Студопедия — Замысел и проблемы 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Замысел и проблемы 10 страница






Описанная нами предположительная картина неожиданно находит несколько ярких подтверждений.

Во-первых, Рождество Христово празднуется 25 декабря в дни зимнего солнцестояния. В XII веке Солнце в этот день находилось в созвездии Стрельца. Поэтому Андроник-Христос был рожден под знаком Стрельца. Тут надо сказать, что Никита Хониат, описывая правления Комнинов и Ангелов, много говорит об астрономии. Астрономические понятия широко обсуждались, большое значение придавалось астрологическим и астрономическим предсказаниям, см., например, [140], с.167.

Наша датировка звездного каталога Альмагеста показывает, что в эпоху IX-XII веков стала зарождаться астрономия, начались наблюдения над звездами. Вероятно, тогда эклиптика и была разбита на известные нам двенадцать созвездий Зодиака. Так что нет ничего удивительного в том, что созвездие, под которым родился Христос, впоследствии связали с его именем и приписали ему соответствующее изображение. А что это за изображение - мы знаем: Стрелец-Кентавр.

Во-вторых, само название КЕНТАВР, то есть КЕН-ТАВР или ХАН-ТЕЛЕЦ или ЦАРЬ-ТЕЛЕЦ тоже хорошо соответствует Христу-Андронику. Вспомним, что Вифлеемская звезда, возвестившая его рождение, вспыхнула в созвездии Тельца. Мы уже писали, что Андроника отождествляли с некоей кометой. Следовательно, Христа-Андроника в старых летописях вполне могли называть Царь-Телец или Хан-Телец или Хан-Таурус, то есть Кентавр. Напомним, что словом ТАУРУС или ТАВР называется созвездие Тельца.

ВЫВОД. Современное изображение созвездия Стрельца - всадник, стреляющий из лука, - по-видимому, возникло как воспоминание о Христе - Андронике, стреляющем из лука. Под знаком созвездия Стрельца он родился.

Любопытно, что Никита Хониат в одном месте прямо сравнивает Андроника с "крылатым всадником". А именно: "Андроник... пробившись сквозь толпу окружавших его отборных воинов, ускользает из рук всех, как КРЫЛАТЫЙ ВСАДНИК" [140], с.151.

Кстати, совсем рядом с луком Стрельца на небе находится созвездие Венца или Короны, см. рис.2.59. Лук и венец упоминаются вместе также и в Апокалипсисе: "И вот, конь белый, и на нем всадник, ИМЕЮЩИЙ ЛУК, И ДАН ЕМУ БЫЛ ВЕНЕЦ; и вышел он победоносный, и чтобы победить" (Апокалипсис 6:2). Как мы подробно говорим в [МЕТ1] и ХРОН1,гл.3, в Апокалипсисе описан гороскоп (обнаруженный еще Н.А.Морозовым), в котором всадник в луком и венцом обозначает Стрельца. См. также нашу книгу "Какой сейчас век?" [ВВЕД]:5.

Это объясняет - почему на потолке Лоджии Рафаэля в Ватикане несколько раз изображены именно лук и венец. Причем в прямой связи со Священной историей и, в частности, с Христом.

28.7. ЗАГОВОР САТАНЫ - ИСААКА АНГЕЛА ПРОТИВ АНДРОНИКА-ХРИСТА ПО СТАРИННОЙ КНИГЕ ЕНОХА.

Сегодня уже мало помнят о "Книге Еноха", хотя в свое время она была одной из самых распространенных книг среди христиан. "Судьба ее была очень непростой. БУДУЧИ НЕВЕРОЯТНО ПОПУЛЯРНОЙ В ПЕРВЫЕ ВЕКА ХРИСТИАНСТВА... она постепенно все более и более отодвигалась в тень... На Руси была популярна так называемая Книга Еноха Праведного... Она неоднократно переписывалась... Отрывки из нее помещались в Великих Четьях-Минеях и в православном Мериле Праведном. На нее постоянно ссылались митрополит Макарий и архиепископ Новгородский Геннадий. ЛИШЬ В XVII ВЕКЕ ОНА БЫЛА ИСКЛЮЧЕНА ИЗ ЧИСЛА ОДОБРЯЕМЫХ ЦЕРКОВЬЮ КНИГ" [75], с.6-7. Кстати, упоминания о Книге Еноха все-таки сохранились в Новом Завете (Послание Иуды 1:14).

