Студопедия — Глава 7. Нехорошая квартирка
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 7. Нехорошая квартирка






Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: "Степа! Тебярасстреляют, если ты сию минуту не встанешь!" -- Степа ответил бы томным,чуть слышным голосом: "Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я невстану". Не то что встать, -- ему казалось, что он не может открыть глаз, потомучто, если он только это сделает, сверкнет молния и голову его тут жеразнесет на куски. В этой голове гудел тяжелый колокол, между глазнымияблоками и закрытыми веками проплывали коричневые пятна с огненно-зеленымободком, и в довершение всего тошнило, причем казалось, что тошнота этасвязана со звуками какого-то назойливого патефона. Степа старался что-то припомнить, но припоминалось только одно -- что,кажется, вчера и неизвестно где он стоял с салфеткой в руке и пыталсяпоцеловать какую-то даму, причем обещал ей, что на другой день, и ровно вполдень, придет к ней в гости. Дама от этого отказывалась, говоря: "Нет,нет, меня не будет дома!" -- а Степа упорно настаивал на своем: "А я вотвозьму да и приду!" Ни какая это была дама, ни который сейчас час, ни какое число, никакого месяца -- Степа решительно не знал и, что хуже всего, не мог понять,где он находится. Он постарался выяснить хотя бы последнее и для этогоразлепил слипшиеся веки левого глаза. В полутьме что-то тускло отсвечивало.Степа наконец узнал трюмо и понял, что он лежит навзничь у себя на кровати,то есть на бывшей ювелиршиной кровати, в спальне. Тут ему так ударило вголову, что он закрыл глаз и застонал. Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся утром усебя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом,в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице. Надо сказать, что квартира эта -- N 50 -- давно уже пользовалась еслине плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. Еще два года томуназад владелицей ее была вдова ювелира де Фужере. Анна Францевна де Фужере,пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама, три комнаты из пяти сдавалажильцам: одному, фамилия которого была, кажется, Беломут, и другому -- сутраченной фамилией. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимыепроисшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. Однажды в выходной день явился в квартиру милиционер, вызвал в переднюювторого жильца (фамилия которого утратилась) и сказал, что того просят наминутку зайти в отделение милиции в чем-то расписаться. Жилец приказалАнфисе, преданной и давней домашней работнице Анны Францевны, сказать, вслучае если ему будут звонить, что он вернется через десять минут, и ушелвместе с корректным милиционером в белых перчатках. Но не вернулся он нетолько через десять минут, а вообще никогда не вернулся. Удивительнее всегото, что, очевидно, с ним вместе исчез и милиционер. Набожная, а откровеннее сказать -- суеверная, Анфиса так напрямик изаявила очень расстроенной Анне Францевне, что это колдовство и что онапрекрасно знает, кто утащил и жильца и милиционера, только к ночи не хочетговорить. Ну, а колдовству, как известно, стоит только начаться, а там ужего ничем не остановишь. Второй жилец исчез, помнится, в понедельник, а всреду как сквозь землю провалился Беломут, но, правда, при другихобстоятельствах. Утром за ним заехала, как обычно, машина, чтобы отвезти егона службу, и отвезла, но назад никого не привезла и сама больше невернулась. Горе и ужас мадам Беломут не поддаются описанию. Но, увы, и то и другоебыло непродолжительно. В ту же ночь, вернувшись с Анфисой с дачи, на которуюАнна Францевна почему-то спешно поехала, она не застала уже гражданкиБеломут в квартире. Но этого мало: двери обеих комнат, которые занималисупруги Беломут, оказались запечатанными. Два дня прошли кое-как. На третий же день страдавшая все это времябессонницей Анна Францевна опять-таки спешно уехала на дачу... Нужно лиговорить, что она не вернулась! Оставшаяся одна Анфиса, наплакавшись вволю, легла спать во втором часуночи. Что