Написание палочек под ритм, удерживаемый педагогом.
Рабочая область для одной палочки две вертикально смежные клеточки. На счет раз точка ставится в левом нижнем углу нижней клеточки, на счет два – в правом верхнем углу верхней клеточки, на счет три точки соединяются прямой сверху вниз по диагонали.
Рекомендуемая последовательность движений
Далее процесс повторяется. (Для проблемных детей можно приготовить листы с выделенными рабочими строчками или даже с заранее проставленными рабочими точками.).
При всей своей простоте эта работа имеет ряд сложностей. Во-первых, поставив точку, следует сделать крохотную остановку (как будто до бабочки дотронулся и чуть-чуть ее прижал); во-вторых, вся работа ведется в едином ритме. Ритм, обычно, задают сами дети. Можно прислушаться к ритму дыхания, ритму сердцебиения, ритму ходьбы ребенка, и использовать его, удлиняя или укорачивая такты. Нам следует только поймать его собственный ритм и помогать удерживать его, отбивая (озвучивая) такт чем-либо. Дети пишут палочки сначала проговаривая их ритм, а педагог подстукивает им, не давая сбиваться: «Раз, два, три. Раз, два, три. …», или «Точка, точка, палочка. Точка, точка, палочка. …», или «Остановка, остановка, палочка. …» – кому, что по нраву. Сначала лучше просто подстукивать, подстраиваясь под работу ребенка, позже можно включить метроном (детям, обычно, это очень нравится, включается соревновательность с самим собой: «А давайте попробуем чуточку побыстрее».).
Когда обычным детям предлагаешь писать палочки, они, как правило, обижаются: мы уже взрослые, уже буквы, слова пишем, а тут палочки, словно мы маленькие. Тогда объясняешь, что палочки то они, конечно, писать умеют, а вот ритмичные вряд ли, и предлагаешь попробовать. После первых неудач рассказываешь о важности паузы при переходе из одного движения в другое: движение красиво, когда оно фиксировано в крайних точках. Девочкам хорошо привести примеры из балета, мальчикам – из восточных единоборств.
Примеры короткой остановки в конце красивого законченного действия.
Дети пишут палочки сначала проговаривая их ритм, а педагог подстукивает им, не давая сбиваться: «Раз, два, три. Раз, два, три. …», или «Точка, точка, палочка. Точка, точка, палочка. …», или «Остановка, остановка, палочка. …» – кому, что по нраву. 2. Написание палочек, когда дети сами удерживают ритм. Когда, в первом приближении, станет получаться, хорошо отстукивание ритма передоверить или свободной руке, или ноге самого ребенка. (Дети, которые уже хорошо освоили эту методику, рассказывали, что когда в школе попадается трудный текст, они машинально начинают отстукивать ритм большим пальцем ноги – ритм помогает писать и никто этого не видит.)
3. Автоматизация процесса. Когда дети начинают работать ровно, четко, палочки получаются ровными и красивыми, ритм держится, не ускоряясь или не замедляясь, приступаем к автоматизации этого движения. Для этого хорошо использовать отвлекающие моменты: дети пишут, а вы им что-то в это время рассказываете интересное. (У одной из нас есть для этого целая серия историй про кота Мяушку.) Если колебательная синергия упрочилась – отвлечение не мешает, а, как ни странно, помогает писанию палочек. (Колебательная синергия встроилась в автоматизмы уровня В).
При обсуждении этой методики в лаборатории аутизма О.С. Никольская и Е.Р. Баенская заметили, что не только рассказывание историй помогает становлению ритмической синкинезии письма, но и заданный ритм помогает ребенку-аутисту слушать и воспринимать предлагаемые истории. Вне погружения в ритм восприятие на слух дается ему с большим трудом.
|