<<Помимо "Славянского Еноха" и текстов Еноха, представленных в мусульманской литературе, мы знаем также эфиопскую версию этой книги>> [75], с.7. Воспользуемся переводом эфиопской рукописи Книги Еноха, опубликованной в [75].

Вот как там описывается ЗАГОВОР Сатаны и его сообщников против Бога. Двести ангелов решили спуститься на землю и властвовать на ней. <<И Семьяза, начальник их, сказал им: "Я боюсь, что вы не захотите привести в исполнение это дело и только я один должен буду искупать тогда этот великий грех". Тогда все они ответили ему и сказали: "Мы все поклянемся клятвою... не оставлять этого намерения, но привести его в исполнение". ТОГДА ПОКЛЯЛИСЬ ВСЕ ОНИ ВМЕСТЕ и обязались в этом все друг другу заклятиями; было же их всего двести. И они спустились на Ардис, который есть вершина горы Ермон, потому что поклялись на ней... И вот имена их начальников... И явилось великое нечестие и много непотребства, и люди согрешили, и все пути их развратились... Тогда взглянули Михаил, Гавриил и Уриил с неба и увидели много крови, которая текла на землю, и всю неправду, которая совершалась на земле... И сказал Господь Рафаилу: "Свяжи Азазеля по рукам и ногам и положи его во мрак"... И Михаилу Бог сказал: "Извести Семьязу и его соучастников... Крепко свяжи их под холмами земли... И немедленно Семьяза сгорит и отныне погибнет">> [75], с.16-19.

Книга Еноха описывает заговор Сатаны вполне по-земному и он действительно напоминает заговор Исаака Ангела против Андроника. Действительно, Исаак Ангел начал дело один и первое время очень боялся, что к нему никто не присоединится и ему придется отвечать за все одному [140]. Но к нему присоединилась другая знать, см. выше. Заговор оказался успешным. Они действительно лишили Андроника власти и установили свои порядки. Но через несколько лет, как отмщение за смерть Иисуса, начался крестовый поход на Царь-Град. В 1204 году город был взят и династия восставших Ангелов-заговорщиков уничтожена.

Приведем весьма любопытное изображение распятия Христа, см. рис.2.60. Оно находится на обороте знаменитой новгородской иконы "Спас Нерукотворный", приведенной нами на рис.1.24. Показан крест, на котором был распят Христос. Рядом с крестом надпись: "Крест Господень". С двух сторон к кресту подходят два ангела с крыльями. У одного в руке - копье, а у другого - губка. Причем держат они их так, как будто один собирается проткнуть бок Иисуса, висящего на кресте. А другой собирается поднести ко рту Христа губку. Подобные старинные изображения весьма распространены, см., например, рис.2.61, рис.2.62 и рис.2.63. НО КОПЬЕ И ГУБКУ ДЕРЖАТ ВСЕГДА ВОИНЫ, РАСПИНАЮЩИЕ ХРИСТА, А ВОВСЕ НЕ АНГЕЛЫ. То есть копье и губка всегда находятся в руках врагов Иисуса. Это - орудия казни. А на новгородской иконе они - в руках ангелов! Причем ангелы занимают здесь места двух римских воинов около креста Иисуса, см. рис.2.60.

Совершенно аналогичный сюжет изображался и западно-европейскими средневековыми художниками, см. рис.2.64. Здесь рядом с крестом стоят четыре ангела и двое из них держат в руках орудия казни - копье и губку, занимая те же места, что и римские воины на других изображениях.

Конечно, толковать данные изображения можно по-разному. Тем не менее, как мы теперь понимаем, здесь сохранился явный след подлинных событий XII века, когда Андроника-Христа действительно предали Ангелы, сначала служившие ему, но потом изменившие. И возглавил мятеж Исаак Ангел.

28.8. ИСААК АНГЕЛ ВОЗДВИГАЕТ "РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО" В ЦАРЬ-ГРАДЕ.