с ней было дальше, неизвестно, но рассказывали жильцы другихквартир, что будто бы в N 50-м всю ночь слышались какие-то стуки и будто быдо утра в окнах горел электрический свет. Утром выяснилось, что и Анфисынет! Об исчезнувших и о проклятой квартире долго в доме рассказывали всякиелегенды, вроде того, например, что эта сухая и набожная Анфиса будто быносила на своей иссохшей груди в замшевом мешочке двадцать пять крупныхбриллиантов, принадлежащих Анне Францевне. Что будто бы в дровяном сарае натой самой даче, куда спешно ездила Анна Францевна, обнаружились сами собойкакие-то несметные сокровища в виде тех же бриллиантов, а также золотыхденег царской чеканки... И прочее в этом же роде. Ну, чего не знаем, за тоне ручаемся. Как бы то ни было, квартира простояла пустой и запечатанной тольконеделю, а затем в нее вселились -- покойный Берлиоз с супругой и этот самыйСтепа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только они попали вокаянную квартиру, и у них началось черт знает что. Именно, в течение одногомесяца пропали обе супруги. Но эти не бесследно. Про супругу Берлиозарассказывали, что будто бы ее видели в Харькове с каким-то балетмейстером, асупруга Степы якобы обнаружилась на Божедомке, где, как болтали, директорВарьете, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился добыть ейкомнату, но с одним условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице... Итак, Степа застонал. Он хотел позвать домработницу Груню и потребоватьу нее пирамидону, но все-таки сумел сообразить, что это глупости... Чтоникакого пирамидону у Груни, конечно, нету. Пытался позвать на помощьБерлиоза, дважды простонал: "Миша... Миша...", но, как сами понимаете,ответа не получил. В квартире стояла полнейшая тишина. Пошевелив пальцами ног, Степа догадался, что лежит в носках, трясущейсярукою провел по бедру, чтобы определить, в брюках он или нет, и неопределил. Наконец, видя, что он брошен и одинок, что некому ему помочь, решилподняться, каких бы нечеловеческих усилий это ни стоило. Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в видечеловека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою чернойщетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником игалстуком, в кальсонах и в носках. Таким он увидел себя в трюмо, а рядом с зеркалом увидел неизвестногочеловека, одетого в черное и в черном берете. Степа сел на кровать и сколько мог вытаращил налитые кровью глаза нанеизвестного. Молчание нарушил этот неизвестный, произнеся низким, тяжелым голосом ис иностранным акцентом следующие слова: -- Добрый день, симпатичнейший Степан Богданович! Произошла пауза, после которой, сделав над собой страшнейшее усилие,Степа выговорил: -- Что вам угодно? -- и сам поразился, не узнав своего голоса. Слово"что" он произнес дискантом, "вам" -- басом, а "угодно" у него совсем невышло. Незнакомец дружелюбно усмехнулся, вынул большие золотые часы с алмазнымтреугольником на крышке, позвонил одиннадцать раз и сказал: -- Одиннадцать! И ровно час, как я дожидаюсь вашего пробуждения, ибо выназначили мне быть у вас в десять. Вот и я! Степа нащупал на стуле рядом с кроватью брюки, шепнул: -- Извините... -- надел их и хрипло спросил: -- Скажите, пожалуйста,вашу фамилию? Говорить ему было трудно. При каждом слове кто-то втыкал ему иголку вмозг, причиняя адскую боль. -- Как? Вы и фамилию мою забыли? -- тут неизвестный улыбнулся. -- Простите... -- прохрипел Степа, чувствуя, что похмелье дарит егоновым симптомом: ему показалось, что пол возле кровати ушел куда-то и чтосию минуту он головой вниз полетит к чертовой матери в преисподнюю. -- Дорогой Степан Богданович, -- заговорил посетитель, проницательноулыбаясь, -- никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудромуправилу, -- лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни,это две стопки водки с острой и горячей закуской. Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что раз ужего застали в таком виде, нужно признаваться во всем. -- Откровенно сказать... -- начал он, еле ворочая языком, -- вчера янемножко... -- Ни слова больше! -- ответил визитер и отъехал с креслом в сторону. Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервированподнос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белыемаринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка вобъемистом ювелиршином графинчике. Особенно поразило Степу то, что графинзапотел от холода. Впрочем, это было понятно -- он помещался вполоскательнице, набитой льдом. Накрыто, словом, было чисто, умело. Незнакомец не дал Степиному изумлению развиться до степени болезненнойи ловко налил ему полстопки водки. -- А вы? -- пискнул Степа. -- С удовольствием! Прыгающей рукой поднес Степа стопку к устам, а незнакомец одним духомпроглотил содержимое своей стопки. Прожевывая кусок икры, Степа выдавил изсебя слова: -- А вы что же... закусить? -- Благодарствуйте, я не закусываю никогда, -- ответил незнакомец иналил по второй. Открыли кастрюлю -- в ней оказались сосиски в томате. И вот проклятая зелень перед глазами растаяла, стали выговариватьсяслова, и, главное, Степа кое-что припомнил. Именно, что дело вчера было наСходне, на даче у автора скетчей Хустова, куда этот Хустов и возил Степу втаксомоторе. Припомнилось даже, как нанимали этот таксомотор у "Метрополя",был еще при этом какой-то актер не актер... с патефоном в чемоданчике. Да,да, да, это было на даче! Еще, помнится, выли собаки от этого патефона. Воттолько дама, которую Степа хотел поцеловать, осталась неразъясненной... чертее знает, кто она... кажется, в радио служит, а может быть, и нет. Вчерашний день, таким образом, помаленьку высветлялся, но Степу сейчасгораздо более интересовал день сегодняшний и, в частности, появление вспальне неизвестного, да еще с закуской и водкой. Вот что недурно было быразъяснить! -- Ну, что же, теперь, я надеюсь, вы вспомнили мою фамилию? Но Степа только стыдливо улыбнулся и развел руками. -- Однако! Я чувствую, что после водки вы пили портвейн! Помилуйте, даразве это можно делать! -- Я хочу вас попросить, чтоб это осталось между нами, -- заискивающесказал Степа. -- О, конечно, конечно! Но за Хустова я, само собой разумеется, неручаюсь. -- А вы разве знаете Хустова? -- Вчера в кабинете у вас видел этого индивидуума мельком, нодостаточно одного беглого взгляда на его лицо, чтобы понять, что он --сволочь, склочник, приспособленец и подхалим. "Совершенно верно!" -- подумал Степа, пораженный таким верным, точным икратким определением Хустова. Да, вчерашний день лепился из кусочков, но все-таки тревога не покидаладиректора Варьете. Дело в том, что в этом вчерашнем дне зияла преогромнаячерная дыра. Вот этого самого незнакомца в берете, воля ваша, Степа в своемкабинете вчера никак не видал. -- Профессор черной магии Воланд, -- веско сказал визитер, видя Степинызатруднения, и рассказал все по порядку. Вчера днем он приехал из-за границы в Москву, немедленно явился к Степеи предложил свои гастроли в Варьете. Степа позвонил в московскую областнуюзрелищную комиссию и вопрос этот согласовал (Степа побледнел и заморгалглазами), подписал с профессором Воландом контракт на семь выступлений(Степа открыл рот), условился, что Воланд придет к нему для уточнениядеталей в десять часов утра сегодня... Вот Воланд и пришел! Придя, был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что самаона только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет, а что есливизитер желает видеть Степана Богдановича, то пусть идет к нему в спальнюсам. Степан Богданович так крепко спит, что разбудить его она не берется.Увидев, в каком состоянии Степан Богданович, артист послал Груню в ближайшийгастроном за водкой и закуской, в аптеку за льдом и... -- Позвольте с вами рассчитаться, -- проскулил убитый Степа и сталискать бумажник. -- О, какой вздор! -- воскликнул гастролер и слушать ничего больше незахотел. Итак, водка и закуска стали понятны, и все же на Степу было жалковзглянуть: он решительно не помнил ничего о контракте и, хоть убейте, невидел вчера этого Воланда. Да, Хустов был, а Воланда не было. -- Разрешите взглянуть на контракт, -- тихо попросил Степа. -- Пожалуйста, пожалуйста... Степа взглянул на бумагу и закоченел. Все было на месте. Во-первых,собственноручная Степина залихватская подпись! Косая надпись сбоку рукоюфиндиректора Римского с разрешением выдать артисту Воланду в счет следуемыхему за семь выступлений тридцати пяти тысяч рублей десять тысяч рублей.Более того: тут же расписка Воланда в том, что он эти десять тысяч ужеполучил! "Что же это такое?!" -- подумал несчастный Степа, и голова у негозакружилась. Начинаются зловещие провалы в памяти?! Но, само собою, послетого, как контракт был предъявлен, дальнейшие выражения удивления были быпросто неприличны. Степа попросил у гостя разрешения на минуту отлучиться и,как был в носках, побежал в переднюю к телефону. По дороге он крикнул внаправлении кухни: -- Груня! Но никто не отозвался. Тут он взглянул на дверь в кабинет Берлиоза,бывшую рядом с передней, и тут, как говорится, остолбенел. На ручке двери онразглядел огромнейшую сургучную печать на веревке. "Здравствуйте! -- рявкнулкто-то в голове у Степы. -- Этого еще недоставало!" И тут Степины мыслипобежали уже по двойному рельсовому пути, но, как всегда бывает во времякатастрофы, в одну сторону и вообще черт знает куда. Головную Степину кашутрудно даже передать. Тут и чертовщина с черным беретом, холодной водкой иневероятным контрактом, -- а тут еще ко всему этому, не угодно ли, и печатьна двери! То есть кому хотите сказать, что Берлиоз что-то натворил, -- неповерит, ей-ей, не поверит! Однако печать, вот она! Да-с... И тут закопошились в мозгу у Степы какие-то неприятнейшие мыслишки остатье, которую, как назло, недавно он всучил Михаилу Александровичу длянапечатания в журнале. И статья, между нами говоря, дурацкая! И никчемная, иденьги-то маленькие... Немедленно вслед за воспоминанием о статье прилетело воспоминание окаком-то сомнительном разговоре, происходившем, как помнится, двадцатьчетвертого апреля вечером тут же, в столовой, когда Степа ужинал с МихаиломАлександровичем. То есть, конечно, в полном смысле слова разговор этотсомнительным назвать нельзя (не пошел бы Степа на такой разговор), но этобыл разговор на какую-то ненужную тему. Совершенно свободно можно было бы,граждане, его и не затевать. До печати, нет сомнений, разговор этот могсчитаться совершеннейшим пустяком, но вот после печати... "Ах, Берлиоз, Берлиоз! -- вскипало в голове у Степы. -- Ведь это вголову не лезет!" Но горевать долго не приходилось, и Степа набрал номер в кабинетефиндиректора Варьете Римского. Положение Степы было щекотливое: во-первых,иностранец мог обидеться на то, что Степа проверяет его после того, как былпоказан контракт, да и с финдиректором говорить было чрезвычайно трудно. Всамом деле, ведь не спросишь его так: "Скажите, заключал ли я вчера спрофессором черной магии контракт на тридцать пять тысяч рублей?" Такспрашивать не годится! -- Да! -- послышался в трубке резкий, неприятный голос Римского. -- Здравствуйте, Григорий Данилович, -- тихо заговорил Степа, -- этоЛиходеев. Вот какое дело... гм... гм... у меня сидит этот... э... артистВоланд... Так вот... я хотел спросить, как насчет сегодняшнего вечера?.. -- Ах, черный маг? -- отозвался в трубке Римский, -- афиши сейчасбудут. -- Ага, -- слабым голосом сказал Степа, -- ну, пока... -- А вы скоро придете? -- спросил Римский. -- Через полчаса, -- ответил Степа и, повесив трубку, сжал горячуюголову руками. Ах, какая выходила скверная штука! Что же это с памятью,граждане? А? Однако дольше задерживаться в передней было неудобно, и Степа тут жесоставил план: всеми мерами скрыть свою невероятную забывчивость, а сейчаспервым долгом хитро выспросить у иностранца, что он, собственно, намеренсегодня показывать во вверенном Степе Варьете? Тут Степа повернулся от аппарата и в зеркале, помещавшемся в передней,давно не вытираемом ленивой Груней, отчетливо увидел какого-то странногосубъекта -- длинного, как жердь, и в пенсне (ах, если бы здесь был ИванНиколаевич! Он узнал бы этого субъекта сразу!). А тот отразился и тотчаспропал. Степа в тревоге поглубже заглянул в переднюю, и вторично егокачнуло, ибо в зеркале прошел здоровеннейший черный кот и также пропал. У Степы оборвалось сердце, он пошатнулся. "Что же это такое? -- подумал он, -- уж не схожу ли я с ума? Откуда жэти отражения?!" -- он заглянул в переднюю и испуганно закричал: -- Груня! Какой тут кот у нас шляется? Откуда он? И кто-то еще с ним?? -- Не беспокойтесь, Степан Богданович, -- отозвался голос, но неГрунин, а гостя из спальни, -- кот этот мой. Не нервничайте. А Груни нет, яуслал ее в Воронеж, на родину, так как она жаловалась, что вы давно уже недаете ей отпуска. Слова эти были настолько неожиданными и нелепыми, что Степа решил, чтоослышался. В полном смятении он рысцой побежал в спальню и застыл на пороге.Волосы его шевельнулись, и на лбу появилась россыпь мелкого пота. Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором креслесидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден:усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. Нооказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позеразвалился некто третий, именно -- жутких размеров черный кот со стопкойводки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб,в другой. Свет, и так слабый в спальне, и вовсе начал меркнуть в глазах Степы."Вот как, оказывается, сходят с ума!" -- подумал он и ухватился запритолоку. -- Я вижу, вы немного удивлены, дражайший Степан Богданович? --осведомился Воланд у лязгающего зубами Степы, -- а между тем удивлятьсянечему. Это моя свита. Тут кот выпил водки, и Степина рука поползла по притолоке вниз. -- И свита эта требует места, -- продолжал Воланд, -- так что кое-ктоиз нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний -- именно вы! -- Они, они! -- козлиным голосом запел длинный клетчатый, вомножественном числе говоря о Степе, -- вообще они в последнее время жуткосвинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своеположение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому чтоничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки! -- Машину зря гоняет казенную! -- наябедничал и кот, жуя гриб. И тут случилось четвертое, и последнее, явление в квартире, когдаСтепа, совсем уже сползший на пол, ослабевшей рукой царапал притолоку. Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий,в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без тогоневиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий. -- Я, -- вступил в разговор этот новый, -- вообще не понимаю, как онпопал в директора, -- рыжий гнусавил все больше и больше, -- он такой жедиректор, как я архиерей! -- Ты не похож на архиерея, Азазелло, -- заметил кот, накладывая себесосисек на тарелку. -- Я это и говорю, -- прогнусил рыжий и, повернувшись к Воланду,добавил почтительно: -- Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям изМосквы? -- Брысь!! -- вдруг рявкнул кот, вздыбив шерсть. И тогда спальня завертелась вокруг Степы, и он ударился о притолокуголовой и, теряя сознание, подумал: "Я умираю..." Но он не умер. Открыв слегка глаза, он увидел себя сидящим на чем-токаменном. Вокруг него что-то шумело. Когда он открыл, как следует, глаза, онувидел, что шумит море, и что даже больше того, -- волна покачивается усамых его ног, и что, короче говоря, он сидит на самом конце мола, и что подним голубое сверкающее море, а сзади -- красивый город на горах. Не зная, как поступают в таких случаях, Степа поднялся на трясущиесяноги и пошел по молу к берегу. На молу стоял какой-то человек, курил, плевал в море. На Степу онпоглядел дикими глазами и перестал плевать. Тогда Степа отколол такую штуку:стал на колени перед неизвестным курильщиком и произнес: -- Умоляю, скажите, какой это город? -- Однако! -- сказал бездушный курильщик. -- Я не пьян, -- хрипло ответил Степа, -- я болен, со мной что-тослучилось, я болен... Где я? Какой это город?.. -- Ну, Ялта... Степа тихо вздохнул, повалился на бок, головою стукнулся о нагретыйкамень мола.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия