Время после смерти Петра I называют эпохой дворцовых переворотов. С 1725 по 1761 г. на русском престоле побывали вдова Петра Екатерина I (1725—1727), его внук Петр II (1727—1730), его племянница герцогиня курляндская Анна Иоанновна (1730—1740) и внук ее сестры младенец Иван Антонович (1740—1741), его дочь Елизавета Петровна (1741 —1761). Замыкает этот перечень преемник Елизаветы Петровны, внук шведского короля Карла XII по отцовской линии и внук Петра I по материнской линии герцог голштинский Петр III. «Дело Петра эти люди не имели ни сил, ни охоты ни продолжать, ни разрушить; они могли его только портить» (В. О. Ключевский).
Практически каждый из названных правителей приходил на престол в результате дворцовой интриги или дворцового переворота. Петр I умер, не назвав наследника (он должен был это сделать по его собственному 1722г. указу, отдавшему вопрос о престолонаследии на решение правящего монарха). Екатерина I стала императрицей по воле гвардии, поддержавшей А. Д. Меншикова и отвергшей предложения старой родовитой аристократии, группировавшейся вокруг князя Д. М. Голицына и братьев Долгоруковых. После смерти Екатерины и восшествия на престол поддержанного Меншиковым Петра II настал звездный час Долгоруковых. «Полудержавный властелин» был арестован, лишен богатств и званий, сослан в Березов. Созданный им в 1726 г. Верховный тайный совет оказался в руках Долгоруковых и Голицыных. Внезапная смерть пятнадцатилетнего Петра II дала верховникам шанс осуществить давнюю мечту: поставить самодержца под контроль аристократии не только фактически (как при Петре II), но и юридически. Именно поэтому они остановили свой выбор на герцогине курляндской Анне, дочери сводного брата Петра I Ивана. Ей было предложено подписать кондиции: новой царице предписывалось править совместно с Верховным тайным советом, не смея без его согласия начинать войну, заключать мир, вводить подати, не жаловать новых земель, не производить в высшие военные и придворные чины. Карой за неисполнение кондиций было лишение престола. Анна Иоанновна кондиции подписала, но, прибыв в Москву и разобравшись в настроениях дворянства («вместо одного толпу государей сочинили»), их разорвала и объявила о намерении править самодержавно. Десятилетнее правление Анны Иоанновны обычно определяют понятием «бироновщина» (от имени ее фаворита кур-ляндского немца Э. И. Бирона). Засилье немцев на высших государственных должностях возмущало русское дворянство. Кабинет министров, созданный вместо запрещенного Верховного тайного совета, вносил путаницу в деятельность государственных учреждений. Тайная канцелярия — главный орган политического сыска — работала напряженно и жестоко, поощряя доносы и пытками добиваясь признаний в несуществующих заговорах. Особое негодование вызвала в гвардейской среде казнь А. П. Волынского, опытного царедворца, сплотившего вокруг себя недовольных «немецким произволом».
Новый переворот, блестяще осуществленный гвардией, привел на престол дочь Петра I Елизавету: «удачной ночной феерией разогнан был курлянд-ско-брауншвейгский табор, собравшийся на берегах Невы дотрепывать верховную власть, завещанную Петром Великим своей империи» (В. О. Ключевский). При Елизавете Петровне были ликвидированы внутренние таможенные границы, увеличены пошлины на внешних границах, созданы Купеческий и Дворянский банки, открыт Московский университет.
Последний раз гвардейские полки сказали свое веское слово в 1762 г., когда был свергнут с престола Петр III, официальный наследник Елизаветы Петровны, и провозглашена императрицей Екатериной II его жена.
Власть переходила из одних рук в другие прихотливо и непредсказуемо. Столичная гвардия по собственному разумению решала, кому передать трон и корону. Нет ничего удивительного в том, что дворянство сумело добиться исполнения многих своих желаний. Исчезли различия между вотчиной и поместьем, владельческие права дворян на землю были гарантированы. Собственность на крепостных стала сословной привилегией дворянства, оно получило огромную судебно-полицейскую власть над крестьянами, право ссылать их в Сибирь без суда, продавать без земли. Срок военной службы был ограничен 25 годами, учрежден кадетский корпус, дворянские отроки могли записываться в полки и не начинать службу солдатами. Апогеем стал манифест Петра III о вольности дворянства, освободивший дворян от обязательной службы.
В чем же состояла сущность эпохи дворцовых переворотов? Историки обращают внимание на два важных обстоятельства. С одной стороны, это была реакция на бурное правление Петра I, его грандиозные преобразования. С другой стороны, послепетровское время сформировало новое дворянство, которое осознало свои значение и возможности, добилось признания своих вольностей и привилегией.
Б-16