В самом начале царствования Исаака Ангела Никита Хониат сообщает следующую интересную подробность. <<Желание царя ПЕРЕНЕСТИ из Монемвасии сюда же (то есть в воздвигаемый им храм в Царь-Граде - Авт.) "Распятие Христово", произведение, бесподобное по искусству и по изяществу (другой вариант текста: "с дивной точностью представляющий страдания Его" - Авт.) доходило даже до замечательной степени страсти. Он весь предался своей заботе, пока наконец не утащил-таки его хитростью, потому что открытое нападение было во всяком случае небезопасно>> [141], с.97.

Вероятно, это место является затуманенным рассказом о том, что Исаак Ангел воздвиг в Царь-Граде крест для распятия Андроника-Христа. Это стало возможным лишь после успеха мятежа против Андроника, то есть после некоего "небезопасного нападения". По-видимому, в старом первоисточнике говорилось о самом распятии Христа. Но позднейший редактор под давлением скалигеровской версии истории заменил распятие, то есть само действие, на якобы некое его изображение, "с дивной точностью представляющей страдания Спасителя". Получилось иносказание. Четкий смысл оригинала был стерт, чего и добивались.

Тем не менее, рассказ о распятии Христа в царствование Исаака Ангела все-таки остался, хотя и в полустертом, затуманенном виде.

29. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ, ОПОЗНАНИЕ ХРИСТА, ЕГО АРЕСТ И СУД ПИЛАТА В ВИЗАНТИЙСКОЙ БИОГРАФИИ АНДРОНИКА I КОМНИНА.

29.1. ХРОНИКА РОБЕРА ДЕ КЛАРИ "ЗАВОЕВАНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ".

Мы воспользуемся здесь известным трудом Робера де Клари "Завоевание Константинополя", написанным якобы в начале XIII века [117], с.81. В книге описан знаменитый четвертый крестовый поход и взятие Царь-Града в 1204 году. Историки говорят: <<Хроника "Завоевание Константинополя" Робера де Клари, созданная в начале XIII в., наряду с одноименным произведением Жоффруа де Виллардуэна, принадлежит к числу ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ВАЖНОСТИ ИСТОЧНИКОВ по истории захвата Константинополя рыцарями-крестоносцами в 1203-1204 гг.>> [117], с.81.

В отличие от Виллардуэна, Робер де Клари начинает свое повествование чуть раньше 1204 года и, в частности, сообщает о последних событиях из жизни императора Андроника (чего нет у Виллардуэна). Эти сведения оказываются исключительно важными, поскольку они прекрасно подтверждают обнаруженное нами наложение Андроника на Христа. Здесь стоит отметить, что свидетельства, сообщаемые Робером де Клари, уцелели, по-видимому, лишь на страницах его Хроники. Другие светские византийские авторы умалчивают о них или уже забыли.

Сразу скажем, что, как и Никита Хониат, Робер де Клари относится к Андронику Комнину категорически отрицательно. Причем не просто отрицательно, а эмоционально отрицательно. Видно, что его чрезвычайно сильно волнуют любые события, связанные с Андроником, он явно небезразличен к ним. Современные комментаторы отмечают: "Резко отрицательные суждения об Андронике I, наполняющие византийский экскурс Робера де Клари, - отголосок оценок и представлений, которые получили ШИРОКОЕ ХОЖДЕНИЕ НА ЗАПАДЕ в конце XII - начале XIII в. и имели своим источником антилатинскую политику василевса (Андроника - Авт.)" [117], с.135, комментарий 126.

29.2. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ И МОЛЕНИЕ ХРИСТА В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ.

Евангелия говорят, что перед своим арестом Христос и его ученики-апостолы собрались в уединенном месте, где ели и пили. Эта сцена широко известна в христианской традиции как "Тайная Вечеря". Она изображалась на множестве средневековых икон и картин. "КОГДА НАСТАЛ ВЕЧЕР, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня... И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета... Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего" (Матфей 26:20, 26:26-29).

Согласно церковной традиции, данная сцена обычно представлялась на многочисленных средневековых изображениях следующим образом. За длинным столом, в каком-то уединенном, довольно тесном помещении, сидят Христос и его двенадцать апостолов. На столе - еда и питье. См., например, гравюру А.Дюрера на рис.2.65. Считается, что Христос и апостолы собрались тайно, скрытно от окружающих. Отсюда и название вечерней встречи - "Тайная Вечеря". Участники встречи едят, пьют вино, наливая его из кувшинов.

Согласно Евангелиям, после Тайной Вечери, уже ночью, Христос с несколькими апостолами уединяется в Гефсиманском саду, где молится Богу, прося его: "Если возможно, да минует Меня чаша сия... Чтобы Мне не пить ее" (Матфей 26:39, 26:42). Сопровождавшие Христа ученики уснули, несмотря на то, что Христос несколько раз будил их и просил побыть вместе с ним, бодрствуя. Этой же ночью, через самое короткое время, Христос был арестован появившимися воинами.

Обратимся теперь к византийской истории в изложении Робера де Клари, известного средневекового автора книги "Завоевание Константинополя" [117]. Вот что рассказывает Робер де Клари о последнем дне Андроника Комнина на свободе, перед его ночным арестом. Андроник вместе с несколькими своими приближенными, пытается бежать, спасаясь от преследования, однако его корабль прибивает бурей обратно к Царь-Граду. <<Они взглянули и ясно увидели, что вернулись в Константинополь; и они сказали тогда Андрому (кстати, Робер де Клари всюду именует Андроника - Андромом - Авт.): "Государь, мы погибли...". Когда Андром услышал это, он был так поражен, что не знал, что и делать; и он сказал своим людям: "Сеньоры, ради бога, уведите нас куда-нибудь подальше"... Когда они увидели, что не могут двигаться дальше и скрыться куда-нибудь, то, взяв императора Андрома, ПРИВЕЛИ ЕГО В КАБАЧОК И СПРЯТАЛИ ЗА ВИННЫМИ БОЧКАМИ. Хозяин кабачка и его жена ДОЛГО РАЗГЛЯДЫВАЛИ этих людей и им показалось, что это люди императора Андрома>> [117], с.21-22.

Перед нами - сцена евангельской Тайной Вечери. Андроник-Христос и несколько его ближайших приближенных уединяются в кабачке, скрываясь от преследования. Они провели там долгое время, поскольку подчеркнуто, что хозяин кабачка и его жена ДОЛГО РАЗГЛЯДЫВАЛИ незнакомых им посетителей. Надо полагать, Андроник и его спутники отдыхали, пили и ели в кабачке. Становится, кстати, понятным, почему на некоторых старинных изображениях евангельской Тайной Вечери кроме Христа и его двенадцати апостолов в помещении присутствуют еще какие-то люди, по-видимому, прислуживающие ужинающим. См., например, рис.2.66, рис.2.67, рис.2.68, рис.2.69 и рис.2.70. Вероятно, некоторое время держалась традиция, которая помнила, что во время Тайной Вечери кроме Христа и его 12 апостолов в помещении находились также хозяева кабачка или их слуги. Робер де Клари сообщил нам, что присутствовали во крайней мере сам хозяин кабачка и его жена.

Выше мы уже высказали мысль, что евангельское выражение "в дому заведеовом" означало, скорее всего, просто "в заведении", то есть в трактире, в кабачке, на постоялом дворе или в подобном месте. Именно так и говорит Робер де Клари. Он утверждает, что "Тайная Вечеря" Андроника происходила В КАБАЧКЕ.

Не исключено, что в рассказе Робера де Клари мы видим также сюжет о молении Христа в Гефсиманском саду. Андроник, укрывшись от преследования, молится Богу. Робер де Клари подчеркивает, что император скрывался за ВИННЫМИ бочками [117], с.22. Евангелия тоже сообщают, что во время Тайной Вечери пили вино.

Все эти события разворачиваются в обстановке преследований и страданий императора. Согласно Евангелиям, сразу после Тайной Вечери, в Гефсиманском саду, Христос просит Бога не давать ему испить чашу страданий: "чтобы Мне не пить ее" (Матфей 26:42). На рис.2.7 приведено старинное изображение сцены в Гефсиманском саду. Усталые апостолы уснули. Картина вполне понятная, поскольку, согласно Роберу де Клари, спутники Андроника действительно сильно устали после бурного плавания, вынужденной высадки на берег и, оказавшись в кабачке, после ужина, естественно, уснули. Надо полагать, как Андроник, так и его спутники в эти последние часы перед арестом молились о спасении. Ясно видно, что здесь Робер де Клари переписывал и редактировал какой-то первоисточник, очень близкий к дошедшим до нас версиям Евангелий.

На рис.2.71 приведена фотография чаши, из которой Христос пил во время Тайной Вечери. Это богато убранный коралловый кубок, хранится сегодня в Валенсии (Испания), в городе, который до XVII века был резиденцией антиохийского патриарха. Антиохийский престол считается одним из главных престолов христианского мира, поэтому вполне возможно, что перед нами - подлинная чаша Христа. Отметим, что чаша далеко не простая. Это весьма дорогая вещь. Из такого кубка вряд ли мог пить незнатный человек.

29.3. ОПОЗНАНИЕ ХРИСТА ПРЕДАТЕЛЕМ ИУДОЙ.

Евангелия далее говорят, что Иуда опознает Христа в группе людей. Подходит к Христу и целует его.

Ту же самую сцену мы видим и у Робера де Клари в его рассказе о судьбе Андроника. После того, как хозяин кабачка и его жена "долго разглядывали этих людей", у них возникло подозрение, что перед ними - спутники императора. <<Наконец, ЖЕНА КАБАТЧИКА как бы случайно стала обходить свои бочки (винные бочки - Авт.), чтобы поглядеть, хорошо ли они заперты; она смотрит направо, налево и видит императора Андрома, сидящего за бочками и еще облаченного в свои императорские одежды; И ОНА ПРЕКРАСНО УЗНАЛА ЕГО. И она возвращается к своему мужу и говорит ему: "Сеньор, там спрятан император Андром">> [117], с.22.

У Робера де Клари опознание-предательство Андрома осуществляет женщина. Хотя, впрочем, сейчас появится и мужчина-предатель. В Евангелиях предатель является мужчиной, апостолом Иудой. А в другом дубликате этих событий, а именно, в истории Андрея Боголюбского, в роли Иуды выступает пара: женщина (жена Андрея) и мужчина. См. подробности в следующей главе 3.

Между прочим, в Евангелиях, по-видимому, тоже сохранился след того обстоятельства, что опознание-предательство Христа и его спутников было сделано женщиной. Мы имеем в виду опознание апостола Петра, правда, уже после ареста Христа. "Петр же сидел вне на дворе. И ПОДОШЛА К НЕМУ ОДНА СЛУЖАНКА И СКАЗАЛА: И ТЫ БЫЛ С ИИСУСОМ ГАЛИЛЕЯНИНОМ. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь" (Матфей 26:69-70). Вероятно, "служанка", упомянутая в Евангелиях, и есть жена кабатчика, опознавшая императора и его спутников.

29.4. ИУДА ИДЕТ К ВРАГАМ ХРИСТА И ПРЕДАЕТ ЕГО, СООБЩАЯ, ГДЕ ТОТ НАХОДИТСЯ.

По Евангелиям, апостол Иуда решил предать Христа и сам лично отправляется к его врагам, предлагая схватить Иисуса.

То же самое сообщает и Робер де Клари. Как только жена кабатчика опознала императора Андроника, кабатчик тут же направляет человека к врагам императора с доносом. Мы цитируем: "Когда кабатчик услышал это (сообщение жены - Авт.), ОН ОТПРАВИЛ СВОЕГО ЧЕЛОВЕКА ПРЕДУПРЕДИТЬ ОДНОГО ЗНАТНОГО ВЕЛЬМОЖУ, который пребывал неподалеку оттуда в некоем большом дворце. Андром убил отца этого человека и учинил насилие над его женой" [117], с.22. Последняя фраза может быть данью ненависти к Андронику, которую внушали окружающим представители "латинской" партии в Царь-Граде. Но так или иначе, но мы видим, что донос был направлен ВРАГУ АНДРОНИКА, что хорошо соответствует описанию Евангелий: Иуда пошел к врагам Иисуса.

Продолжим цитирование: "КОГДА ПОСЛАННЫЙ (то есть дубликат евангельского Иуды - Авт.) ЯВИЛСЯ ТУДА, ОН СКАЗАЛ ЭТОМУ ЗНАТНОМУ ВЕЛЬМОЖЕ, ЧТО АНДРОМ СПРЯТАН В ДОМЕ ТАКОГО-ТО КАБАТЧИКА, И ОН НАЗВАЛ ЕГО ИМЯ" [117], с.22.

29.5. АРЕСТ ХРИСТА.

Согласно Евангелиям, после доноса Иуды первосвященники немедленно направляют воинский отряд для захвата Иисуса. "Вот Иуда... пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных" (Матфей 26:47).

Робер де Клари говорит практически то же самое: "Когда знатный вельможа услышал, что Андром находится в доме этого кабатчика, он весьма обрадовался; И ОН ВЗЯЛ С СОБОЙ СВОИХ ЛЮДЕЙ И ОТПРАВИЛСЯ К ДОМУ КАБАТЧИКА; И ОН СХВАТИЛ АНДРОМА И УВЕЛ ЕГО В СВОЙ ДВОРЕЦ" [117], с.22.

29.6. ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕННИКОВ ИУДЫ.

Евангелия сообщают, что Иуда на свое предательство получил ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕННИКОВ (Матфей 26:15). След этого обстоятельства сохранился в повествовании Никиты Хониата. Оказывается, после ареста Андроника его дворец был разграблен. <<Огромные богатства, накопленные Комнинами, были просто разграблены толпой. Историк приводит даже "точные" данные о количестве золотых, серебряных и медных монет, а также серебряных слитков, присвоенных плебсом: 12 кентариев золота, 30 - СЕРЕБРА и 200 меди>> [117], с.137, комментарий 144. По-видимому, украденные из дворца Андроника тридцать кентариев серебра и отразились в Евангелиях в виде "тридцати сребренников" Иуды.

29.7. СУД ПИЛАТА НАД ХРИСТОМ.

Согласно Евангелиям, арестованного Христа приводят к Пилату, который назван "правителем". Мы цитируем: "Иисус же предстал ПЕРЕД ПРАВИТЕЛЕМ. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, ОН НИЧЕГО НЕ ОТВЕЧАЛ. Тогда говорит Ему правитель: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился" (Матфей 27:11-14).

Буквально теми же словами Робер де Клари рассказывает о "суде правителя" над Андроником: <<Когда наступило утро, знатный человек взял Андрома и ПРИВЕЛ ЕГО ВО ДВОРЕЦ К ИМПЕРАТОРУ КИРСАКУ (то есть к Киру Исааку, царю Исааку - Авт.). Когда Кирсак его увидел, он спросил у него: "Андром, почему ты так подло предал своего сеньора, императора Мануила...">> [117], с.22. Далее Робер де Клари перечисляет якобы преступления Андроника, в которых его обвиняет правитель Исаак. Мы уже говорили, что Робер де Клари относится к Андронику отрицательно и пользуется любым случаем, чтобы приписать ему всяческие "плохие поступки".

Далее: <<А Андром ему сказал: "Замолчите, ИБО Я НЕ УДОСТОЮ ВАС ОТВЕТА!">> [117], с.22.

Итак, мы видим хорошее согласование евангельского сюжета с историей Андроника.

29.8. ПИЛАТ УМЫВАЕТ РУКИ И ПЕРЕДАЕТ ХРИСТА, ПО ТРЕБОВАНИЮ НАРОДА, НА КАЗНЬ.

Евангелия говорят: "Пилат сказал: какое же зло сделал Он? Но они (народ и первосвященники - Авт.) кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда... Иисуса бив, предал на распятие" (Матфей 27:23-26).

Робер де Клари описывает практически те же события: <<Когда император Кирсак услышал, что ОН (Андроник - Авт.) НЕ ЖЕЛАЕТ УДОСТАИВАТЬ ЕГО ОТВЕТА, ОН ПОВЕЛЕЛ СОЗВАТЬ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА, ПРИКАЗАВ ИМ ЯВИТЬСЯ К НЕМУ. И когда они пришли к нему, император сказал им: "Сеньоры, вот Андром, который содеял столько зла и вам, и другим (здесь, как мы видим, опять звучит осуждающий пропагандистский нажим Робера де Клари - Авт.). МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО Я НЕ СМОГУ ТВОРИТЬ НАД НИМ ПРАВОСУДИЕ, чтобы удовлетворить желание каждого из вас; И Я ОТДАЮ ЕГО ВАМ, ЧТОБЫ ВЫ СДЕЛАЛИ С НИМ, ЧТО ЗАХОТИТЕ". И ЖИТЕЛИ ГОРОДА ОЧЕНЬ ВОЗРАДОВАЛИСЬ ЭТОМУ И СХВАТИЛИ ЕГО>> [117], с.22.

Далее Робер де Клари описывает страдания Андроника и его мученическую смерть. К данному сюжету мы подробно обратимся через некоторое время.

30. ИСААК АНГЕЛ ВОЛОЧИТ АНДРОНИКА ЗА ЖЕЛЕЗНУЮ ЦЕПЬ НА ШЕЕ.

Никита Хониат помещает в своей "Истории" следующий, на первый взгляд кажущийся не очень понятным, рассказ. Якобы еще при жизни царя Мануила Андроник, находящийся в изгнании, решил прийти к царю с повинной. Приведем рассказ почти полностью: "Царь согласился... и через некоторое время Андроник является. Как человек ловкий и способный на все плутовские проделки, ОН НАДЕЛ СЕБЕ НА ШЕЮ ТЯЖЕЛУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ЦЕПЬ, которая опускалась до самых пят, и скрыл ее под одеждой... Получив дозволение войти и представиться самодержцу, он, как только показался ему на глаза, тотчас же растянулся на полу во всю длину своего огромного роста, выставил напоказ цепь и, со слезами на глазах, пламенно и трогательно просил прощения во всем, чем оскорбил царя. Царь, изумленный этим зрелищем (фантазирует Хониат, поскольку подобные действия выглядят достаточно дико и ничем не мотивированы - Авт.), прослезился сам и приказал поднять Андроника, но он уверял, что не встанет с пола, пока КТО-НИБУДЬ ИЗ ПРЕДСТОЯЩИХ ПО ПРИКАЗАНИЮ ЦАРЯ НЕ ПРОТАЩИТ ЕГО ЗА ЦЕПЬ ПО СТУПЕНЯМ ПРЕСТОЛА И НЕ ПОВЕРГНЕТ ПРЕД ЦАРСКИМ СЕДАЛИЩЕМ. Как просил Андроник, так и было сделано. А исполнил это дело Исаак Ангел, который впоследствии лишил Андроника власти - событие, которому нельзя не удивляться и которое едва ли можно объяснить бессмысленным стечением обстоятельств или простым случаем" [140], с.241-242.

Рассказанная история выглядит настолько странно, что сам Никита Хониат не удерживается от растерянного комментария. Дело в том, что если бы нам сказали, что это произошло уже когда Андроника схватили и повели на казнь, то все стало бы на свои места. Но у Никиты Хониата рассказ помещен совсем в другое место, а именно, отнесен к тому времени, когда отношения между Андроником и Мануилом были хотя и сложными, но не настолько плохими. И уж во всяком случае в тот момент подобного унижения от Андроника никто не требовал. Сам Хониат, вероятно, понимал, что данный сюжет находится "не на своем месте" и поэтому путано рассуждает о невозможности случайного совпадения.

Но теперь мы понимаем - о чем на самом деле идет тут речь. Вспомним евангельский рассказ о захвате Христа воинами. См. выше цитаты из книги "Страсти Христовы". Там подробно говорится о железной цепи, возложенной на шею Христа. Сказано, как его тащили за цепь. См. рис.2.72 и рис.2.73. Оба рассказа - и евангельский, и Никиты Хониата - поразительно схожи. Здесь мы видим, как одно и то же событие на страницах различных летописей могло иногда истолковываться совершенно по-разному. В данном случае евангельское описание намного реалистичнее. Что касается рассказа Никиты Хониата, то перед нами - явно затуманенное и искаженное описание событий. Тем не менее, основной мотив, а именно, что Христа-Андроника тащили за цепь на шее (по земле или по ступеням), передан точно.

Впрочем, цепь на шее Андроника упоминается у Хониата еще раз и уже "на своем месте". А именно, при описании ареста Андроника. Когда свергнутого Андроника схватили, "его заключили в тюрьму, называемую Анема, наложили на его гордую шею ДВЕ ТЯЖЕЛЫЕ ЦЕПИ, НА КОТОРЫХ ДЕРЖАТ В ЖЕЛЕЗНЫХ ОШЕЙНИКАХ СОДЕРЖИМЫХ В ТЮРЬМЕ ЛЬВОВ и заковали ноги его в кандалы. Когда В ТАКОМ ВИДЕ его привели и представили царю Исааку, его осыпают ругательствами, бьют по щекам, толкают пинками" [140], с.356-357.

Очевидно, перед нами - краткий пересказ того же самого евангельского сюжета: Христа с железной цепью на шее волокут на судилище.

31. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ДВОР АННЫ АРХИЕРЕЯ И ВИЗАНТИЙСКАЯ ТЮРЬМА АНЕМА.

В евангельском изложении Христа, после его пленения, ведут на двор Анны архиерея [127], лист 63. См. выше. У Никиты Хониата говорится, что как только Андроника схватили, его первым делом заключили в тюрьму под названием АНЕМА [140], с.356. Похоже, что здесь АННА и АНЕМА - одно и то же слово. В одном случае говорится о дворе Анны, а в другом - о тюрьме Анема. Надо сказать, что буквы Н и М в старых текстах могли легко путаться из-за того, что, например, обе иногда обозначались одним и тем же символом - волнистой черточкой. См. ХРОН5, Приложение 2 и нашу книгу "Империя". Опять мы видим, как на страницах разных летописей одно и то же слово приобретало чуть разные формы и по-иному истолковывалось. Один переписчик воспринял его как имя архиерея, другой - как название тюрьмы.

32. ВЫКОЛОТЫЙ ГЛАЗ АНДРОНИКА И ПОВРЕЖДЕННЫЙ ГЛАЗ ХРИСТА НА ПЛАЩАНИЦЕ.

Как пишет Хониат, Андронику перед казнью ВЫКАЛЫВАЮТ ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. "Спустя несколько дней ему выкалывают левый глаз, сажают на паршивого верблюда и с торжеством ведут по площади" [140], с.357. В Евангелиях об этом ничего не говорится, но на Плащанице видно, что один глаз у Христа был действительно поврежден и, скорее всего, выколот, см. выше. На данное обстоятельство обращали внимание разные исследователи. На фотографиях Плащаницы хорошо видна большая вертикальная рана, пересекающая правый глаз, см. рис.1.17. Хониат пишет о левом, а не о правом глазе, но не надо забывать, что текст Хониата отнюдь не является оригиналом. Как мы видели, это - некая компиляция старых источников, сделанная поздним редактором. Кроме того, сами документы очевидно тоже появились в результате многократных переписок. Как мы теперь понимаем, история Христа была действительно очень древней. Двенадцатый век - это глубокая древность, согласно новой хронологии. Мы не можем требовать полного совпадения описаний во всех деталях. Тем не менее, существенные черты событий, как мы обнаруживаем, сохранились достаточно хорошо. В данном случае - выколотый глаз.

Вспомним также, что у Хониата император Андроник сравнивался с ЦИКЛОПОМ [140], с.279. Напомним, что Циклопы это - "ВЕЛИКАНЫ, С ОДНИМ ГЛАЗОМ во лбу, они отличаются необычайной силой" [154]. Кроме того, циклопы "принадлежат к ДРЕВНЕЙШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ БОГОВ" [95], т.1, с.649.

Возникает впечатление, что Хониат называет Андроника ЦИКЛОПОМ далеко не случайно. Скорее всего, мифологический Циклоп - это и есть Христос, которому перед смертью выкололи глаз. Христос был большого роста. Впоследствии народная молва создала на данной основе образ могучего одноглазого великана - Циклопа. На рис.2.74, рис.2.75 и рис.2.76 приведены рисунки с "древне"-греческих амфор - ослепление Циклопа Полифема.

33. ОТРУБЛЕННАЯ ПРАВАЯ РУКА АНДРОНИКА И ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РАЗРЫВ ПРАВОЙ РУКИ ХРИСТА НА ПЛАЩАНИЦЕ.

Никита Хониат сообщает, что за несколько дней до того, как Андронику выкололи глаз и повели на распятие, ЕМУ ОТРУБИЛИ ПРАВУЮ РУКУ. "Наконец ему отрубили секирой правую руку и снова бросили его в ту же тюрьму" [140], с.357. В Евангелиях не говорится об отрубленной руке Христа. Однако в книге "Страсти Христовы" сказано, что ему "отбили" руки и ноги [127], лист 63. Не исключено, что здесь сквозит воспоминание об отрубленной руке. Ведь слова ОТБИЛИ или ОТРУБИЛИ достаточно близки по смыслу.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 482. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия