков, В.И. Виноградов, Е.Г. Пиунова. Однажды в одном из любительских спектаклей участвовал студент Казанского университета Л.Н. Толстой. Театральные представления привлекали внимание татар. Как писал М.С. Рыбушкин в «Краткой истории Казани», изданной в 1848 г., они «стали страстными любителями театра». Кроме того, в Казанском университете, гимназиях, в среде интеллигенции действовали кружки любителей театрального искусства.Менялся архитектурный облик Казани. Город украсили многие здания, построенные в классическом стиле. Был построен по проекту архитекторов П.Г. Пятницкого и МЛ. Коринфского университетский городок. В 1847 г. во дворе университета был установлен первый в России памятник «отцу русских поэтов» Г.Р. Державину (в 1870 г. памятник был перенесен на Театральную площадь, а в 1931 г. — снесен). Привлекали внимание своей архитектурой Гостиный двор, здания городской управы, Дворянского собрания, 1-й Казанской гимназии, городского театра. По заказу татар русскими архитекторами было построено немало каменных и деревянных мечетей. Восточный колорит несли в себе мечеть Иске-Таш в Новотатарской слободе, Голубая и Галеевская мечети в Старотатарской слободе, Базарная мечеть на Сенной площади..В первой половине XIX в. Казань четырежды горела. При пожарах огонь уничтожил более двух тысяч строений, преимущественно деревянных. По новому плану застройки Казани в центре города разрешалось строительство только каменных зданий. Крутые, неудобные спуски и подъемы на дорогах были срыты. В 1847 г. началось строительство первой дамбы через Казанку, которая соединила город с Адмиралтейской слободой.Интересные живописные произведения — картины, гравюры, офорты — оставили после себя преподаватель рисования в Казанском университете Лев Дмитриевич Крюков (1783-1847), учитель рисования в Казанском главном народном училище Василий Степанович Турин (1780-1834), университетский лектор английского языка Эдуард Петрович Турнерелли (1813-1854). Они позволяют увидеть минувшее в ярких реалистических образах, в том числе внешний облик Казани и ее окрестностей первой половины XIX в. (альбомы «Перспективные виды губернского города Казани» В. Турина, «Собрание видов города Казани» Э. Турнерелли). Это относится и картинам живописца, преподавателя 2-й Казанской гимназии, а затем университета Андрея Николаевича Раковича (1815-1866) «Петропавловский собор», «Казань. Кремль». На литографиях В. Турина, Э. Турнерелли изображены и мечети, прилегающие к ним дома Старотатарской слободы. Развивались татарское прикладное искусство, графика на основе традиций каллиграфии, книжной миниатюры, шамаилей.Таким образом, в первой половине XIX в. духовная, культурная жизнь края стала более богатой, насыщенной и разнообразной. Развивались просвещение, литература, искусство, крупных успехов достигает наука. Возникают профессиональный театр, издательское дело и периодическая печать. 5. Во второй половине XIX в., прежде всего в пореформенный период, произошли глубокие сдвиги в социаль-экономической, общественной жизни страны. Под их влиянием развивалась культура, в различных областях которой наблюдался существенный прогресс.Наука. Центром культуры, прежде всего науки, обширного края по-прежнему являлся Казанский университет. В его стенах оформляется и получает развитие несколько научных школ, получивших всемирное признание.Основоположником новой школы органической химии стал Александр Михайлович Бутлеров. Он родился в 1828 г. в Чистополе в семье участника Отечественной войны. После окончания Казанского университета, по ходатайству одного из своих учителей К.К. Клауса (другим учителем являлся Н.Н. Зинин), был в 1850 г. оставлен на кафедре химии для приготовления к профессорскому званию. Через год А.М. Бутлеров защитил магистерскую диссертацию, а еще через три года спустя был удостоен звания доктора химии и физики. В 1860-1863 гг. возглавлял Казанский университет.Основной научной заслугой A.M. Бутлерова является создание теории химического строения органических соединений. Эта теория положила начало современной органической химии. Исследования казанского ученого открывали пути создания пластмасс, синтетического каучука, других новых органических веществ. Его фундаментальный труд «Введение к полному изучению органической химии» стал настольной книгой многих поколений химиков. Бутлеров был избран академиком Петербургской академии наук, почетным членом двадцати шести российских и иностранных университетов и научных обществ.Выдающимися учениками А.М. Бутлерова были Владимир Васильевич Марковников и Александр Михайлович Зайцев. Их исследования способствовали развитию синтетической органической химии.Работы профессора Мариана Альбертовича Ковальского послужили развитию казанской астрономической школы. Он предложил новые методы вычисления орбит малых звезд и двойных планет, а также разработал новый метод определения движения Солнечной системы в пространстве.Родоначальником казанской школы геологов стал Н иколай Алексеевич Головкинский. Его трудами, как и работами ряда других ученых, закладывались основы отечественной региональной геологии. Немало ценных идей высказал геолог Александр Антонович Штукенберг. Он создал геологический музей в Казанском университете, заложил основы городского краеведческого музея был одним из организаторов общества естествоиспытателей. Во второй половине XIX в. Казанский университет перестает быть единственным высшим учебным заведением в крае. В 1874 г. на базе университетских кафедр был организован ветеринарный институт, который возглавил П.Т. Зейфман. Он был призван готовить специалистов для районов Волго-Камья, Сибири и Средней Азии. На первых порах ученых и преподавателей там было немного — всего 14 человек. Но вскоре институт становится крупным центром ветеринарного образования и науки. Среди Харьковского, Юрьевского и Варшавского ветеринарных институтов он занимал первое место по общему числу студентов (200-250 человек).К высшим учебным заведениям относились также Казанские высшие женские курсы и Казанский учительский институт. Оба эти учебные заведения были открыты в 1876 г.Среднее специальное образование давали промышленное техническое училище — первое среднее химическое учебное заведение в России, музыкальная школа Р.А. Гуммерта, художественная школа, юнкерское пехотное училище.Получает развитие средняя школа. В конце столетия в Казани действовали четыре мужских и три женских гимназии, реальное училище, ремесленное училище, а также Родионовский институт благородных девиц.Из религиозных учебных заведений продолжали работать духовная академия и духовная семинария. Здесь велась подготовка кадров священнослужителей и миссионеров.Основным типом массовой начальной школы были земские школы. С 1884 г. правительство стало насаждать церковно-приходские школы, единственным учителем в которых был местный священник. В начале 90-х гг. таких школ было более 60. Часть детей могла обучаться в начальных народных училищах, вольных крестьянских школах.Для нерусского населения края были открыты министерские школы с преподаванием на русском языке, особые церковно-приходские школы, а также школы, которыми ведало Братство святителя Гурия. На детей мусульман были рассчитаны русско-татарские школы. Эти школы финансировало государство, доведя их число к концу столетия до 57. В мектебы и медресе внедрялись русские классы, содержавшиеся на средства населения. Эти школы и классы имели обрусительную направленность. Вместе с тем они способствовали распространению русской грамотности и русского языка, элементов светской культуры. Мир казанской периодики пореформенных лет стал более представительным и разнообразным. Кроме правительственных «Губернских ведомостей», издававшихся с 1838 г., это уже более десяти газет различного толка. В своем большинстве они издавались в либеральном духе. Среди них были «Казанский биржевой листок», «Камско-Волжская газета» «Волжско-Камское слово», «Казанские новости». Правда, век их существования был недолог — один- три года. Долгожителем оказался «Казанский биржевой листок»: начиная с 1868 г. он издавался в течение 24 лет. На консервативных позициях стояла редакция «Казанских вестей», монархические взгляды со своих страниц проповедовал «Казанский телеграф». С 1884 г. начал выходить «Волжский вестник». В течение пяти лет его главным редактором был историк права, профессор Казанского университета Н.П. Загоскин, и газета имела либерально-народническое направление. Это привлекало к ней многих прогрессивных общественных деятелей, ученых, писателей, публицистов. Здесь печатались Д.Н. Мамин-Сибиряк, Г.И. Успенский, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, В.Г. Короленко, A.M. Горький, Н.Н. Булич. В нескольких номерах «Волжского вестника» за 1892 г. была опубликована работа Н.П. Загоскина Казанская старина. Очерки города Казани и казанской жизни в 40-х годах».Для татарского населения Казанской губернии газет тогда не издавалось.Пореформенные годы — время большого подъема сценического искусства. Казанский городской театр приобретает славу одного из лучших провинциальных театров России. Этой славе во многом был обязан деятельности антрепренера, казанского купца ПМ. Медведева. Начиная с 1874 г. вказанском театре действовали уже три труппы — драматическая, оперная и опереточная. Здесь ставились драмы и комедии А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, произведения В. Шекспира, Ф. Шиллера. Большим успехом пользовались оперы Ш. Гуно, Дж. Верди, А.С. Даргомыжского, Дж. Мейербера, П.И. Чайковского. В ряде драматических и оперных спектаклей в роли статиста выступал юный Федор Иванович Шаляпин, уроженец Казани. В марте 1890 г. Таким образом, в пореформенный период культура в различных своих областях делает крупные шаги вперед. Формируется и получает всемирную известность несколько новых казанских научных школ. Массовый характер приобретает система образования. Время большого подъема переживают театральная, художественная жизнь, татарское книгопечатание. Татарские прозаикиосваивают реалистический метод, новые жанровые формы. Развивается татарский самодеятельный театр,на исходе столетия начинается становление татарского профессионального изобразительного искусства. Общей тенденцией развития культуры выступает демократизация. Однако воспользоваться в полной мере культурными достижениями могла в основном просвещенная, состоятельная часть общества. 6. В начале этого столетия она переживает настоящий подъем. Этот подъем во многом был связан с теми процессами, которые вызвала первая российская революция. Достижения в различных областях культурной жизни татарского общества были столь весомы, что можно говорить о «серебряном веке» татарской культуры периода 1900-1916 гг. в 1905 г. в Казанской губернии насчитывалось 845 мектебов и медресе с более чем 54 тысячами учащихся. Через восемь лет этих учебных заведений было уже 967. В них обучалось теперь около 80 тысяч учащихся.Возросло число русско-татарских училищ, русско-татарских школ и русских классов при медресе. Многие выпускники училищ поступали в татарские учительские школы, работавшие в Казани, Оренбурге, Симферополе. Русские классы и русско-татарские школы способствовали приобщению татар к достижениям русской и европейской культуры.Другим важным изменением стало развитие новометодных (джадидистских) школ. К концу первого десятилетия XX в. подавляющее большинство мектебов и медресе Казанской губернии использовало звуковой метод обучения.Наиболее крупными медресе являлись «Мухаммадия», «Касимия», «Марджания» (Казань), «Галия», «Усмания» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк), «Буби» (д. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии), «Губайдия» (с. Байряка Бугуль-минского уезда Самарской губернии). Как правило, большинство изучаемых в них дисциплин имело светский характер. В «Мухаммадии», например, преподавались арифметика, география, логика, геометрия, всеобщая история и история России, русский язык, восточные языки, психология, педагогика, этика, медицина, юриспруденция и другие предметы. В этом медресе работали литературный и драматический кружки, выходили рукописные газеты. Под влиянием первой российской революции у татар возникла, и начала бурно развиваться периодическая печать. В 1905-1907 гг. по всей России на татарском языке выходили 33 периодических издания — 21 газета и 12 журналов.Первое периодическое издание на татарском языке в Казани появилось в ноябре 1905 года. Это была общественно-политическая и литературная газета татарских либералов «Казан мухбире» «Казанский вестник»). Она выходила в течение шести лет, одним из ее редакторов был Ю. Акчура. В 1906 г. начали издаваться общественно-политическая газета «Юлдуз» («Звезда») и общественно-политическая и литературная газета «Баянельхак» («Разъяснение истины»). Тогда же вышел в свет журнал «ад-Дин Ва аль-Адаб» («Религия и воспитание»).Наряду с Казанью газеты и журналы на татарском языке выходили в Астрахани, Москве, Петербурге, Мен-зелинске, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Троицке, Уфе и других российских городах. Так, братья Рамиевы издавали в Оренбурге общественно-политическую газету «Вакыт» («Время») и общественно-просветительский и литературно-публицистический журнал «Шура» («Совет»). В журнале сотрудничали Ю. Акчура, Г. Тукай, Г. Ибрагимов и другие. В Уральске выходила общедемократическая газета «Фикер» («Мысль»).В Оренбурге недолго издавалась близкая по взглядам к социал-демократам большевистского направления газета «Урал». В ее издании принимали активное участие И. Ахтямов, X. Ямашев, X. Ямашева-Бадамшина.Только в Петербурге в 1910 г. выходило четыре татарских газеты. Одна из них — «Нур» — была первой татарской газетой в России. Она печаталась на языке,более близком к народному, с минимальным употреблением заимствований из арабского и персидского языков. Бе издавал выдающийся духовный и общественный деятель, ахун Атаулла Баязитов. С его именем связано и строительство лучшей в России петербургской мечети. Деньги на ее создание давали все мусульмане — от поденщиков и приказчиков и до бухарского эмира. Она была открыта уже после смерти А. Баязитова в 1911 г.Бурно развивалось татарское книгоиздательское дело. Увеличилось число типографий, возникли целые фирмы, специализирующиеся на издании и торговле книгами. Это — книготорговая фирма Каримовых, «Сабах» («Рассвет»), «Миллят» («Нация»), «Магариф» («Просвещение») и другие. Заметный вклад в татарское книгоиздательское дело вносили типографии русских издателей. Только в 1910-1913 гг. было издано около двух тысяч татарских книг. Начало века ознаменовалось появлением ряда ярких имен в области музыкального искусства. В Восточном клубе Казани, ставшем центром культуры татар, композитор Загидулла Яруллин (1888-1964) создал первый струнный оркестр. Он же написал самый популярный среди татар «Марш Тукая», который в то время считал символом духовных надежд народа. Наиболее популярными инструментами были скрип мандолина и гармоники. На концерты гармониста-виртуоза Файзуллы Туишева (1884-1958) во всех горо-к, где проживали татары, приходили сотни людей. Из первых профессиональных певцов татар самыми известными были Фаттах Латыпов (1884-1966), Ф. Гумерва и друг, Тукая — Камиль Мутыги (1883-1941). Появились и первые записи татарской музыки на валиках фонографа и граммофонных пластинках. Энтузиастом ихвнедрения стал талантливый самоучка Гилязетдин Сайфуллин (1873-1946). Он известен и как музыкальный мастер, собиратель народных песен. Таким образом, в период 1900-1916 гг. татарская натура сделал заметный шаг вперед. Большую светскую направленность приобрела система национального образования, увеличилось число татарских школ, стало доступней высшее образование. На новую ступень поднялась татарская литература. Возникли национальная периодическая печать и национальный профессиональный театр. 7. Перед войной республика распологала широкой сетью научных учреждений, вузов, гах специальных учебных заведений. Ее образовывали 25 НИИ, 14 вузов и 54 техникума. Исследовательской деятельностью было занято более 1 200 научных работников. Наряду с подготовкой специалистов для различных отраслей народного хозяйства важные научные проблемы решали вузы и техникумы.Этот научный потенциал значительно возрос в связи с эвакуацией в Казань трети институтов, лабораторий и научных сил Академии наук СССР. Научно-исследовательская деятельность ученых республики в годы войны получила высокую оценку. Так, академику А.Е. Арбузову, члену-корреспонденту Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук В.П. Мосолову, профессору С.Н. Ушакову были присуждены Сталинские премии (с 1952 г. — Государственные премии). Большая группа ученых, в том числе А.Е. Арбузов, Б.А. Арбузов, В.И. Баранов, Г.Х. Камай, Л.М. Миропольский, А.Н. Миславский, А.Е. Переверзев, Н.Г. Чеботарев, К.В. Фазлуллин были награждены орденами и медалями СССР.Признанием вклада научной общественности в дело защиты Отечества республики стало создание Казанского филиала Академии наук (КФАН) СССР. Решение об этом было принято Советским правительством 13 апреля 1945 г. В состав КФАН вошли биологический, геологический, физико-технический, химический институты и f Институт языка, литературы и истории. В 1944 году было открыто отделение татарского языка и литературы, которую сначала возглавила Р.А. Хакимова, а потом профессор Х. Усманов, много сделавший для подготовки национальных кадров.Трудным был период Великой Отечественной войны системы народного образования. Многие помещения [учебных заведений, прежде всего в Казани, были переда-|ны эвакуированным учреждениям Академии наук СССР, гданы под госпитали и эвакуированные предприятия.На фронт были мобилизованы многие преподаватели рзов, студенты, учителя. Сражающейся культурой стала художественная культура. Из 64 писателей республики более половины ушли на фронт. В частях Действующей армии сражались Абдулла Алиш, Hyp Баян, Юрий Белостоцкий, Ян Винецкий, Наби Даули, Муса Джалиль, Фатых Карим, Гадель Кутуй, Шараф Мударрис, Заки Нури, Геннадий Паушкин, Мухаммет Садри, Сибгат Хаким и другие известные литераторы. 30 пэтов и прозаиков Татарстана, 22 журналиста республики отдали свои жизни за Родину.Многие писатели республики работали в редакциях фронтовых газет, которые издавались на татарском языке. Такие газеты выходили на Северо-Западном, 1-ми 2-м Белорусском, Ленинградском, 1-м и 3-м Украинском, Воронежском, Волховском и некоторых других фронтах. В годы войны развитие получили музыкальное, театральное искусство республики. Татарскими композиторами в основном на военно-патриотическую тему было создано более 100 музыкальных произведений. Для оперной и балетной сцены были написаны оперы «Ильдар», «Туляк», в новой редакции «Су-Сылу и Туляк» Назиба Жиганова, «Зюльхабира» Майсура Музафарова, «Фарида» Михаила Юдина, балеты «Фатых», «Зюгра» Н. Жиганова.М. Музафаров, Н. Жиганов, А. Ключарев, 3. Хабибуллин, В. Виноградов, М. Юдин создали ряд симфонических произведений. Композитор Джаудат Файзи написал музыкальные комедии «Башмачки» и «Чайки», которые знаменовали собой рождение в татарской музыке нового жанра. В области песенного творчества активно работали С. Сайдашев, М. Музафаров, 3. Хабибуллин, X. Валиуллин. Особой популярность пользовались песни «Туган ил ечен» («За любимую Родину»), Поход жыры» («Походная песня»), «Кулъяулык» («Платочек»), «Син кайтмадьщ» («Ты не вернулся»). С. Сайдашев написал знаменитый марш «Родина», «Суворовский марш», В. Виноградов — «Ополченский марш».Сражающимся искусством была и изобразительное искусство. Как и ряд композиторов, на фронт ушли многие художники. С первых дней войны в Казани издавались военные и политические плакаты, плакаты «Окна сатиры». В их создании участвовали Б. Альме-нов, Э. Гельмс, К. Овчинников, А. Прытков, А. Родионов, Р. Сайфуллин, Н. Сокольский, и многие другие видные художники. Кисти В. Тимофеева принадлежали полотна «В рабство», «Слушают сводку Информбюро», И. Новоселова — «Оборона Казани», Д. Булата — «Подразделение Героя Советского Союза Батыршина в штыковой атаке», К. Максимова — «На плотах», «Хлеб — фронту», Н. Сокольского — «Да здравствует Сталинград». Были написаны и другие полотна на военно-патриотическую тему. Несколько скульптурных портретов, две большие скульптурные композиции выполнил скульптор С. Ахун.Высокий патриотический настрой стремились поддерживать у бойцов, тружеников тыла деятели театра. Они обслуживали мобилизационные пункты, части Действующей армии, госпитали, выезжали в колхозы и совхозы. На борьбу с врагом звали пьесы М. Амира «Минникамал», Н. Исанбета «Марьям», Р. Ишмурата «Возвращение», А. Корнейчука «Фронт», К. Симонова «Парень из нашего города» и «Русские люди» и др. Все пьесы в Казани ставились на сцене Большого драматического театра. Здесь же зритель мог видеть оперы Н. Жиганова «Алтынчеч», «Ильдар», «Качкын», М. Юдина — «Фарида», музыкальные комедии Дж. Файзи «Башма-гым» («Башмачки»), «Акчарлаклар» («Чайки»), балет Ф. Яруллина «Шурале».Значительную работу в годы Великой Отечественной войны проводили музеи, библиотеки и радиокомитет республики. Важным средством патриотического воспитания являлось кино.Таким образом, научная, творческая интеллигенция внесла весомый вклад в достижение победы. В годы войны в области литературы, изобразительного, музыкального искусства были созданы произведения, которые вошли в золотой фонд национальной культуры. 8. Модель Татарстана» не ограничивалась стержневой идеей политического компромисса. Это понятие во многом определяло проведение взвешенной политики в сфере межнациональных отношений, политики культурного плюрализма.В мае 1992 г. в республике прошел съезд народов Татарстана. На основе его решений была создана Ассоциация национально-культурных обществ. Представители многих проживавших на территории республики национальностей образовали свои культурные центры, общества.Большим консолидирующим событием в жизни татарского народа стало проведение в июне 1992 г. Всемирного конгресса татар. На этот беспрецедентный форум съехались татары из более 40 стран мира. Председателем исполкома его был избран известный историк, академик И.Р. Тагиров. В 1997 г. состоялся второй всемирный форум татар.С 1992 г. действует Закон «О языках народов Республики Татарстан». Он исходит из необходимости всестороннего развития культуры и языков народов республики, максимального использования творческого потенциала, обычаев и традиций каждого народа. С его принятием, а также Закона РТ «Об образовании», был дан импульс развитию национальной школы. Появилась возможность получения в некоторых учебных заведениях высшего и среднего специального образования на татарском языке.Важным событием в научной жизни республики стало создание в 1992 г. Академии наук Республики Татарстан, президентом которой был избран известный ученый и государственный деятель М.Х. Хасанов. При АНТ были организованы новые институты. В 1993 г. открылся институт социально-экономических и правовых исследований, в 1994 г. — на базе отдела Института языка, литературы и истории был создан Институт Татарской энциклопедии, которым в 1996 г. на базе ИЯЛИ были сформированы Институт истории и Институт языка, литературы и искусства.Более представительным, многоплановым, многоязычным стал мир средств массовой информации. Наряду с телерадиовещательной кампанией «Татарстан» появились новые каналы. Большую популярность быстро приобрел канал «Эфир», в особенности программы «Город», «Республика», «Прямая связь». Своего читателя обрели новые периодические издания, в том числе газеты «Шахри Казан», «Время и деньги», «Татарские края», журналы «Идель», «Мир
|